НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 08 февраля 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Литвяковой Е.Ю.
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Скала" ФИО9, представителя городской Думы города Нижнего Новгорода ФИО15., представителя администрации города Нижнего Новгорода ФИО16 представителей министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО10 и ФИО8, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скала" о признании недействующим решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" в части отнесения к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 1-Лн-Р (согласно схемы), расположенной по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Ленинский район, проспект Ленина, вокруг озера Силикатное, площадью 48805 кв.м., земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив дома N15/1, разрешенное использование: для строительства кафе на берегу Силикатного озера, как несоответствующего требованиям пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 4, пункта 3 статьи 9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Скала" (далее - ООО "Скала") обратилось в Нижегородский областной суд с приведенным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указало, что решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 1-Лн-Р (согласно схемы), расположенной вокруг озера Силикатное, площадью 48805 кв.м., отнесен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенный по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес". Данное решение опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород", N51(678) от 29.06.2012 года.
По мнению административного истца, решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года N106 не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца по следующим основаниям. ООО "Скала" является застройщиком земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес". Право ООО "Скала" на строительство на вышеуказанном земельном участке возникло на основании решения инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 04.03.2011 года N6190-68Р-2912, распоряжения Правительства Нижегородской области от 13.0.2012 года N226-р. В силу соглашения от 06 апреля 2012 года N47, заключенного между ООО "Скала" и Правительством Нижегородской области, ООО "Скала" обязуется реализовать инвестиционный проект по строительству кафе на данном земельном участке.
16 мая 2012 года между министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (ранее - министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области) и ООО "Скала" был заключен договор аренды N18-3218с указанного выше земельного участка с кадастровым номером N Согласно п.3.3.1 Договора аренды от 16.05.2012 года N18-3218с арендатор имеет право самостоятельно хозяйствовать на участке в соответствии с установленной целью его использования - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию кафе на берегу Силикатного озера.
Приказом департамента развития территории Нижегородской области от 27 февраля 2012 года N03-10ГП утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по проспекту Ленина, напротив дома N15/1 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода. В п.2 градостроительного плана земельного участка указано, что генеральный план города Нижнего Новгорода, утверждённый постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 17.03.2010 года N22, устанавливает функциональное зонирование на земельный участок для зоны Р-Зп - зоны парков. В градостроительном плане отсутствует какая-либо информация об отнесении земельного участка к озелененным территориям с запретом строительства на нем.
Во исполнение требований градостроительного плана ООО "Скала" была подготовлена проектная документация для строительства кафе на земельном участке с кадастровым номером N Административный истец платит министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области арендную плату за аренду земельного участка в соответствии с условиями договора аренды от 16.05.2012 г. NN18-3218с.
Также ООО "Скала" указало в административном исковом заявлении о том, что решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года N106 в обжалуемой части ограничивает хозяйственную деятельность ООО "Скала", создает препятствие в строительстве кафе, в выполнении договора аренды и реализации инвестиционного проекта по строительству. ООО "Скала" не может получить разрешение на строительство кафе на вышеуказанном земельном участке. 13 ноября 2015 года администрация города Нижнего Новгорода письмом N12-01-16-7147 ис ответила на обращение ООО "Скала" отказом в выдаче разрешения на строительство кафе, указав, что данный земельный участок включен в перечень озелененных территорий, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода.
Административный истец полагает, что земельный участок с кадастровым номером N на дату внесения в реестр озелененных территорий города Нижнего Новгорода был занят под определенные хозяйственные цели конкретным пользователем, договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, ООО "Скала" находилось в процессе освоения выделенного ему земельного участка под строительство. При таких обстоятельствах решение городской Думы города Нижнего Новгорода об отнесении названного земельного участка к озелененным территориям приводит к невозможности реализации инвестиционного проекта и исполнению соглашения, заключенного между Правительством Нижегородской области и ООО "Скала", и, соответственно, создает препятствия Обществу для осуществления строительства запланированного объекта.
ООО "Скала" указало в административном исковом заявлении о том, что в оспариваемой части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" противоречит требованиям п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, пп.1 п.1 ст.4, п.3 ст.9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".
