Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Филатовой Г.В.,
судей Клюева С.Б., Пияковой Н.А.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Ушакова С.Ю. и Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 17 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ушакова С.Ю. к Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда в связи с содержанием в ИВС г. Новокуйбышевска - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ из средств федерального бюджета в пользу Ушакова С.Ю. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., объяснения представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК Самарской области - Шумеева Д.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя третьего лица ОМВД России по г. Новокуйбышевск - Видяевой Л.А., поддержавшей апелляционную жалобу в части отказа во взыскании денежной компенсации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ушаков С.Ю. обратился в Новокуйбышевский городской суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда, в связи с ненадлежащим условиями содержания под стражей.
В обоснование своих требований истец указал, что 22 мая 2014 года его поместили в камеру N 4 ИВС О МВД России по г. Новокуйбышевск в порядке ст. 91 УПК РФ.
23 мая 2014 года истцу была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
12 февраля 2015 года в отношении него вынесен обвинительный приговор.
28 апреля 2015 года Самарским областным судом указанный приговор был изменен, уголовное дело направлено на новое рассмотрение.
10 июня 2015 года в отношении истца был вынесен обвинительный приговор.
19 сентября 2015 года после вступления приговора в законную силу истец был направлен для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-29 ГУФСИН РФ по Самарской области.
В периоды времени: с 23.05.2014 по 28.05.2014, с 13.07.2014 по 17.07.2014, с 29.07.2014 по 06.08.2015, с 13.08.2014 по 17.08.2015, с 23.08.2014 по 25.08.2014, с 01.09.2014 по 12.09.2014, с 13.10.2014 по 15.10.2014, с 19.10.2014 по 22.10.2014, с 05.11.2014 по 13.11.2014, с 26.11.2014 28.11.2014, с 01.12.2014 по 08.12.2014, с 15.12.2014 по 17.12.2014, с 13.01.2015 по 16.01.2015, с 02.02.2015 по 13.02.2015, с 31.05.2015 по 03.06.2015, с 05.06.2015 по 11.06.2015 - истец пребывал в камере N 4 ИВС О МВД России по г. Новокуйбышевск, где грубо нарушались его права, поскольку он был помещен в нечеловеческие условия. А именно:
1. В камере размером 3,20 м * 4,20 м, то есть общей площадью 13,44 кв.м, расположены две двухъярусные кровати, где одновременно может находиться до 4 человек, то есть на одного человека приходилось 3,36 кв.м., что ниже установленного минимального размера на 0,64 кв.м.
2. В камере отсутствует окно и часы, что негативно сказывается на психику человека.
3. В камере отсутствует естественная вентиляция, в связи с чем приходится дышать спертым, ненасыщенным кислородом, воздухом. Если все 4 человека курящие и все закурят, то дышать совершенно нечем. Нередко начинали слезиться глаза, болеть голова, появлялась тошнота, переходящая в рвотные порывы, что приносило неповторимый вред здоровью.
4. В камере отсутствует горячая вода и умывальник. Чтобы умыться, необходимо наклоняться над туалетной чашей, откуда исходит неприятный запах.
5. Над камерой N 4 со стороны коридора подвешен радиодинамик, который является частью интерьера ИВС, поскольку его не включают. В камере происходит информационная блокада.
6. На стенах камеры нанесена так называемая "шуба", которая еще в 2000 году была запрещена к использованию. Косметический ремонт не производился более 30 лет, о чем свидетельствует многолетняя пыль, паутина на стенах и потолке. Цвет когда-то белой побелки приобрел грязно-коричневый цвет от табачного дыма, осевшей пыли, паутин. Санитарно-профилактические уборки и дезинфекция в камерах не проводятся. Не исключено, что в камере размножаются вирусы "палочки Коха" (туберкулез), возбудитель ВИЧ инфекции и множества других заболеваний.
7. Санузел не оборудован как того требует закон: отсутствует сливной бачок и унитаз, вместо которого чаша, вмонтированная в бетон на высоте 25 см от пола. Туалет огорожен сбоку от остальной камеры бетонной перегородкой высотой 0,65 м. Дверь отсутствует, а напротив расположен единственный стол для приема пищи. Расстояние от стены до перегородки составляет 0,85 м. Расстояние от туалета до обеденного стола составляет около 1 м, при допустимом 1,8 м). Данный факт усиливает эффект вдыхания парами нечистот и еще больше умоляет достоинства личности и неприкосновенности частной жизни. Расстояние от туалета до кровати составляет так же 1 м, что при сне насыщает и так не благоприятный воздух камеры из туалета.
8. В камере ведется круглосуточное наблюдение и технические возможности позволяют просматривать каждый угол. Видеокамера расположена в левом верхнем углу от входной двери, а с правой стороны от двери расположен туалет. Расположение камеры позволяет наблюдать за всем процессом посещения туалета. Монитор, на который передается картинка с камеры, расположен около входной двери в ИВС, его просмотр никем и нечем не ограничен.
