Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Гниденко С.П., Рахимкуловой Н.Р.
при секретаре Рязанцевой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Новый Уренгой М., действующей на основании доверенности от 3 декабря 2015 года N 92 сроком до 31 декабря 2016 года, на решение Новоуренгойского городского суда от 13 января 2016 года, которым постановлено:
Обязать администрацию г. Новый Уренгой предоставить С.1, С.2, ФИО2, ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным, техническим требованиям и нормам, общей площадью не менее 60 кв.м., расположенной в черте города Новый Уренгой.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.1, С.2, действующие также в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, обратились с иском к администрации г. Новый Уренгой о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма. В его обоснование указали, что проживают в квартире N, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 43,1 кв. м. жилой площадью 24,8 кв.м. по договору социального найма. Дом, в котором находится занимаемая ими квартира, признан органом местного самоуправления аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения в 2011-2015 годах, однако впоследствии указанный срок перенесён на 2015-2025 годы. Проживание в данном жилом доме опасно для жизни и здоровья ввиду его неудовлетворительного технического состояния, в связи с этим иное жилое помещение должно быть им предоставлено вне зависимости от наличия плана и срока сноса дома. Их семья состоит в списке N малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по дате подачи заявления 19 февраля 2014 года. Просили возложить на администрацию г. Новый Уренгой обязанность предоставить С.1, С.2, ФИО2 и ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Новый Уренгой, отвечающее установленным требованиям, на условиях договора найма, по норме предоставления, общей площадью не менее 60 кв. м.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов, ходатайствовавших в заявлении о рассмотрении дела без их участия, об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала позицию, изложенную в возражениях на иск.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об его отмене и вынесении нового - об отказе в иске, ссылаясь на то, что предоставление истцам жилого помещения в связи со сносом по норме предоставления противоречит закону, на отсутствие доказательств тому, что проживание истцов в жилом доме представляет опасность для их жизни и здоровья.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд пришёл к правильному выводу об обоснованности иска по основаниям, изложенным в решении.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нем, установленным требованиям, в том числе путем признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.
Судом установлено, что С.2 является нанимателем двухкомнатной квартиры N, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 43,1 кв.м., в том числе жилой - 24,8 кв.м., предоставленной ему по договору социального найма жилого помещения от 28 июня 2010 года N. В договор в качестве членов семьи включены: жена С.1, сыновья ФИО2 и ФИО3 (л.д. 11-13).
Семья истцов состоит в списке N малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по дате подачи заявления 19 февраля 2004 года (л.д. 20).
На основании распоряжения от 28 июня 2004 года N "О приеме в муниципальную собственность" жилой дом N в "адрес" принят в муниципальную собственность (л.д. 66-67, 72).
На основании распоряжения администрации г. Новый Уренгой от 22 мая 2015 года N вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; постановлением администрации г. Новый Уренгой от 28 сентября 2012 года N - включен в Адресный перечень домов, признанных аварийными и подлежащими расселению в 2011-2015 годах; постановлением администрации г. Новый Уренгой от 5 октября 2015 года N определены сроки отселения в 2015-2025 (л.д. 20, 21).
Согласно заключению по обследованию технического состояния строительных конструкций вышеуказанного дома, проведенного ООО "Эксперт-Проект" по состоянию на ноябрь 2015 года физический износ здания составляет 72,15%. Аварийная категория технического состояния здания характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (л.д. 44). Дальнейшая безопасная эксплуатация жилого дома не обеспечивается.
Выявленные дефекты и повреждения: фундаменты - искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков здания, поражение жучком, частичное разрушение опорных стульчиков, трещины в цоколе здания; стены - деформация стен, неравномерные осадки фундаментов, поражение жучком, грибками, сырость в помещениях, перекос оконных и дверных проемов, значительный перекос стен выпучивание, отклонение от вертикали, значительные теплопотери; перегородки - глубокие трещины и зазоры в местах сопряжений со смежными конструкциями, диагональные трещины в штукатурном слое и отделке, выпучивание в вертикальной плоскости; чердачное перекрытие - существенный визуально ощутимый прогиб балок, поражение балок гнилью и жучком; крыша - нарушение креплений, прогибы стропильных ног; полы - зыбкость, обрушение полов местами, значительные просадки полов, поражение жучком досок, прогибы, разрушение покрытия пола местами; инженерные системы - значительный физический износ, сверхнормативный срок эксплуатации (л.д. 39-40).
Вышеизложенное, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о том, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его возможного обрушения, а потому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Более того, как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, в случае если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Ссылки представителя ответчика в жалобе о предоставлении истцам жилого помещения площадью, равнозначной общей площади ранее занимаемого жилого помещения, не могут быть признаны обоснованными в силу следующего.
Так, согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно положениям статьи 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", регулирующим порядок предоставления жилых помещений нанимателям, проживающим в жилых помещениях, подлежащих сносу, нанимателю, проживающему в жилом помещении, подлежащем сносу, предоставляется другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 28-5 названного Закона нанимателю, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Поскольку истцы приняты на учёт в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма, а занимаемое ими жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, то в силу приведённых выше положений норм жилищного законодательства и Закона ЯНАО истцы подлежат обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке в размере общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления - 15 кв.м. на человека, определенной решением Городской Думы г. Новый Уренгой от 28 сентября 2009 года N 64. В этой связи вывод суда в данной части является верным.
Доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда и основаны на несогласии с постановленным решением, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда от 13 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя / подпись/ Т.В. Кисилевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.