Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Фокиной М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Л.М.И. на решение Климовского районного суда Брянской области от 18 декабря 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Л.М.И. к администрации Климовского района Брянской области о признании права на постановку на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Бобылевой Л.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Л.М.И. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что она вместе с недееспособной дочерью, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, по договору найма проживает в "адрес" Указанный жилой дом принадлежит Р.В.В.., к членам семьи которого она и ее дочь не относятся. В связи с отсутствием у нее жилого помещения в собственности или по договору социального найма она обратилась в администрацию пгт. Климово Брянской области с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, однако постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в принятии на жилищный учет, так как она не относится к малоимущим. Считая данный отказ незаконным, просила суд признать ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как лицо, имеющее в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющим иного жилого помещения, а также обязать администрацию пгт. Климово Брянской области принять ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 18 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Л.М.И ... просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права, мотивируя тем, что лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных Перечнем таких заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ, признаются нуждающимися в жилых помещениях независимо от их имущественного положения. При вынесении решения суд необоснованно руководствовался Федеральным законом N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", поскольку в деле отсутствуют сведения о наличии у дочери инвалидности, в связи с чем порядок предоставления жилого помещения не может регулироваться указанным законом. Кроме того, полагает необоснованным вывод суда об умышленном ухудшении ею своих жилищных условий.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения в связи с отсутствием правовых оснований для его отмены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Л.М.И. обратилась в администрацию пгт. Климово Брянской области с заявлениями о признании ее с дочерью Л.Л.А ... малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи из 2 человек в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, а также наличии в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Постановлением администрации пгт. Климово Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N Л.М.И ... отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что не является малоимущей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что право Л.М.И. на обеспечение жилой помещением подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
Судебная коллегия находит данный вывод суда соответствующим требованиям закона.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно указанной норме права жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2 статьи 49 ЖК РФ). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).
Таким образом, в силу указанной нормы для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Брянской области N 66-3 от 24 июля 2006 года "О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учетом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Материалами дела установлено, что среднемесячный совокупный доход Л.М.И. превышает установленное пороговое значение дохода на каждого члена семьи, состоящего из 2 человек, установленное решением Совета народных депутатов пгт Климово от 29 декабря 2014 года N 2-477, равное 12082 рубля 62 копейки, в связи с чем она не является малоимущей, что истицей не оспаривается.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, дочь истицы Л.Л.А. является инвалидом "данные изъяты" что подтверждается справками ГБУЗ "Климовская ЦРБ" N от ДД.ММ.ГГГГ
Указанные заболевания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 включены в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартир.
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ).
Статьей 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, то есть за счет средств Федерального фонда компенсаций.
В соответствии подпунктом "д" статьи 1 Закона Брянской области от 12 марта 2007 N 26-3 "О категориях граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма" на предоставление жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма имеют право следующие категории граждан, признанных по установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в жилых помещениях и ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Таким образом, указанные в статье 17 Федерального закона N 181-ФЗ граждане, встающие на учет на получение жилого помещения после 1 января 2005 года, к числу иных категорий граждан названной выше статьей Закона Брянской области и Федеральным законом не отнесены.
Между тем, истица с дочерью Л.Л.А. на учете нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года не состояла.
Статья 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, и одновременно признание этого гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Согласно пункту 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Исходя из смысла пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ и пункта 2 названных выше Правил, само по себе наличие у члена семьи заболевания тяжелой хронической формы, не может являться безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данная норма права предусматривает в качестве самостоятельного основания для обеспечения его отдельным жилым помещением такое условие как проживание лица в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с носителем заболевания других семей (семей, проживающих в коммунальной квартире), но не лиц, связанных отношениями родства и проживающих в отдельной квартире.
Как следует из материалов дела Л.М.И ... с дочерью с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: "адрес" принадлежащем на праве собственности несовершеннолетней Р.А.В.., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Между Л.М.И ... и Р.В.В ... заключен договор найма жилого помещения в указанном доме, по условиям которого Р.В.В. сдал в наем комнату площадью "данные изъяты" кв.м.
При этом судом установлено, что истица на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарила принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, площадью 47,5 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" своей дочери З.С.А. проживающей в г. Санкт-Петербург, однако преимущественно в нем проживает и была зарегистрирована до ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу о намеренном ухудшении Л.М.И. своих жилищных условий, что в силу статьи 53 ЖК РФ также является основанием для отказа в постановке на жилищный учет.
Судебная коллегия согласна с данной позицией суда, так как в соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и приняты на жилищный учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности данного вывода суда в связи с тем, что ни в постановлении администрации, ни в сопроводительном письме ссылок на данную норму не имеется, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку не соответствует материалам дела. Так в сообщении заместителя главы администрации пгт Климово, адресованном Л.М.И.., указано о причинах отказа в постановке на жилищный учет, в том числе и по основаниям статьи 53 ЖК РФ.
Судебная коллегия так же находит необоснованными доводы жалобы истца о том, что суд незаконно применил при рассмотрении дела положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так как якобы в деле отсутствует справка о том, что дочь является инвалидом.
Данный довод опровергается материалами дела. Так в деле имеется справка N согласно которой Л.Л.А ... имеет группу инвалидности "данные изъяты"
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы заявителя повторяют доводы иска, не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств, иному пониманию норм материального права, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 18 декабря 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Л.М.И. к администрации Климовского района Брянской области о признании права на постановку на жилищный учет оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Л.М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.