Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Портнове Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2016 года апелляционную жалобу Яковлева А. Н. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 декабря 2015 года по делу по административному иску Яковлева А. Н. к администрации Рузского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности подготовить и выдать градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство дома,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Яковлева А.Н.,
установила:
Яковлев А.Н. обратился в суд с административным иском к администрации Рузского муниципального района Московской области, просил признать незаконным бездействие администрации Рузского муниципального района Московской области, выразившееся в неподготовке и невыдаче ему и его супруге градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в сроки, указанные в Градостроительном кодексе РФ; обязать администрацию Рузского муниципального района Московской области подготовить и выдать Яковлеву А.Н. в установленный Градостроительным кодексом РФ срок градостроительный план земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с его заявлением от 20 октября 2015 года "данные изъяты", а также выдать разрешение на строительство дома.
Свои требования Яковлев А.Н. мотивировал тем, что на заявление его супруги от 13 октября 2015 года о предоставлении справки - градостроительного плана земельного участка с целью получения разрешения на строительство, поданное через многофункциональный центр г. Рузы, администрация Рузского муниципального района Московской области ответила предложением представить дополнительные, платные документы, которые не предусмотрены законом - Градостроительным кодексом РФ. На повторное заявление Яковлева А.Н. от 20 октября 2015 года, написанное им с аргументацией недопустимости отказа в выдаче ГПЗУ, администрация ответила другой формулировкой: "не определен порядок расходования средств для исполнения государственных полномочий, в частности, для разработки ГПЗУ".
По мнению административного истца, данный отказ и требование администрации о предоставлении документов являются неправомерными, поскольку отказ в выдаче ГПЗУ не предусмотрен действующим законодательством, а, значит, не может быть предусмотрен регламентом органов местного самоуправления, не может быть обоснован отсутствием бюджетных средств или "неопределением порядка расходования средств для исполнения государственных полномочий".
В судебном заседании административный истец Яковлев А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 29 декабря 2015 года в удовлетворении административного иска Яковлева А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Яковлев А.Н. просит об отмене данного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав объяснения Яковлева А.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что супруга административного истца Яковлева А.Н. - Яковлева М.П., с которой Яковлев А.Н. состоит в зарегистрированном браке с 2 ноября 1984 года, на основании договора купли-продажи земельного участка от 17 сентября 2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 2038 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 50 м по направлению на юго-восток от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Рузский район, "данные изъяты" "данные изъяты".
20 октября 2015 года Яковлев А.Н. обратился в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка "данные изъяты", расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты" (л.д. 12).
На обращение Яковлева А.Н. администрацией Рузского муниципального района Московской области 18 ноября 2015 года дан ответ, согласно которому в настоящее время администрацией Рузского муниципального района Московской области направлено письмо в Министерство финансов Московской области о разъяснении порядка расходования средств бюджета Московской области и возможности использования средств областного бюджета на оплату работ и услуг, связанных с разработкой градостроительных планов земельных участков, в связи с чем администрация Рузского муниципального района вернется к рассмотрению вопроса о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка "данные изъяты" в "данные изъяты" после разъяснений о порядке расходования средств бюджета Московской области (л.д. 13-15).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска Яковлева А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что с 1 января 2015 года полномочия по подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков в Московской области отнесены к ведению Министерства строительного комплекса Московской области, следовательно, нарушений прав, свобод и законных интересов Яковлева А.Н., а также нарушений норм действующего законодательства административным ответчиком допущено не было.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В статье 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2).
В соответствии с положениями статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2). При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
По смыслу вышеприведенных норм право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
В силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Действующее законодательство не содержит предписаний о совершении заявителем действий, осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган, представляя правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы, необходимые для получения разрешения на строительство, в том числе градостроительный план земельного участка, запрашиваются уполномоченным органом в органах, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
В силу пункта 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" осуществление полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) возложено на Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 3 октября 2013 года N 786/44, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия по утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков в Московской области в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района.
При этом частью 3 статьи 2 указанного Закона установлено, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Таким образом, орган местного самоуправления муниципального района осуществляет подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории муниципального района, только при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны администрации Рузского муниципального района Московской области имело место неправомерное бездействие, выразившееся в неподготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и ненаправлении его на согласование в Правительство Московской области, в связи с чем административное исковое заявление Яковлева А.Н. в указанной части подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, требования административного истца о возложении на администрацию Рузского муниципального района Московской области обязанности выдать Яковлеву А.Н. в установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации срок градостроительный план земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с его заявлением от 20 октября 2015 года "данные изъяты", а также разрешение на строительство дома подлежат отклонению, так как заявлены преждевременно.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления Яковлева А.Н.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 декабря 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым административное исковое заявление Яковлева А. Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Рузского муниципального района Московской области, выразившееся в неподготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Обязать администрацию Рузского муниципального района Московской области подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и направить его на согласование в Правительство Московской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Яковлеву А. Н. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.