Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Зубовой Л.М.
судей: Алибердовой Н.А., Колесниковой Т.Н.
при секретаре Мисикове Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2016 года апелляционные жалобы ответчика Администрации "данные изъяты" и третьего лица Министерства строительного комплекса "данные изъяты" на решение Подольского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу по иску Зеленько В. И. к Администрации "данные изъяты" о признании незаконными постановлений, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета, включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.,
заслушав доклад судьи Алибердовой Н.А.,
объяснения представителя ответчика администрации г.о. Подольск Полянской В.А., представителя Министерства строительного комплекса "данные изъяты" Шерешовец С.Ю., представителя истца Зеленько В.И. по доверенности Борисовой Т.В.,
УСТАНОВИЛА:
Зеленько В.И. обратился в суд с уточненным иском к Администрации "данные изъяты" о признании незаконным постановления Главы "данные изъяты" от 15.07.2015г. "данные изъяты"-п об исключении из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г., признании Иосипа В.К. и Иосип Е.В. членами его семьи, обязании Администрацию "данные изъяты" принять семью, состоящую из пяти человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признав их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г..
В обоснование заявленных требований указано, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г. В 2012г. он и его семья был признан нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. В 2013г. он был принят на учет нуждающимся в жилом помещении с целью включения в состав участников программы "Жилище" на 2Q31- 2015г.г. для получения государственного жилищного сертификата. В дальнейшем постановление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отменено и постановлением "данные изъяты"-п от 15.07.2015г. он исключен из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г., в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право на участие в данной программе. С постановлением от 15.07.2015г. истец не согласен, поскольку имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986г. и имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 3 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1001г. "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Зеленько В.И. просил суд признать незаконным постановление Главы "данные изъяты" от 15.07.2015г. "данные изъяты"-п об исключении из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г., обязании Администрацию "данные изъяты" восстановить его и члена его семьи Зеленько Н.В. в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г.
На требованиях о признании Иосипа В.К. и Иосип Е.В. членами его семьи, обязании Администрацию "данные изъяты" принять семью, состоящую из пяти человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признав их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г. истец не настаивал.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, представитель Администрации "данные изъяты" исковые требования не признал.
Решением Подольского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах ответчик Администрация "данные изъяты" и третье лицо Министерство строительного комплекса "данные изъяты" просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в соответствии с правилами, установленными ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 от "данные изъяты".
Одновременно пунктом 19 указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что для участия в данной программе заявитель должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилищный кодекс РФ (ст. 49 ЖК РФ), предполагает три категории граждан при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях: малоимущие, иные категории граждан, определенные федеральным законом и иные категории граждан, определенные законом субъекта РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Зеленько В.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., о чем ему выдано удостоверение, которое является бессрочным и действует на всей территории РФ.
С "данные изъяты" Зеленько В.И. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", общей площадью 34,5 кв.м., принадлежащем на праве совместной собственности его дочери - Зеленько Н.В. и ее супругу Иосипу В.К ... В данной квартире зарегистрированы пять человек: истец, его супруга, дочь, супруг дочери и дочь Иосип Е.В., 2008 года рождения.
Из материалов дела видно, что истец и его супруга на праве собственности жилых помещений на территории РФ не имеют.
Постановлением главы "данные изъяты" от 17.09.2013г. истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Законом РФ от "данные изъяты" "данные изъяты"-Ф3 "О внесении изменений в ст. ст. 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации "данные изъяты" от 20.03.2015г. решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации "данные изъяты" от 23.08.2013г. и постановление Главы "данные изъяты" от 17.09.2013г. "данные изъяты"-п "О принятии на учет Администрации "данные изъяты" Зеленько В.И. и его супруга Зеленько Н.В., проживающих по адресу "данные изъяты" отменены.
На том основании, что истца не признали малоимущим, его обжалуемым постановлением исключили из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г..
Удовлетворяя заявленные требования суд на основании анализа и оценки по правилам ст. 67 ГПК РФ представленных по делу доказательств, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд, обоснованно исходил из положений ст. ст. 49, 52 ЖК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от "данные изъяты" N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС," и Постановления Конституционного суда РФ от "данные изъяты" N 17-П,
указав, что участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета предписания части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от "данные изъяты" N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Суд правомерно пришел к выводу о том, что поскольку истец Зеленько В.И. относится к категории граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, он имеет право на льготы и компенсации, в том числе на однократное обеспечение жилой площадью.
Поскольку других оснований к отказу заявителю в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении у администрации "данные изъяты" не имеется, суд обоснованно признал действия администрации города незаконными и удовлетворил требования заявителя.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, на основании соответствующей нормам процессуального права оценки исследованных в судебном заседании доказательств, сделан вывод об удовлетворении иска.
Доводы апелляционных жалоб сведены к тому, что о "чернобыльцы", желающие получить жилье, должны быть приняты на учет малоимущих граждан, были предметом исследования в суде первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку.
С учётом того, что жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, непосредственно с признанием их малоимущими (ст. 51 ЖК РФ) и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда, но и связывает право на получение жилья участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году лишь с нуждаемостью в жилье, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что снятие истца с учёта по указанному выше основанию является незаконным,
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Подольского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Администрации г.о. Подольск и третьего лица Министерства строительного комплекса "данные изъяты" на решение Подольского городского суда "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.