При рассмотрении дела в суде представитель общества с ограниченной ответственностью "Скала" ФИО9 требования административного искового заявления поддержал, административное исковое заявление просил удовлетворить по указанным в нем основаниям. Дополнительно представил письменное пояснение. Сообщил суду, что земельный участок с кадастровым номером N после передачи его в установленном порядке под строительство и эксплуатацию кафе не может являться территорией общего пользования. Согласно договору аренды земельного участка, заключенного с ООО "Скала", ООО "Скала" может и должно на данном земельном участке осуществлять деятельность по строительству кафе.
Также представитель административного истца полагал, что оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" является нормативным правовым актом, имеются судебные решения по идентичным делам, которые суды рассматривали в порядке, предусмотренном для оспаривания нормативных правовых актов.
Представитель городской Думы города Нижнего Новгорода Гузикова И.В. с требованиями административного истца не согласилась. Указала в судебном заседании о том, что оспариваемое решение городской Думы города Нижнего Новгорода является принятым представительным органом местного самоуправления правовым актом, не имеющим нормативного характера, то есть не содержащим нормы, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" включение озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области в Реестр осуществляется уполномоченным органом по предложению органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений, а также по инициативе самого уполномоченного органа. Как следует из пункта 1.4 Порядка ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 года N135, перечень представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования города Нижнего Новгорода, включающий наименование и местоположение озелененных территорий, категорию озелененных территорий, сведения о наличии и состоянии деревьев, кустарников и травянистого покрова, графические материалы с указанием границ и общей площади данных о категории земель, принадлежности земельного участка к территориальным зонам и его планируемом использовании в соответствии с утвержденной градостроительной документацией муниципального образования. Перечень озелененных территорий представляет собой список (перечень, свод данных), в котором отражается (фиксируется) информация о наличии в городе территорий, на которой произрастают деревья, кустарники и травянистый покров в соответствии с категориями, которые установлены законом Нижегородской области. По мнению представителя административного ответчика, из изложенного следует, что перечень озелененных территорий нормативным правовым актом не является, так как утвержденный по своей сути список правовых норм (правил поведения) не содержит и не устанавливает, какие-либо общественные отношения не регулирует.
По существу заявленного требования представитель административного ответчика указал, что решение городской Думой города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" принято городской Думой города Нижнего Новгорода в пределах предоставленных полномочий. В соответствии с Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 N 135, перечень представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования города Нижнего Новгорода. Целью ведения Перечня является систематизация сведений об озелененных территориях общего пользования. Данные Перечня направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области для принятия решения о включении в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области. Утверждение перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода носит информативный характер и не означает наложение каких-либо ограничений на правообладателей земельных участков, так как решение о включении территории в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области принимается уполномоченным Правительством Нижегородской области органом, а перечень озелененных территорий является лишь предложением органов местного самоуправления по включению территорий в названный Реестр. Закон Нижегородской области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предоставляет право включать в Реестр территории различного функционального назначения независимо от принадлежности данных земельных участков и отнесения их к каким-либо функциональным зонам. Критерием включения в перечень является наличие растительности на данных участках. Просит в удовлетворении административного искового заявления ООО "Скала" отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации города Нижнего Новгорода ФИО17 возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала в судебном заседании о том, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес", согласно генеральному плану города Нижнего Новгорода, утвержденному постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода, находится в функциональной зоне Р-Зп (зона парков), в которой согласно информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка N, строительство предприятий общественного питания (кафе, экспресс-кафе) является основным видом разрешенного использования. Указала, что административным истцом делается неверный вывод о том, что включение принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N в границы озелененной территории общего пользования означает автоматическое отнесение данной территории к территории общего пользования, поскольку согласно статье 1 Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде территория общего пользования - отграничиваемая красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные), которые не подлежат приватизации и беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц. Согласно части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории общего пользования действие градостроительных регламентов не распространяется. Отражение видов разрешенного использования в выданном заявителю градостроительном плане земельного участка означает, что данная территория не отнесена к территории общего пользования. Законом Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" установлены требования к охране озелененных территорий.
