Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Мурасова А.Н. к Администрации города Хабаровска о признании незаконным решения о невозможности перераспределения земельных участков, возложении обязанностей по совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Мурасова А.Н. - Торяника Ю.И. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 12 января 2016 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя административного истца Торяника Ю.И., представителя административного ответчика Лузиной Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурасов А.Н. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельного участка, расположенного по "адрес", площадью 600 кв.м., с кадастровым номером N, предназначенного для использования под фактически возведенный жилой дом. К его участку прилегает участок, площадью 648 кв.м., находящийся в муниципальной собственности, которым он пользуется за плату на основании акта, подтверждающего фактическое использование.
23.07.2015г. он обратился в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением о перераспределении указанных земельных участков. В связи с отсутствием проекта межевания территории к заявлению была приложена схема расположения земельного участка. В ответ на его заявление о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, по "адрес", письмами Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска N от 21.08.2015г. и N от 25.09.2015г. ему сообщено о невозможности перераспределения земельных участков в связи с тем, что территория, в границах которой находятся испрашиваемые земельные участки, не обеспечена утвержденным проектом межевания территории.
С решением о невозможности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, по "адрес" не согласен, поскольку оно является формальным, незаконным, нарушает его права и законные интересы, принято на основании необоснованного вывода о том, что разрешенное использование принадлежащего ему земельного участка не относится к видам разрешенного использования, перечисленным в п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В кадастровом паспорте принадлежащего ему земельного участка по "адрес" указано разрешенное использование "под фактически возведенный жилой дом". На указанном участке находится принадлежащий ему на праве собственности одноэтажный индивидуальный жилой дом.
Виды разрешенного использования земельных участков в Российской Федерации определены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014г. N 540, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка с кодом 2.1 называется "для индивидуального жилищного строительства" и описывается следующим образом: "размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей). Следовательно, фактически разрешенным видом использования находящегося у него в собственности земельного участка по "адрес" является вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" поскольку он предназначен для размещения индивидуального жилого дома.
Данное обстоятельство позволяет перераспределять земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка. Площадь земельного участка, находящегося в его собственности, увеличится в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Просил признать незаконным решение Администрации города Хабаровска в лице уполномоченного органа Департамента архитектуры, строительства и землепользования о невозможности перераспределения земельных участков находящихся в государственной и частной собственности, по "адрес"; обязать Администрацию города Хабаровска, при отсутствии других (законных) оснований в отказе, утвердить схему расположения земельного участка и заключить с Мурасовым А.Н. соглашение о перераспределении указанных земельных участков.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 12 января 2016 года в удовлетворении административного иска Мурасову А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Торяник Ю.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением, неверным толкованием норм материального права, при формальном подходе к оценке фактических обстоятельств дела.
В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что положение ч. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки могут быть перераспределены в соответствии со схемой расположения земельного участка, в данном случае не применимо, поскольку принадлежащий административному истцу участок не предназначен для целей, перечисленных в нем (ведение личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства), и что назначение данного земельного участка "под фактически возведенный жилой дом" не идентично назначению "для индивидуального жилищного строительства", основаны на неправильном толковании закона. В характеристиках спорного земельного участка, содержащихся в кадастре недвижимости, и публичной кадастровой карте указано разрешенное использование: по документам - под фактически возведенный жилой дом, по классификатору - для индивидуальной жилой застройки.
Неверным является и вывод о том, что в целях перераспределения земельных участков следует принимать во внимание не разрешенное использование земельного участка, а целевое назначение земельного участка, находящегося у истца в собственности. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок, находящийся "адрес", относится к категории земель "Земли населенных пунктов", входит в жилую зону Ж-3, зона смешанной жилой застройки. Согласно п. 11.1.1. Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской думы от 21.05.2002г. N 211 (с изменениями на 03.11.2015), для жилой зоны Ж-3 установлен вид разрешенного использования земельных участков "Жилой дом одноквартирный". Указанное разрешенное использование соответствует разрешенному использованию принадлежащего административному истцу земельного участка и описанию разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", содержащегося в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Иванова Ю.В. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что поскольку земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащей на праве собственности Мурасову А.Н., предназначен и используется под фактически возведенный индивидуальный жилой дом, то подлежит применению ч. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой распределение земельных участков возможно только строго в соответствии с утвержденным проектом межевания. Однако, территория, в границах которой расположен земельный участок, не обеспечена утвержденным проектом межевания, следовательно, отсутствуют основания для перераспределения земельных участков.