9. В камере отсутствует дневное, искусственное освещение. Камера освещается круглосуточно одной лампой накаливания, расположенной за колпаком из толстых железных прутьев над входной дверью. С таким освещением в камере постоянный полумрак, в связи с чем затруднительно знакомиться с процессуальными документами, обдумывать прочитанное, делать выписки. Из-за подобных условий содержания у него ухудшилось зрение. Обращаться за медицинской помощью к сотрудникам ИВС бессмысленно, поскольку у них нет лекарств, и в журнал отметку о таких обращениях они делают редко.
10. Выдаваемые для сна принадлежности в плачевном состоянии. Матрац от длительного использования пришел в негодность, отчего спать на нем невозможно. Простыни и наволочки выдавались в порванном виде, с многочисленными пятнами.
11. В ИВС в нарушение требований ПВР отсутствуют прогулочные дворики.
12. Его обращения в контролирующие государственные учреждения никакого положительного эффекта не дали, все осталось как прежде. Его жалобы на нарушение условий содержания были оставлены без внимания.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, истец просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 686 000 рублей за факт нарушения его прав, гарантированных законом, в связи с бесчеловечным содержанием в ИВС О МВД России по г. Новокуйбышевск.
Судом постановлено указанное выше решение, которое оспаривается истцом и ответчиком в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе истец ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, в связи с чем считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, были неправильно применены нормы материального права, в связи с чем считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просил принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует установить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст. 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 мая 2014 года истец был помещен в ИВС О МВД России по г. Новокуйбышевск и находился там в периоды времени: с 23.05.2014 по 28.05.2014, с 13.07.2014 по 17.07.2014, с 29.07.2014 по 06.08.2015, с 13.08.2014 по 17.08.2015, с 23.08.2014 по 25.08.2014, с 01.09.2014 по 12.09.2014, с 13.10.2014 по 15.10.2014, с 19.10.2014 по 22.10.2014, с 05.11.2014 по 13.11.2014, с 26.11.2014 28.11.2014, с 01.12.2014 по 08.12.2014, с 15.12.2014 по 17.12.2014, с 13.01.2015 по 16.01.2015, с 02.02.2015 по 13.02.2015, с 31.05.2015 по 03.06.2015, с 05.06.2015 по 11.06.2015.
Площадь камеры N 4, в которой содержался Ушаков С.Ю., составляет 18 кв.м, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией технического паспорта. Площадь камеры соответствует требованиям федерального законодательства и позволяет разместить в ней 4 человек.
Согласно требованиям приказа N 140дсп от 07 марта 2006 года помещения ИВС О МВД России по г. Новокуйбышевск оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением. На протяжении 2014-2015 гг. вентиляция находилась в исправном состоянии.
Более того, в соответствии с п. 21 приказа МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Все камеры ИВС О МВД России по г. Новокуйбышевск оборудованы кранами с холодной водой.
Во исполнение п. 47 приказа МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, с последующей сменой постельного белья, в ИВС имеется душевая комната с горячей водой в рабочем состоянии. В ходе судебного разбирательства, представитель третьего лица также указал на то, что дежурный наряд по просьбе лиц, содержащихся в ИВС, осуществляет дополнительный вывод для принятия душа.
Согласно п. 48 этого же приказа, при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности. Таким образом, отсутствие горячей воды в камере допускается, но при этом она выдается по мере надобности.
В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" камеры ИВС оборудованы средствами радиовещания, которые находятся в рабочем состоянии.
Для проведения санитарно-профилактических мероприятий в 2013 годы была введена должность "дезинфектор ИВС", на которую был принят соответствующий сотрудник для проведения санитарной уборки в камерах. Также для дезинсекции и дератизации заключаются соответствующие договора.
Санитарный узел в камере огорожен перегородкой высотой 1,3 м, а расстояние от туалета до стола составляет 1,6 м.
Согласно ст. 34 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Во исполнение данного предписания Закона в камерах установлены системы видеонаблюдения, при чем таким образом, что расположение камеры не позволяет вести наблюдение за туалетом.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции также было установлено, что в камере отсутствуют унитаз и естественное освещение, а в ИВС нет прогулочного двора. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости в частичном удовлетворении исковых требований Ушакова С.Ю., поскольку иные доводы, приведенные им в своем исковом заявлении не нашли своего подтверждения и не были доказаны в нарушение ст. 56 ГПК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца по своей сути повторяют доводы искового заявления и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что о Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком, также не может быть принят во внимание, поскольку в силу положений постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 01 марта 2011 года N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах.
При этом МВД России в силу специфики направленности своей деятельности не обладает функциями по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, которыми обладает Казначейство России подконтрольное Министерству финансов РФ.
Таким образом, в силу положений статей 1069 и 1071 ГК РФ Министерство финансов РФ является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы апелляционных жалоб, по существу, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ушакова С.Ю. и Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК Самарской области - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.