Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Хавчаева Х.А.,
судей Сидоренко М.И. и Галимовой Р.С.,
при секретаре Ибрагимовой Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкала апелляционную жалобу представителя администрации ГО "город Каспийск" по доверенности Р.А. Магомедова на решение Каспийского городского суда РД от 12 февраля 2016 года, которым постановлено: "Иск Курбанисмаилова И. С. к Администрации ГО "город Каспийск" и Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа "город Каспийск" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации ГО "город Каспийск" в пользу Курбанисмаилова И. С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 1 ноября 2015 года в размере 61697 (шестьдесят одна тысяча шестьсот девяносто семь) рублей 39 копеек из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий. В части требований к Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа "город Каспийск", отказать"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сидоренко М.И. судебная коллегия,
установила:
Курбанисмаилов И.С. обратился в суд с иском о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 1 ноября 2015 года в размере 61697,39 руб.
Требования обоснованны тем, что он является получателем субсидий, что подтверждается справкой МАУ "МФЦ".
Органом, уполномоченным на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является муниципальное автономное учреждение "МФЦ". Это учреждение приняло решение о назначении, рассчитывает и начисляет ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчики не выполняют возложенные на них обязательства, поэтому он просит удовлетворить его исковые требования в полном объёме.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГО "город Каспийск" Р.А. Магомедов просит отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Указывает, что уполномоченный орган по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг МАУ "МФЦ по г.Каспийск" представил документы, подтверждающие о неполном финансировании Министерством финансов РД переданных полномочий. Это и явилось причиной возникновения задолженности по субсидиям.
Обязанность по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лежит на Министерстве финансов РД.
Согласно ст.1 Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 N 3 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" прекращены осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст.3 Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 N 3 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" признаны утратившими силу: Закон Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2007, N 20, ст. 951); Закон Республики Дагестан от 11 ноября 2011 года N 61 "О внесении изменения в приложение к Закону Республики Дагестан "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"
Согласно п.1 ст. 2 Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 N 3 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке перечисляют в республиканский бюджет Республики Дагестан неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В материалах дела нет документов, подтверждающих то, что задолженность по оплате коммунальных услуг образовалось в результате незаконного осуществления переданных государственных полномочий, и судом такое обстоятельство не было установлено.
Суд пришел к выводу, что МАУ "МФЦ по г. Каспийск" выполнил свои обязательства перед истицей надлежащим образом, а Администрация "город Каспийск" не выполняет в должной мере, обязательств, возложенных на нее законом по своевременной выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом суд не указывает в чем выражается не исполнение своих обязательств Администрацией городского округа "город Каспийск".
Администрация городского округа "город Каспийск" свои обязательства по оплате субсидий исполняет в полном объеме. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий Республики Дагестан Администрация городского округа "город Каспийск" и ее должностные лица были бы привлечены к ответственности.
Фактов неисполнения или ненадлежащее исполнение государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Администрацией городского округа "город Каспийск" не имеется.
На заседание суда апелляционной инстанции не явились стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, на основании части 1 этой же статьи гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом субсидии таким гражданам предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им учреждением на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ), финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 159 ЖК РФ), субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).
Такие права на получение субсидий имеет и собственник жилого помещения (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий и т.д. устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).
Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а согласно пункту 71 этих Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 этих Правил органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий. Статьей 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Во исполнение приведенных норм постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2011 года N 294 "Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан" утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.
Этим Порядком предусмотрена обязанность органов местного самоуправления перечисления средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что, являющийся собственником квартиры, расположенной по адресу "адрес", ул., Байрамова, 19, "адрес" Курбанисмаилов И.С. в установленном порядке признан получателем субсидий для оплаты коммунальных услуг.
Согласно справке-расчету, выданной 9 декабря 2015года МАУ "МФЦ" г. Каспийска Курбанисмаилову И.С. по состоянию на ноябрь 2015 года включительно задолженность по субсидиям составляет 61 697руб. 39 коп. Указанные средства истцу не выплачены.
При изложенных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Курбанисмаилова И.С.
Судом установлено и сторонами в споре не отрицается, что МАУ "МФЦ" г. Каспийска занимается лишь начислением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, и соответствующие сведения сообщает Администрации ГО "город Каспийск", а перечисление указанных сумм субсидий на лицевые счета их получателей является обязанностью администрации ГО "город Каспийск".
При изложенных обстоятельствах, по мнению судебной, коллегии, несостоятельными являются доводы жалобы о том, что причиной не выплаты субсидий истцу является недостаточность финансовых средств, перечисляемых для этих целей из бюджета Республики Дагестан.
Судом установлено, что Курбанисмаилов И.С. имеет право на получение указанных субсидий, обязанность по их выплате согласно приведенным нормативным актам возложена на органы местного самоуправления.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие финансирования указанных расходов и недостаточное выделение Республикой Дагестан администрации ГО "город Каспийск" субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Курбанисмаилова И.С.
Законом Республики Дагестан от 28 декабря 2012 года N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" были предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе и бюджету городского округа "город Каспийск") на предоставление и обеспечение предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 год. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что переданные городскому округу "город Каспийск" государственные полномочия были подкреплены соответствующими финансовыми средствами, которые согласно статьям 15, 85 - 86 и 140 БК РФ подлежали включению в бюджет городского округа.
Доводы жалобы апеллянта о том, что на момент принятия судом первой инстанции вступил в силу Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 N 3 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", согласно ст.1 которого прекращены осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеют правового значения для разрешения спора, как так период задолженности по выплате субсидий по данному делу определен по ноябрь 2015 года, т.е. до вступления в силу названного Закона.
Таким образом, при рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено. В соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ суд установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал правовую оценку доказательствам по делу. Выводы суда основаны на материалах дела и требованиях закона.
С учетом изложенного выше, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Каспийского городского суда от 12 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО "город Каспийск" Р.А. Магомедова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.