Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Акининой О.А.
судей Самодуровой Н.Н. Ермаковой Е. И.
при секретере Устяк Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Хрыкова Г.М. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 января 2016 года, которым постановлено В удовлетворении исковых требований Хрыкова Г.М. к Министерству обороны РФ, в лице Военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти мэрии г.о. Тольятти о взыскании денежной компенсации - отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самодуровой Н.Н., выслушав представителя Хрыкова Г.М. - Неделяева Е.В. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя военного комиссариата Самарской области г. Тольятти - Мельникову А.Н., суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Хрыков Г.М. обратился к Министерству обороны РФ, в лице Военного комиссариата
Самарской области по г. Тольятти о взыскании с Министерства обороны РФ ежемесячной
денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере
101569,68 рублей, ежемесячной денежной компенсации при условии постоянного
проживания до 2 декабря 1995 года на территории зоны проживания с льготным социально-
экономическим статусом в размере 10 158,48 рублей; ежемесячной денежной
компенсации работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-
экономическим статус при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря
1995 года в размере 40 631,76 рублей; ежемесячной денежной компенсации в возмещение
вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие
чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности в размере
159 293,52 рубля; ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий
неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного
проживания до 2 декабря 1995 года на территории проживания с льготно-экономическим
статусом в размере 30 831,84 рубля; ежегодной компенсации на оздоровление в размере
4 232, рублей; ежегодной компенсации на оздоровление в соответствии со ст. 40 Закона
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 12 697, рублей;
взыскании с мэрии г.о. Тольятти процентов по 395 ГК РФ за пользование чужими
денежными средствами в размере 528 377,22 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Хрыковым Г.М. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Хрыков Геннадий Михайлович состоит на учете в отделе военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти и является пенсионером Министерства Обороны РФ соответственно получает пенсию по линии МО РФ.
Обращаясь с настоящим иском, Хрыков Г.М., просит взыскать с Министерства обороны РФ ежемесячные, ежегодные и единовременные денежные компенсации и иные выплаты, установленные ФЗ РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных Животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие, военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений. Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований, при этом суд исходил из того, что истцом не представлено и материалы дела не содержат сведений о том, что Хрыкову Г.М. в установленном законом порядке выдавалось удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое предоставляло бы ему право на получения заявленных выплат. С данным выводом суда соглашается судебная коллегия, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего- и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 -1990 годах службу в зоне отчуждения.
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано (ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1).Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден перечень, населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого
риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от 8 декабря 2006 года утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
В силу п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.; документы, подтверждающие выполнения работ в зоне отчуждения, а именно командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте) находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; военный билет, выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, об убытии и работе в зоне отчуждения.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть, и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Между тем, истцом не представлено документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, как и не представлено иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения им работы в зоне отчуждения.
Судом установлено, что Хрыков Г.М. до 27.02.1995 г. проходил службу в воинской части N 06679, которая не входит в перечень воинских частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (приложение N 2 к приказу Минобороны РФ от 27.03.2003 года N 88 I Согласно справки из войсковой части N 06679 от 11.10.1986 года N 231, Хрыков Г.М. для выполнения служебных заданий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС был откомандирован в войсковую часть N 21204.
Судом установлено, что указанная войсковая часть N 21204 содержится в перечне Приложение N1 к Приказу Министерства Обороны РФ от 27. 03.2003 г. N 88 Перечень воинских частей, учреждений предприятий и организаций вооруженных сил СССР и КГБ СССР личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобылье АЭС в 1986-1990 годах).
Однако сведений о том, что истец лично участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС суду истцом не представлено.
Для выдачи удостоверения участника в ликвидации последствий катастрофы отдел военного комиссариата Автозаводского района г. Тольятти неоднократно направлял запросы в отраслевой государственный архив Министерства обороны Украины о предоставлении сведений об участии истца в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно ответа государственного архива Министерства обороны Украины N 51/1/3355 от 16.03.1999 г. (вх. N 6324 от 17.06.2005 г.) в проверенных приказах командира в/ч 21204 за период август-октябрь 1986 года откомандированным на Чернобыльскую АЭС; Хрыкова Г.Н не отражено.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Хрыков Г.Н. осуществлял работы в зоне отчуждения и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Хрыков Г.М. не представил суду доказательств, которые свидетельствовали бы о наличии права на получение ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Предоставленное суду апелляционной инстанции удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 28.09.1995 года ( союзного образца) не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку удостоверения союзного образца действительны для предоставления им мер социальной поддержки лишь до 1 января 2007 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были, бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 января 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Хрыкова Г.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.