Представитель считает, что правовые последствия в виде запрета строительства на той или иной территории возникают после включения данной территории в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 года N135 "О порядке ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" установлено, что данные Перечня направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области для принятия решения о включении в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области (п. 1.6 Порядка). Таким образом, утверждаемый решением городской Думы города Нижнего Новгорода перечень является, по сути, предложением органа местного самоуправления, предусмотренным частью 2 статьи 11 Закона области. Согласно п.2.1 Порядка включению в перечень подлежат все озелененные территории общего пользования, расположенные на территории города Нижнего Новгорода и являющиеся составной частью городского зеленого фонда. Озелененные территории должны отвечать требования, установленным п.2.2 Порядка. Соответствие предложений о включении территории в перечень и впоследствии в Реестр установленным критериям проверяется уполномоченными органами при принятии соответствующего решения. Закон области и Порядок позволяют включать в Реестр территории различного функционального назначения независимо от принадлежности земельного участка к функциональным зонам и не содержат запрета на включение земельных участков, принадлежащих на праве аренды юридическим или физическим лицам. Пунктом 2.10 Порядка определено, что площадь и границы озелененных территорий могут быть уточнены при разработке документации по планировке территории или по результатам топографических работ.
На вопрос суда представитель заинтересованного лица администрации города Нижнего Новгорода пояснил, что документов от Горкомэкологии города Нижнего Новгорода по поводу отнесения земельного участка к категории "озелененная территория" не имеется.
Представители заинтересованного лица министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО10 и ФИО8 в судебном заседании пояснили суду о том, что Порядком ведения Реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2008 года N358, установлено, что внесению в Реестр подлежат все озелененные территории общего пользования городов, а также иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов Нижегородской области, - территории, используемые для рекреационных целей (парки, сады, скверы, бульвары, набережные и другие рекреационно-природные территории). Включение озелененных территорий общего пользования Нижегородской области в Реестр осуществляется уполномоченным органом по предложению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, граждан и общественных объединений, а также по инициативе самого уполномоченного органа. Земельный участок по проспекту Ленина (вокруг озера Силикатное) включен в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области на основании письма заместителя главы г.Н.Новгорода от 20.06.2013 года N03-512/13ис. Министерство, рассмотрев обращение заместителя главы г.Н.Новгорода и представленные документы, внесло земельный участок в Реестр озелененных территорий. На вопрос суда пояснили, что территория является озелененной независимо от того, включена она в Реестр озелененных территорий или не включена. Территория является озелененной, если она обладает признаками, указанными в Законе Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО11 предложил суду заявленные требования ООО "Скала удовлетворить. Указал, что 16.05.2012 года между ООО "Скала" и министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию кафе. Данный земельный участок предоставлен административному истцу по правилам ст.ст.30, 31 Земельного кодекса РФ, акт выбора участка в целях строительства был подготовлен администрацией г.Н.Новгорода. На момент предоставления ООО "Скала" земельного участка он в соответствии с генеральным планом г.Н.Новгорода, утвержденным постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 17.03.2010 года N22, располагался в функциональной зоне Р-Зп (зона парков), которая предусматривает освоение земель в целях строительства объектов питания. Кроме того, участок не был включен в Перечень озелененных территорий общего пользования. Решением городской Думы г.Н.Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования г.Н.Новгорода" территория, в границах которой расположен участок ООО "Скала", была включена в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода.
В силу положений п.12 ст.1 Градостроительного кодекса и п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ отнесение земель к территориям общего пользования подразумевает возможность их использования неопределенным кругом лиц. Исключений из данного правила закон не содержит. В рассматриваемой ситуации земельный участок, предоставленный административному истцу в целях строительства, подразумевающего ограничение доступа на участок в период производства работ и последующей эксплуатации здания, был включен в указанный Перечень, что повлекло возникновение права неопределенного круга лиц на доступ к нему и, соответственно, обязанность ООО "Скала" не чинить препятствий в реализации данного права. Таким образом, в результате принятия оспариваемого решения ООО "Скала" лишено возможности исполнить свои обязанности, предусмотренные ст.42 Земельного кодекса РФ и договором аренды, по освоению участка в целях строительства, а население г.Н.Новгорода ограничено в праве на достоверную информацию о состоянии окружающей среды в части сведений об озелененных территориях, на которые может быть осуществлен свободный доступ. Считал административное исковое заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления ООО "Скала", заслушав представителей сторон, заинтересованных лиц и заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд признает оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части недействующим если он не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
ООО "Скала" по настоящему делу оспаривается решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" в части отнесения к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 1-Лн-Р (согласно схеме), расположенной по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Ленинский район, проспект Ленина, вокруг озера Силикатное, площадью 48805 кв.м., земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив дома N15/1, разрешенное использование: для строительства кафе на берегу Силикатного озера.
