Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Смоленской области Бизюкова И.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Администрации г.Смоленска,
установил:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска (поименованным как решение) от 04.03.2016 в отношении Администрации г.Смоленска прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, просит постановление отменить, как незаконное, указывая на наличие в действиях Администрации г.Смоленска состава административного правонарушения.
Выслушав законного представителя Администрации г.Смоленска, - Гырлину Е.В., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Из материалов дела видно, что на основании приказа руководителя Росприроднадзора по Смоленской области от (дата) N/ ... "Об утверждении планового (рейдового) задания на проведения планового (рейдового) осмотра земельных участков в границах территории г.Смоленска" проведена рейдовая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории г.Смоленска.
В ходе проверки на территории Чуриловского оврага Ленинского района г.Смоленска (в ... ; ... и ... ) выявлено уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления Администрацией города Смоленска (коммунально-бытовые отходы, отработанная авторезина, строительные материалы и т.д.).
Определением старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Смоленской области от 25.12.2015 в отношении Администрации г.Смоленска возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При проведении осмотра территории оврага 28.12.2015 проводился отбор проб почвы оврага и природной воды Чуриловского ручья, протекающего по дну западной части оврага на предмет соблюдения предельно- допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ.
По результатам испытаний (измерений) выявлены превышения нормативов ПДК: в почве (по цинку (подвижная форма) в "данные изъяты" раза, по свинцу (подвижная форма) в "данные изъяты" раза, по нитритному азоту в "данные изъяты" раза, по нефтепродуктам в "данные изъяты" раза); в воде (по нефтепродуктам в "данные изъяты" раза, по азоту нитритов в "данные изъяты" раза, по нитрит-иону в "данные изъяты" раза, по аммония-иону в "данные изъяты" раза, по азоту аммонийному в "данные изъяты" раза), что подтверждается протоколами испытаний (измерений) от (дата) N, от (дата) N.
Старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Смоленской области 19.01.2016 в отношении Администрации г.Смоленска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Принимая обжалуемое решение и, прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда сослался на отсутствие доказательств вины Администрации г.Смоленска во вмененном ей административном правонарушении. Указал на отсутствие доказательств обязанности Администрации по сбору, вывозу, утилизации бытовых и промышленных отходов с территории оврага, которые привели к порче земель, а также, что не установлен собственник отходов, конкретные действия (бездействие) Администрации применительно к ч.2 ст.8.6 КоАП РФ вмененные ей в вину, что, по мнению судьи, повлекло существенные нарушения КоАП РФ, которые невозможно устранить в ходе судебной проверки.
Однако с такими выводами нельзя согласиться, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права и ненадлежащей оценки доказательств по делу.
В соответствии с требованиями ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, производится на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ст. ст.12, ч.1 п.1,2 ст.13 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается: в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что на территории Чуриловского оврага выявлено несанкционированное размещение отходов "данные изъяты" классов опасности (коммунально-бытовые отходы, отработанная авторезина, строительные материалы), установлено, что отходами производства и потребления захламлена и водоохранная зона Чуриловского ручья, что непосредственно влияет на качество природной воды, согласно экоаналитическому заключению от (дата) установлена причинная связь между нарушением правил обращения с отходами производства и потребления и порчей земель.
Данный земельный участок относится к территориальной зоне "данные изъяты" (зона рекреационно - природной территории, сохранение существующего природного ландшафта, зеленых массивов, создание на этих условиях комфорта посещения лесных территорий, с включением объектов инженерной инфраструктуры),
на государственный кадастровый учет не поставлен, сведения о границах данной территории, а также, кадастровый паспорт отсутствуют, решения о предоставлении (пользовании) территории оврага Администрацией не принимались.
На основании п.1,2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Территориальный орган Администрации г.Смоленска-Администрация Ленинского района г.Смоленска, в соответствии с п.п.2.2,2.3 Положения о территориальном органе Администрации г.Смоленска-Администрации Ленинского района г.Смоленска, является структурным подразделением Администрации г.Смоленска и не является органом местного самоуправления. Поэтому, именно на Администрацию г.Смоленска, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с данной территории.
При таких обстоятельствах, выводы судьи районного суда об отсутствии в действиях Администрации г.Смоленска объективной и субъективной стороны административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ не основаны на законе.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судьей не выполнены предусмотренные ст.26.11 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в нарушение требований ст.29.10 КоАП РФ не дана оценка доказательствам, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ и, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, составляет один год, на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления судьи, как незаконного и необоснованного с возвращением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь частью 1 статьи 30.7, частью 1 статьи 29.10, а также статьей 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г.Смоленска от 04 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении Администрации г.Смоленска отменить, и дело возвратить в Ленинский районный суд г.Смоленска на новое рассмотрение.
Судья М.В. Туникене
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.