Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. апелляционную жалобу Батуршиной Ф.Ф. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 28 января 2016 года, которым отказано в удовлетворении требований Батуршиной Ф.Ф. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о предоставлении жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснений истца Батуршиной Ф.Ф., в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Хайруллиной Н.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батуршина Ф.Ф. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит квартира N ... в доме N ... по улице "адрес". На основании заключения межведомственной комиссии от 23 декабря 2009 года данный дом признан непригодным для постоянного проживания. Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2009 года дом признан аварийным и включён в перечень домов, подлежащих отселению за счёт средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем истцу предложено выкупить у неё жилое помещения по цене 11022 рубля за 1 квадратный метр либо предоставить жильё по программе социальной ипотеки. С такими условиями обмена и выкупа жилого помещения истец не согласна. Батуршина Ф.Ф. дважды обращалась в муниципальное казённое учреждение "Администрация Кировского района" с заявлением о предоставлении жилья, однако ответа не получила. По мнению истца, предложенная ей выкупная цена существенно ниже рыночной, никаких действий по подбору аналогичного благоустроенного жилья взамен аварийного ответчик не совершает. В связи с указанными обстоятельствами, истец просила обязать ответчика предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям города Казани, аналогичное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... квадратных метров.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Батуршина Ф.Ф. просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы истцом выражается несогласие с размером выкупной цены. Указывается на то, что в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 сентября 2013 года N 7992 "Об утверждении Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2017 годы" переселение дома N ... по улице "адрес" назначено на 2015 год, однако до настоящего времени указанная программа не реализована. В жалобе отмечается, что в силу положений статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации Батуршина Ф.Ф. имеет право на предоставление ей иного благоустроенного жилого помещения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, по смыслу закона, суд не вправе обязать орган власти обеспечить собственника изымаемого помещения другим жильём, поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством на такой орган власти возлагается лишь обязанность выплатить выкупную цену изымаемого помещения.
По смыслу указанных положений с учётом разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Из материалов дела следует, что Батуршина Ф.Ф. является собственником квартиры N ... в доме N ... по улице "адрес", общей площадью ... квадратных метров.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N ... от 30 декабря 2009 года "О признании многоквартирных домов города Казани аварийными и подлежащими сносу" дом N ... по улице "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. На Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани возложена обязанность обеспечить переселение жителей указанных домов за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 06 апреля 2015 года N ... "Об изъятии земельного участка кадастровый номер ... и жилых помещений дома N ... по улице "адрес"" жилое помещение по адресу: "адрес" и земельный участок подлежат изъятию для муниципальных нужд, о чём истцу Батуршиной Ф.Ф. сообщено в апреля 2015 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что у собственников жилых помещений в доме N ... по улице "адрес" возникло право на получение выкупной цены на изымаемое жилое помещение либо предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачётом его стоимости в выкупную цену. Принимая во внимание, что изымаемое жилое помещение принадлежит Батуршиной Ф.Ф. на праве собственности, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации к правоотношениям сторон не применимы нормы статей 57, 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении во внеочередном порядке жилых помещений, находящихся в подлежащем сносу доме, занимаемых по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о том, что Батуршина Ф.Ф., как собственник признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, имеет право на предоставление во внеочередном порядке другого жилого помещения по договору социального найма, не может быть принят во внимание судебной коллегией, в силу следующего.
Согласно подпункту "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств (пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 названной статьи о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Положения части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года
N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывают на необходимость соблюдения общих правил, предусмотренных жилищным законодательством, при разрешении вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, обмен жилых помещений между собственником жилого помещения и органом местного самоуправления возможен при достижении соглашения между обеими сторонами. В случае недостижения такого соглашения в отношении собственников жилых помещений предусмотрен только выкуп принадлежащего им жилого помещения.
Из материалов дела следует, что истцу предлагалась выкупная стоимость в размере 11022 рубля за 1 квадратный метр выкупаемого жилого помещения, однако данная сумма истца не устроила, поскольку, по её мнению, она является существенно ниже рыночной. От предоставления жилья по программе социальной ипотеки истец также отказалась. При этом с предложением о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения на условиях социального найма орган местного самоуправления к Батуршиной Ф.Ф, не обращался, в связи с чем, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку соглашения между собственником аварийного жилья и органом местного самоуправления по поводу предоставления иного жилого помещения взамен аварийного не достигнуто.
Кроме того, в обязанности Исполнительного комитета в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" входит предоставление других благоустроенных жилых помещений только гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О и других, жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, которые признаны малоимущими или указаны в законе.
Между тем, Батуршина Ф.Ф. в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и малоимущей не признана, на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, в органы местного самоуправления с таким заявлением не обращались.
Довод жалобы о том, что та сумма, которая определена органом местного самоуправления в качестве размера выкупной цены принадлежащей истцу квартиры, недостаточна для приобретения другого жилья, не является основанием для отмены решения, поскольку судом в рамках данного дела не разрешался спор об определении выкупной цены на изымаемое жилое помещение.
Довод жалобы о том, что в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 сентября 2013 года N 7992 "Об утверждении Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2017 годы" переселение дома N ... по улице "адрес" назначено на 2015 год, однако до настоящего времени указанная программа не реализована, не влияет на правильность принятого судом решения, поскольку данное обстоятельство с учётом приведённых положений закона не предоставляет истцу права требовать предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учётом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 28 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Батуршиной Ф.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.