Судом установлено, что городской Думой города Нижнего Новгорода принято решение от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", которое было опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород", N51(678), 29.06.2012.
В данное решение вносились изменения и дополнения. Решением городской Думы г.Н.Новгорода от 20.02.2013 года N22 "О внесении изменений в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106" перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода дополнен земельным участком: идентификационный номер 1-Лн-Р (схема); наименование и категория: рекреационно - природная территория; местоположение: пр.Ленинна (вокруг озера Силикатное); общая площадь: 48995 кв.м.; площадь территории, фактически занятой зелеными насаждениями: (не указано); принадлежность участка (собственник, ответственный владелец): собственность не разграничена; краткая характеристика озелененной территории (количество зеленых насаждений, видовой состав, состояние насаждений): (не указано); сведения о проведенных мероприятиях по благоустройству зеленых насаждений: (не указано); сведения о планируемых мероприятиях по благоустройству зеленых насаждений (не указано).
Решением Городской Думы г.Н.Новгорода от 20.11.2013 года N155 в оспариваемое решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 внесено изменение: в строке 1-Лн-Р в части общей площади земельного участка вместо 48995 кв.м. указано 48805 кв.м.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд полагает, что оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" обладает всеми признаками нормативного правового акта: принято компетентным муниципальным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. Поэтому административный спор подсуден Нижегородскому областному суду.
При этом суд исходит из следующего.
Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", как это следует из его содержания, принято в соответствии с Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденным решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 года N135, который в свою очередь принят на основании Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".
Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода установлено, что целью ведения Перечня является систематизация сведений об озелененных территориях общего пользования для их сохранения, эффективного управления и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии озелененных территорий (пункт 1.5). Таким образом, оспариваемое решение Думы города Нижнего Новгорода, которым утвержден перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, определяет конкретные территории (земельные участки), в отношении которых у органов местного самоуправления появилась возможность издавать ненормативные акты, касающиеся управления, распоряжения такой территорией. Данный вывод следует из положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 9 Закона Нижегородской области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", устанавливающих особый порядок использования территорий общего пользования.
В связи с этим суд полагает, что включение территории в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода влечет возникновение правовых последствий не только для лица, владеющего на каком-либо праве земельным участком, но и для неопределенного круга лиц.
В силу пункта 2 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В связи с изложенным суд считает, что настоящее дело подсудно Нижегородскому областному суду и оснований для передачи его по подсудности в районный суд не имеется.
Суд также полагает, что ООО "Скала" является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу, так как им в суд предоставлены доказательства передачи земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес", на основании договора аренды в пользование ООО "Скала" с правом строительства на нем кафе, а также доказательства нарушения права в связи с включением данного земельного участка в составе земельного участка, расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", вокруг озера Силикатное, площадью 48805 кв.м., отнесенного к категории озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода.
Из представленных в суд документов усматривается, что рабочей группой инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области 04.03.2011 года было принято решение N6190-68Р-2912, согласно которому на инвестиционном совете рассмотрена заявка ООО "Скала" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г.Н. ФИО6, "адрес", на берегу у Силикатного озера, напротив "адрес", для реализации инвестиционного проекта "Строительство кафе". Данным решением предусмотрено считать целесообразным реализацию инвестиционного проекта "Строительство кафе", считать возможным предоставить ООО "Скала" в аренду на период строительства указанный земельный участок, рекомендовать администрации города Нижнего Новгорода в срок до 29.03.2011 года уточнить границы земельного участка для реализации инвестиционного проекта (л.д.59).
На основании статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, решения рабочей группы инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 04.03.2011 года N6190-68Р-2912 администрацией города Нижнего Новгорода принято постановление от 27.04.2011 года N1487, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала N (категория - земли населенных пунктов) площадью 1581 кв.м. (N6191), выбираемого для строительства кафе на берегу у Силикатного озера, напротив дома N51/1 по проспекту Ленина в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
13.02.2012 года Правительством Нижегородской области принято распоряжение N226-р "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Скала" для строительства кафе на берегу у Силикатного озера, напротив дома N15/1 по проспекту Ленина в Ленинском районе города Нижнего Новгорода", которым постановлено предоставить указанный выше земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1581+/-14 кв.м., расположенный по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес", ООО "Скала" в аренду сроком до 10.05.2015 года для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию кафе на берегу Силикатного озера. Данным распоряжением на ООО "Скала" возложена обязанность осуществить в срок до 10.05.2015 года проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию кафе на берегу Силикатного озера (л.д.63-65).
Департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области принят приказ от 27.02.2012 года N03-10 ГП "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по проспекту Ленина, напротив дома N15/1 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода", которым утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N (л.д.83).
Согласно генеральному плану города Нижнего Новгорода функциональное зонирование рассматриваемого участка - зона Р-3п - зоны парков (л.д.84).
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N - строительство кафе (л.д.84, 94).
В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером N отсутствует какая-либо информация об отнесении земельного участка к озелененным территориям с запретом строительства на нем.
В силу соглашения от 06 апреля 2012 года N47, заключенного между ООО "Скала" и Правительством Нижегородской области, ООО "Скала" обязуется реализовать инвестиционный проект по строительству кафе на земельном участке N площадью 1581 кв.м., расположенном по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив дома N15/1 (л.д.60-62).
На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 13.02.2012 года N226-р между министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ООО "Скала" заключен договор аренды земельного участка от 16.05.2012 года N18-3218с, составлен акт приема-передачи земельного участка от 16.05.2012 года. Согласно п.3.3.1 Договора аренды от 16.05.2012 года N18-3218с арендатор имеет право самостоятельно хозяйствовать на участке в соответствии с установленной целью его использования - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию кафе на берегу у Силикатного озера (л.д.66-78).
Во исполнение требований градостроительного плана ООО "Скала" была подготовлена проектная документация для строительства кафе на земельном участке с кадастровым номером N (условия подключения, технические условия на подключения, л.д.99-108).
Из материалов дела также усматривается, что ООО "Скала" обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о разрешении строительства кафе на указанном выше земельном участке. Департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода письменным ответом от 13.11.2015 года N12-01-16-7147 в выдаче разрешения на строительство ООО "Скала" было отказано. При этом в ответе указывается о том, что земельный участок, на котором должно быть организовано строительство кафе, включен в перечень озелененных территорий, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года N106, а также в Реестр озелененных территорий общего пользования городов Нижегородской области, который ведет министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. В соответствии с п.3 ст.9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" запрещено строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов спорта, гражданской обороны, вентиляционных шахт метрополитена, объектов, предназначенных для выполнения работ, связанных с содержанием территории, объектов монументального искусства, инженерных сооружений, общественных туалетов, если иное не установлено законодательством (л.д.111-112).
Таким образом, суд полагает, что включение земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес", в составе земельного участка площадью 48805 кв.м., расположенного вокруг озера Силикатное в Ленинском районе города Нижнего Новгорода в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года N106, непосредственно затрагивает права и законные интересы ООО "Скала".
При этом суд исходит из того, что последующее включение земельного участка площадью 48805 кв.м., расположенного вокруг озера Силикатное, в Реестр озелененных территорий общего пользования городов Нижегородской области явилось следствием включения указанного земельного участка в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода и передачи администрацией города Нижнего Новгорода сведений об этом в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 29 и части 1 статьи 51 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 года N91, городская Дума города Нижнего Новгорода является представительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Городская Дума города Нижнего Новгорода по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода.
Судом установлено, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода городской Думой города Нижнего Новгорода принято решение от 21.09.2011 года N135 "О Порядке ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", в соответствии с пунктом 2.8 которого Перечень и внесение в него изменений утверждается городской Думой города Нижнего Новгорода после предварительного рассмотрения постоянной комиссией городской Думы города Нижнего Новгорода по экологии. Проекты правовых актов об утверждении Перечня и внесение в него изменений подготавливаются уполномоченным органом.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что городская Дума города Нижнего Новгорода была правомочна принять решение от 26.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", а также вносить в него изменения и дополнения.
На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года N106 "Об утверждении Перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" не должно противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Законодательным Собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", который регулирует правоотношения в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области.
Согласно пункту 1 статьи 3, пункту 1 части 1 статьи 4 данного Закона Нижегородской области под озелененными территориями в законе понимаются территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов; озелененные территории общего пользования Нижегородской области - территории, используемые для рекреационных целей (парки, сады, скверы, бульвары, набережные и другие рекреационно-природные территории).
