Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Болатчиевой А.А., Париева Р.Р.
при секретаре: Бондаренко Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления ГУ ОПФ РФ по КЧР на решение Черкесского городского суда от 19 января 2016 года по делу по иску Генслер Л.Ф. к Управления ГУ ОПФ РФ о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии и обязании начислить пенсию.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя Управления ГУ ОПФ РФ Чекунова Ш.Х., представителя истца Генслер Л.Ф. Байрамуковой Р.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Генслер Л.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению ГУ ОПФ РФ о возложении обязанности на ответчика начислить пенсию по старости "ФИО1", отца истицы, умершему "данные изъяты" за последние 3 года до смерти, признав решение о прекращении её выплаты незаконным, ссылаясь на то, что отец последние годы проживал в Германии, однако являлся гражданином РФ. В связи с этим истица, являющаяся его наследником, после его смерти обратилась к ответчику с заявлением о выплате причитающейся наследодателю пенсии за период его нахождения в Германии. В выплате пенсии отца истице было отказано, 01.01.2007 г. выплата пенсии "ФИО1" прекращена в связи с отсутствием сведений, подтверждающих факт нахождения его в живых, иного обращения гражданина. Полагая, что законных оснований для прекращения выплаты пенсии не было истица обратилась с данным иском.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Решением Черкесского городского суда от 19 января 2016 года иск Генслер Л.Ф. был удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда, считая, что судом существенно нарушены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на них, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Генслер Л.Ф. является наследником "ФИО1", постоянно проживавшего в Федеративной Республике Германия и умершего "данные изъяты" года в г. Берлине.
Истица 18.12.2014 года обратилась к нотариусу Черкесского нотариального округа за принятием наследства "ФИО1", состоящего из прав на денежные средства, внесенные в денежный вклад. После принятия наследства истица обратилась в Управление ГУ ОПФ РФ за выплатой неполученной наследодателем пенсии за прошедшие до момента смерти три года.
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что выплата трудовой пенсии наследодателю могла быть прекращена только в связи со смертью, а также из того, что выплата страховой пенсии лицам, выехавшим на постоянное место жительство за пределы территории Российской Федерации, возобновляется при подтверждении факта нахождения гражданина в живых.
С указанными выводами согласиться нельзя, так как они е противоречат подлежащим применению к данным правоотношениям нормам материального права.
Как видно из материалов дела "ФИО1" "данные изъяты" г. умер в г. Берлин ФРГ. Факт смерти зарегистрирован отделом ЗАГС района Марцан-Хеллерсдорфг Берлин N 0616/С/2013, что подтверждается выпиской из книги регистрации смерти N S 1089/2013 от 01.07.2013 г.
Согласно справки похоронного бюро "Аркадия" г.Берлин тело "ФИО1" (в соответствии с законом Германии), 02.07.2013 г. было кремировано Эльба-Эльстер по адресу:Ан ден Штайнэнден 32 в г.Херцбергпод идентифицированным номером 97246.
Согласно справки Главы муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края "ФИО1" "данные изъяты" года рождения умерший "данные изъяты" г., похоронен на кладбище "данные изъяты" Ставропольского края.
"ФИО1" является гражданином РФ и получателем пенсии по старости.
Выплата пенсии согласно ответа ГУ ОПФ РФ по КЧР, Генслер Ф.Ф. 02.12.1930 г.р. прекращена с 01 января 2007 года, в связи с отсутствием сведений, подтверждающих факт нахождения гражданина в живых, иного обращения указанного гражданина не было.
В соответствии с п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Порядок получения подлежавших выплате наследодателю, но не полученных при жизни по какой-либо причине сумм пенсий урегулирован в ч. 3 ст. 1183 ГК РФ, в соответствии с которой при отсутствии лиц, имеющих на основании п. 1 данной статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.
Требования о выплате сумм на основании п. 1 ст. 1183 ГК РФ должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании п. 1 ст. 1183 ГК РФ право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при не предъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.
