Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей Судак О.Н., Сенякина И.И.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром" на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 02 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Кокорева Н. С., Кокоревой Н. В. к администрации муниципального образования "Бугурусланский район" Оренбургской области, Комитету по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области, открытому акционерному обществу "Газпром" о признании отсутствующим права собственности, признании недействительным распоряжения, признании недействительной и аннулировании записи в ЕГРП, признании права собственности на квартиру,
установила:
Кокорев Н.С. и Кокорева Н.В. обратились в суд с иском к муниципальному образованию "Бугурусланский район", Комитету по управлению имуществом администрации Бугурусланского района, указав в его обоснование, что с 1981 года они проживают по договору социального найма в (адрес) в (адрес) и зарегистрированы в ней. Факт вселения в квартиру документально не оформлен. С момента вселения производят текущие ремонты, несут бремя содержания жилья, оплачивают коммунальные услуги. Другого жилья не имеют, ранее в приватизации не участвовали. По вопросу приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации обратились с заявлением в администрацию Бугурусланского района, однако им в этом было отказано со ссылкой на то, что указанная квартира не является объектом муниципальной собственности и не числится в соответствующем реестре.
Просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилую трехкомнатную (адрес), расположенную по адресу: (адрес) по *** доле в праве за каждым.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 02 апреля 2012 года исковые требования Кокорева Н.С. и Кокоревой Н.В. удовлетворены в полном объеме.
На решение суда от 02 апреля 2012 года подана апелляционная жалоба открытым акционерным обществом "Газпром", как лицом, не привлеченными к участию в деле, со ссылкой на его незаконность и необоснованность.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции были проверены материалы дела на предмет нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного решения (ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и установлено, что судом первой инстанции принято решение о правах и об обязанностях ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Казань", не привлеченных к участию в деле.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 февраля 2016 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ, в связи с наличием оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции, предусмотренного п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и привлек к участию в деле в качестве соответчика ПАО "Газпром", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, ООО "Газпром трансгаз Казань".
В дальнейшем истцы дополнили свой иск и просили:
признать отсутствующим право собственности открытого акционерного общества "Газпром" на дом оператора - одноэтажное нежилое здание, общей площадью 170, 4 кв.м., инв. N, лит *** по адресу: (адрес);
признать отсутствующим право собственности за ОАО "Газпром" на (адрес) в (адрес);
признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним УФРС по (адрес) о регистрации права собственности на дом оператора - одноэтажное нежилое здание, общей площадью *** кв.м., инв. N, лит *** по адресу: (адрес);
аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации дома оператора ГРС по адресу: (адрес) части (адрес);
исключить из акта приемки-передачи основных средств в аренду дом оператора ГРС по адресу: (адрес);
признать распоряжение администрации (адрес) от (дата) за N-р "Об отнесении жилого дома к числу служебных" недействительным;
признать за Кокоревым Н.С., Кокоревой Н.В. право собственности в порядке приватизации на жилую трехкомнатную (адрес), расположенную по адресу: (адрес) по *** доле в праве за каждым.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Кокорева Н.В., представители администрации МО (адрес), комитета по управлению имуществом администрации МО " (адрес)" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Кокорев Н.С. и его представитель Хаиров В.Р. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Казань" Публиков Ю.А., представитель ООО "Газпром добыча Оренбург" Гречкина С.С. просили в удовлетворении иска отказать.
Рассматривая дело по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1989 N619 "Об образовании государственного газового концерна "Газпром" образован государственный газовый концерн "Газпром", в состав которого вошли предприятия, непосредственно обеспечивающие работу Единой системы газоснабжения СССР, в том числе предприятия "Оренбурггазпром", "Таттрансгаз". Согласно Указу Президента РФ от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром" учреждено РАО "Газпром" (в настоящее время ПАО "Газпром"), уставный капитал которого сформирован из 100% капитала предприятий согласно приложению N к указу, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности. В приложении N к Указу в числе прочих указаны и государственные предприятия "Оренбурггазпром", "Таттрансгаз".
На основании указанных выше нормативных актов, а также акта оценки стоимости зданий, учтенных при расчете уставного капитала РАО "Газпром" и расположенных на территории (адрес) по состоянию на (дата), утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от (дата) N-р, дом оператора ГРС (адрес), входящий в состав имущества Единой системы газоснабжения страны и являющийся неотъемлемой частью комплекса, обеспечивающего работу Единой системы газоснабжения, вошел в уставный капитал ОАО "Газпром".
Согласно представленным ответчикам письменным доказательствам, дом оператора ГРС в (адрес) возведен в 1981 году, принят в эксплуатацию (дата) на основании акта приемки в эксплуатацию, утвержденного решением исполкома Бугурусланского райсовета народных депутатов от 30.12.1981 года N 447, как составляющая часть газопровода-отвода к колхозу "Родина" (л.д. 53-56, 77-82). Согласно сведениям, содержащимся в акте от (дата), дом оператора введен в четвертом квартале 1981 года, акт о готовности подписан (дата), в доме оператора проживает эксплуатационный персонал (том 1 л.д. 110)
В соответствии со ст. 297 Гражданского кодекса РСФСР (в ред от 18.12.1974 года, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) служебные жилые помещения предоставлялись гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений.