Возможность перераспределения земель в соответствии со схемой расположения земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства законодатель предусмотрел в связи с тем, что если при осуществлении строительства индивидуального жилого дома окажется недостаточной площадь земельного участка, предоставленного для целей строительства, а рядом существуют свободные нераспределенные земли, за счет которых имеется возможность увеличить площадь предоставленного земельного участка, предназначенного для строительства.
В данном случае, земельный участок, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N принадлежит истцу на праве собственности и был приобретен по договору купли продажи земельного участка и жилого дома, расположенного на данном земельном участке от 24.10.2012г. Площади приобретенного земельного участка достаточно для эксплуатации жилого дома, расположенного на нем.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Из положений пунктов 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
Одним из оснований отказа, предусмотренных в подпункте 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, является подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае, когда перераспределение таких земель и (или) земельных участков осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, что Мурасов Александр Николаевич на основании договора купли-продажи от 24.10.2012г. является собственником земельного участка, общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N с разрешенным видом использования под фактически возведенный жилой дом и жилого дома, общей площадью 26,7 кв.м. с кадастровым номером N, расположенных по "адрес"
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером N следует, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности Мурасову А.Н., предназначен и используется им под фактически возведенный индивидуальный жилой дом.
К указанному земельному участку прилегает земельный участок, площадью 637 кв.м., находящийся в муниципальной собственности, который Мурасов А.Н. использует под индивидуальный огород на платной основе, что подтверждается актом о фактическом использовании земельного участка N от 15.12.2014г.
23.07.2015г. Мурасов А.Н. обратился в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением и схемой расположения земельного участка о перераспределении указанных земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, по "адрес".
В письменном ответе N от 21.08.2015 Мурасову А.Н. разъяснена невозможность перераспределения земельных участков, поскольку территория, в границах которой находятся испрашиваемые земельные участки, не обеспечена утвержденным проектом межевания территории.
На повторное заявление Мурасова А.Н. от 14.09.2015, Департаментом архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска дан ответ N от 25.09.2015г., в котором административному истцу дополнительно разъяснено, что положение пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации к его случаю не применимо, так как земельный участок не используется для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку принадлежащий Мурасову А.Н. земельный участок предназначен и используется им под фактически возведенный индивидуальный жилой дом, то в данном случае подлежит применению подпункт 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, который подразумевает возможность распределения земельных участков строго в соответствии с утвержденным проектом межевания. Поскольку территория, в границах которой расположен земельный участок, не обеспечена утвержденным проектом межевания, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для перераспределения земельных участков.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу, что в данном случае подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть применим, поскольку перераспределение земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуального жилого дома, не предусмотрено законом.
Суд признал несостоятельным довод административного истца о том, что назначение земельного участка для использования под индивидуальное жилищное строительство и использование под фактически возведенный жилой дом идентичны друг другу в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Минэкомразвития от 01.09.2014 N 540 и относятся к индивидуальному жилищному строительству (код 2.1).
Оценив постановленное решение, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их обоснованными.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору.
Ввиду того, что принадлежащий на основании договора купли-продажи от 24.10.2012 Мурасову А.Н. земельный участок предназначен и используется им под фактически возведенный индивидуальный жилой дом, оснований для перераспределения испрашиваемых административных истцом земельных участков на основании вышеуказанной нормы права у Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судебной коллегией не установлено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 12 января 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Мурасова А.Н. к Администрации города Хабаровска о признании незаконным решения о невозможности перераспределения земельных участков, возложении обязанностей по совершению определенных действий - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Мурасова А.Н. - Торяника Ю.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.