Недополученные при жизни пенсионера суммы пенсии в соответствии с п. 3 ст. 1183 ГК РФ включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Однако такое право предоставляется в отношении тех денежных сумм, которые входят в состав наследственной массы, то есть реально начислены, но не были по различным причинам получены ко дню открытия наследства.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 541-О-О разъяснено, что право на пенсию, включающее право требовать установления и выплаты пенсии в надлежащем размере (т.е. в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.
Наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Не обладая всеми иными правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения, они не вправе совершать и действия, направленные на признание за наследодателем права на получение пенсии, и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм пенсии, что является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению конкретного вида.
При приобретении наследниками в соответствии с гражданским законодательством права на получение сумм пенсии, подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни, у них не возникает право на получение пенсии наследодателя как особой социальной выплаты, установленной ему при жизни, - пенсионные правоотношения в случае смерти пенсионера прекращаются.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что правопреемство возможно лишь в отношении тех сумм пенсий, которые были реально начислены пенсионеру, но не были им по различным причинам получены ко дню открытия наследства.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что право на пенсионное обеспечение является личным субъективным правом и принадлежит лишь тому лицу, который является получателем пенсии. По требованиям об установлении и выплате пенсии в надлежащем (большем) размере, что имеет место в данном деле, правопреемство не допускается. Указанное подтверждается и абз. 6 п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 "О судебной практике по делам о наследовании".
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования лиц, наделенных правом на получение указанных в п. 1 ст. 1183 ГК РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.
В силу п. 29 Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 510 от 08 июля 2002 г., в редакции, действовавшей на момент принятия решения, гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, ежегодное продление выплаты пенсии производится при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения его в живых.
При несоблюдении требований, предусмотренных настоящим пунктом, выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 ФЗ 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) порядок выплаты трудовых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.
В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что при возвращении лиц, указанных в п. п. 1 и 2 данной статьи, на постоянное жительство в Россию суммы назначенной им трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), не полученные ими за время их проживания за пределами территории РФ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за получением указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости).
В соответствии с Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за пределы РФ от 8 июля 2002 года (пункт 27), при возвращении граждан на постоянное место жительства в РФ суммы назначенных им пенсий, право на получение которых имелось ко дню выезда за пределы РФ, не полученные за время постоянного проживания за пределами РФ, выплачиваются в порядке, установленном законодательством РФ для выплаты государственной пенсии, не полученной пенсионером своевременно. Выплата не полученной пенсии за прошедшее время производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ, на основании данных о невыплаченных суммах, заявления гражданина и паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства.
Таким образом, юридическое значение имеет факт возвращения на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, обращение за получением пенсии гражданина с паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства.
Судебная коллегия, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, а также с учетом установленных по делу обстоятельств, исходит из того, что на момент открытия наследства пенсия "ФИО1" не начислялась, факт возвращения "ФИО1" на постоянное место жительство в Российскую Федерацию при жизни место не имел, суммы невыплаченной пенсии не были востребованы им при жизни в соответствии с положениями ст. 23, ст. 24 названного Федерального закона, пенсионные правоотношения, как неразрывно связанные с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения, прекратились вследствие смерти пенсионера, а у истца, как наследника, отсутствует право требовать возложения на органы пенсионного обеспечения обязанности произвести начисление и выплату пенсии Генслер Ф.Ф. за указанный период.
Поскольку наследодателю не были начислены указанные денежные суммы пенсии, на получение которых претендует истец, следовательно, согласно ст. 1112 и 1183 ГК РФ они не входят в состав наследственного имущества.
В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.
В силу приведенных выше норм права, исковые требования Генслер Л.Ф. о возложении обязанности произвести начисление и выплату сумм пенсии удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ч.1 п.п.3,4 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 19 января 2016 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в иске Генслер Л.Ф. к Управления ГУ ОПФ РФ о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии и обязании начислить пенсию отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.