На основании пунктов 1 и 2 части 3 статьи 9 данного Закона на озелененных территориях общего пользования в соответствии с федеральным законодательством запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, в том числе: 1) строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов спорта, гражданской обороны, вентиляционных шахт метрополитена, объектов, предназначенных для выполнения работ, связанных с содержанием территории, объектов монументального искусства, инженерных сооружений, общественных туалетов, с учетом требований части 3 статьи 10 настоящего Закона и если иное не установлено законодательством; 2) предпринимательская деятельность, размещение торговых объектов, не направленные на функционирование озелененных территорий и не соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, правилами землепользования и застройки, проектами планировки территории и проектами межевания территории.
Согласно части 3 статьи 11 Закона включение озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области в Реестр осуществляется уполномоченным органом по предложению органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений, а также по инициативе самого уполномоченного органа.
В соответствии с пунктами 1.4-1.6 Порядка ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 года N135, Перечень представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования города Нижнего Новгорода, включающий наименование и местоположение озелененных территорий, категорию озелененных территорий в соответствии со статьей 4 Закона Нижегородской области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" с указанием видов озелененных территорий (лесопарки, парки, скверы, сады, бульвары, набережные и другие реакреационно-природные территории), сведения о наличии и состоянии деревьев, кустарников и травянистого покрова на озелененной территории, графические материалы с указанием границ и общей площади озелененных территорий, данных о категории земель, принадлежности земельного участка к территориальным зонам и его планируемом использовании в соответствии с утвержденной градостроительной документацией муниципального образования (п.1.4); целью ведения Перечня является систематизация сведений об озелененных территориях общего пользования для их сохранения, эффективного управления и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии озелененных территорий (п.1.5); данные Перечня направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области для принятия решения о включении в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области (п.1.6).
Суд полагает, что оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года N106 "Об утверждении Перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 1 статьи 4 и части 3 статьи 9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", которые не предусматривают возможности отнесения к озелененным территориям общего пользования города Нижнего Новгорода земельного участка, принадлежащего юридическому лицу на праве аренды и переданного на основании правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Нижегородской области - Правительства Нижегородской области для осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, имевшая место передача земельного участка полномочным органом под конкретные хозяйственные цели - строительство кафе, конкретному пользователю - ООО "Скала" исключает возможность использования данного земельного участка для общественных целей неограниченным кругом лиц, то есть возможность его отнесения к категории озелененных территорий общего пользования. Включение такого участка, находящегося в аренде и имеющего разрешенное использование: для строительства кафе, в состав озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода нарушает права ООО "Скала", так как создает препятствия для строительства запланированного объекта.
Кроме того, при принятии данного решения суд учитывает, что административным ответчиком не представлено доказательств того обстоятельства, что территория земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Ленинский район, проспект Ленина, напротив дома N15/1, входящая с состав земельного участка площадью 48805 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Ленинский район, проспект Ленина, вокруг озера Силикатное, по своим характеристикам может быть отнесена к озелененной территории общего пользования города Нижнего Новгорода.
Вместе с тем, приведенным выше Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 года N135, предусмотрены определенные критерии, по которым производится включение какой-либо территории в перечнь озелененных территорий общего пользования - пункты 2.2.1-2.2.5 (наличие зеленых насаждений; доля площади фактически озелененной территории от общей территории земельного участка; доля площади под зданиями и иными сооружениями, расположенными на озелененной территории общего пользования; доля площади, занятая проездами, дорожками и площадками с твердым покрытием, расположенными на озелененной территории к общей площади озелененной территории).
При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление ООО "Скала" подлежит удовлетворению.
Суд полагает, что решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" может быть признано недействующим в части отнесения к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 1-Лн-Р (согласно схеме), расположенной по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", вокруг озера Силикатное, площадью 48805 кв.м., земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес", разрешенное использование: для строительства кафе на берегу у Силикатного озера, со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. При этом суд исходит из того, что до вынесения решения суда данный нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся.
На основании части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Скала" по настоящему делу удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года N106 "Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода" в части отнесения к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 1-Лн-Р (согласно схеме), расположенной по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", вокруг озера Силикатное, площадью 48805 кв.м., земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1581 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 "адрес" ФИО6, "адрес", напротив "адрес", разрешенное использование: для строительства кафе на берегу у Силикатного озера.
Обязать городскую Думу города Нижнего Новгорода в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в газете "День города. Нижний Новгород".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2016 года.
Судья областного суда М.А. Кручинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.