В силу указанной нормы жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставлялось в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
Приказом по Абдулинскому линейному производственному управлению магистральных газопроводов (ЛПУМГ) N/к от (дата) Кокорев Н.С. принят на работу в должности оператора АГРС 4 разряда надомного обслуживания.
Из представленного в материалы дела письма на имя начальника треста "Бугурусланмежрайгаз" от (дата) следует, что Абдулинское ЛПУМГ просило принять на обслуживание газоснабжение, газовые плиты и газовое отопление в двухквартирном служебном доме операторов АГРС, принадлежащем ЛПУМГ и выдать служебные книжки жильцам ФИО13 и Кокореву Н.С., дом операторов находится в (адрес) (том 1 л.д. 68)
Одновременно, (дата), Абдулинское ЛПУМГ обратилось с ходатайством на имя председателя Бугурусланского райисполкома о выдаче ордера на жительство операторам надомного обслуживания АГРС (адрес) ФИО13 и Кокореву Н.С. в служебном ведомственном доме, принадлежащем Абдулинскому ЛПУМГ (л.д. 60).
(дата) Кокорев Н.С. и Кокорева Н.В. были зарегистрированы по адресу: (адрес) (том 1 л.д. 13,21)
Плата за содержание жилья удерживалась с заработной платы Кокорева Н.С. по месту его работы, что подтверждается представленными в материалы дела копиями лицевых счетов, карточками по заработной плате, сведениями о начислении заработной платы и не отрицалось истцами.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что форма обслуживания газораспределительной станции - надомная, для которой предусмотрено обязательное наличие дома операторов, оборудованного средствами связи с диспетчером филиала ЭО, средствами приема аварийных сигналов при нарушении режимов работы ГРС при срабатывании пожарной и охранной сигнализации. Дом операторов используется для надомного дежурства. Эксплуатация ГРС по надомной форме обслуживания без дома операторов невозможна.
Согласно ст. 39 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости строился и предназначался для осуществления надомного дежурства операторов, обслуживающих газораспределительную станцию, т.е. как помещение служебного назначения.
Кокореву Н.С. спорное жилое помещение предоставлялось как служебное, в связи с его трудовыми отношениями, что не отрицалось им в судебном заседании (протокол судебного заседания от (дата)).
Доказательств принадлежности спорного дома муниципальному жилищному фонду, либо его возведения за счет средств колхоза "Родина" суду не представлено.
В соответствии со ст. 2 Закона от 04.07.1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, что в соответствии с действующим законодательством приватизации подлежат только жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма, каковым спорное помещение не является, в связи с чем исковые требования Кокоревых о передаче им жилого помещения в собственность в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.
Требования о признании распоряжения администрации от 06 февраля 1992 года N 39-р об отнесении жилого дома к числу служебных недействительным также не могут быть удовлетворены в силу следующего.
В связи с принятием Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, введенных в действие Постановлением ВС СССР с 1 января 1982 года, и предусматривающих включение жилых помещений в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, законодательные акты были приведены в соответствие с этими Основами.
Распоряжением администрации (адрес) от (дата) N 39-р "Об отнесении жилого дома к числу служебных" включен в число служебных жилой (адрес) (л.д. 88).
Оспаривая указанное распоряжение, истцы ссылались на то, что указанное распоряжение было вынесено после их заселения, а в силу положений ст. 101, 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР статус служебного может быть присвоен только свободному жилому помещению.
Вместе с тем, совокупностью доказательств подтверждается, что спорное жилое помещение является служебным и предоставлено Кокореву Н.С. исключительно в связи с его трудовой деятельностью в должности оператора ГРС.
Законодательство не содержит каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма.
Поскольку спорное помещение изначально возводилось как служебное и было предоставлено Кокореву Н.С. в связи с его трудовыми обязанностями, оспариваемым распоряжением права и законные интересы истцов не нарушаются, а потому основания для признания распоряжения недействительным отсутствуют.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата) за ОАО "Газпром" зарегистрировано право собственности на дом операторов газопровода-отвода к/з Родина (адрес), *** адрес объекта: (адрес).
Дом операторов ГРС (адрес), расположенный по адресу: (адрес) является собственностью ОАО "Газпром" на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 482-р от 22.02.2002г., Акта оценки стоимости зданий от 10.12.2002г., утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 766-р от 27.02.2003г. и зарегистрировано в порядке установленным Федеральным законом от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" является владельцем дома оператора ГРС (адрес) на основании договора аренды имущества от 30.11.2014г. N ***, заключенного с открытым акционерным обществом "Газпром".
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8? ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
При таких обстоятельствах, право собственности ОАО "Газпром" на спорное имущество возникло на законных основаниях, в связи с чем исковые требования Кокорева Н.С. и Кокоревой Н.В. о признании права собственности ОАО "Газпром" на спорное помещение отсутствующим, признании недействительной и аннулировании записи в ЕГРП о праве собственности ОАО "Газпром" на дом оператора и исключении его из акта приемки-передачи основных средств в аренду, - удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание установление судебной коллегией безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 02 апреля 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Кокореву Н. С., Кокоревой Н. В. к администрации муниципального образования "Бугурусланский район" Оренбургской области, Комитету по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области, открытому акционерному обществу "Газпром" о признании отсутствующим права собственности, признании недействительным распоряжения, признании недействительной и аннулировании записи в ЕГРП, признании права собственности на квартиру - отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.