Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Пужаева В.А.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Овчинниковой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2016 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе директора ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" Шувалова С.И. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 01 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Сонгина Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" (далее - ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск") о признании незаконным отказа "N" от 30 ноября 2015 г. в назначении ежемесячной выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, понуждении назначить ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплатить пособие на погребение.
В обоснование требований указано, что после смерти супруга С.Г.Я., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истец обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и выплате единовременного пособия на погребение, в чем ей было отказано.
Истец считает данные отказы незаконными, поскольку вступившими в законную силу решениями суда установлены юридические факты: того, что заболевание, приведшее к инвалидности первой группы и смерти С.Г.Я., связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нахождения ее на иждивении супруга С.Г.Я.; на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия возложена обязанность выдать ей удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя С.Г.Я., умершего "дата"
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров должна быть назначена ей с 27 ноября 2015 г.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 01 февраля 2016 г. иск Сонгиной Е.Н. удовлетворен частично, постановлено признать незаконным отказ ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск", выраженный в решении от 30 ноября 2015 г. (протокол "N") об отказе в назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров; обязать ответчика назначить истцу меру социальной поддержки - ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01 декабря 2015 г.; в остальной части в удовлетворении исковых требований Сонгиной Е.Н. отказать.
В апелляционной жалобе директор ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" Шувалов С.И. просит решение суда отменить, как постановленное при неверном толковании закона, указав, что, в соответствии с действующим законодательством, меры социальной поддержки после смерти инвалида вследствие ЧАЭС распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя мер социальной поддержки.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Сонгина Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" Куканова О.К. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Сонгина Е.Н. считает решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика и возражениях истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что С.Г.Я., умерший "дата", являлся инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, получателем компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от "дата" "N" установлено, что причина смерти С.Г.Я. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от "дата", вступившим в законную силу "дата", установлен юридический факт того, что заболевание, приведшее к инвалидности первой группы и смерти С.Г.Я., связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Сонгина Е.Н. является вдовой умершего С.Г.Я.
27 ноября 2015 г. Сонгина Е.Н. обратилась в ГКУ "Социальная защита населения" с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с Законом Российской Федерации "N" от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" от 30 ноября 2015 г. "N" Сонгиной Е.Н. отказано в предоставлении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В решении указано, что нормы части 1 статьи 14 Закона и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, не содержат положений о том, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров предоставляется всем членам семьи умершего инвалида-чернобыльца. Право вдов на получение данного вида компенсации после смерти инвалида отсутствует.
17 января 2014 г. Управлением Пенсионного фонда России в городском округе Саранск Сонгиной Е.Н. произведена выплата социального пособия на погребение мужа С.Г.Я. в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
Таким образом, судом установлено, что С.Г.Я. являлся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имел право на меры социальной защиты, предусмотренные статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, предусмотренную пунктом 13 части 1 статьи 14 указанного Закона.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что у истца, как члена семьи умершего инвалида, на которого распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи со смертью мужа возникло право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров распространяется на членов семьи умершего инвалида только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя мер социальной поддержки, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом.
Пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 13 данного Закона (инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста.
Частью 4 статьи 14 Закона "N" установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Из буквального толкования этой нормы следует, что семьи умерших инвалидов имеют право на получение такой компенсации, если на самого инвалида при его жизни распространялась эта мера поддержки. Лица, прямо указанные в пункте 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (сам чернобылец и его дети, не достигшие 14 лет), являются самостоятельными получателями выплаты. Вместе с тем, часть 4 статьи 14 Закона Российской Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как раз и распространяет меры поддержки, получаемые при жизни чернобыльцем, и на иных членов его семьи после его смерти. Указанная норма не содержит каких-либо ограничений относительно того, что на данные меры после смерти чернобыльца имеют право только те члены семьи, которые ранее самостоятельно получали эту льготу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров имеют члены семьи умершего инвалида-чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751 были внесены изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 1 названных Правил предусмотрены выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, на основании приведенных изменений действующего законодательства, право на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникает у данной категории граждан, а в данном случае - вдов, и названная компенсация назначается в порядке, установленном действующими Правилами, поэтому суд обоснованно удовлетворил заявленные требования в указанной части.
Также судебная коллегия находит правомерным вывод суда в части отказа в удовлетворении требования истца о понуждении ответчика выплатить пособие на погребение в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, установив, что Сонгиной Е.Н. ранее указанная выплата получена, что свидетельствует о реализации данного права истцом.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, иному толкованию законодательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 01 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" Шувалова С.И. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи В.А. Пужаев
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.