Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.
Гареевой Д.Р.
судей Мугиновой Р. Х. при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца АФА на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления АФА к Администрации ГО г. Уфа об обязании осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом адрес, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АФА обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфы об обязании осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом адрес, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивируя тем, что он является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: адрес. адрес. В соответствии с протоколом N N ... от дата внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, истец был уполномочен на обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. дата истец обратился в Администрацию ГО г. Уфы с просьбой осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, письмом от дата N N ... Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации ГО г. Уфа отказало в формировании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, истец считает данный отказ незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца АФА просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая, с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Считает, что заключение договора о развитии территории не является препятствием для N N ... от дата. формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных, но неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя АФА поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Городского округа г.Уфа по доверенности - АФА возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего (если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении требований АФА к Администрации городского округа г. Уфа об обязании осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный адрес путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд исходил из того, что, поскольку земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, расположен в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии, с учетом указанного обстоятельства образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, то оснований для возложения на ответчика обязанности осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом адрес, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с действующим законодательством, не имелось.
С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться на основании следующего.
Главой 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории" устанавливаются особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (ст. 46 Градостроительного кодекса РФ) и регулируются вопросы развития застроенных территорий (ст. 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса РФ.
Так, согласно ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории (далее - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории является обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (п. 9 ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Названное решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно ч.4 ст. 16 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015, с изм. от 24.03.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Таким образом, законом предусматривается общая норма для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Как следует из материалов дела, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП.
В соответствии с протоколом N N ... от дата внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес было принято решение о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, истец был уполномочен на обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением.
дата истец обратился в Администрацию ГО г. Уфы с просьбой осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, письмом от дата N ... Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации ГО г. Уфа отказало в формировании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, мотивируя тем, что земельный участок расположен на территории, в отношении которой заключен договор о развитии территории N N ... от дата
Земельный участок по адресу: адрес расположен на территории, в отношении которой в соответствии со ст. 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ Администрацией Городского округа г.Уфа и АФА заключен с договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами адрес и адрес в адрес г.Уфы РБ N N ... от дата. сроком на 8 лет (л.д.53).
Согласно п.1.1 Договора N N ... от дата. в соответствии с условиями аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, утвержденными постановлениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата. N N ... "О развитии застроенной территории, ограниченной улицами адрес в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан", от 28.06.2012г. N 2890 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами адрес и адрес в адрес районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и опубликованными в газете ... N N ... от дата., на основании протокола N ... от дата., настоящим договором Сторона 1 предоставляет право на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Водопроводной адрес и адрес в адрес районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д.53).
Предметом указанного договора является разработка и утверждение проекта планировки и проекта межевания застроенной территории, оформления прав на земельные участки в границах застроенной территории и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с проектно-сметной документацией.
Пунктом 1 дополнительного соглашения N N ... от дата года к договору N N ... от дата. между теми сторонами определено "разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан проект планировки и проект межевания застроенной территории в срок до дата года" (л.д.56).
Заключив договор, администрация городского округа г.Уфа обязалась, помимо прочего, предоставить победителю аукциона земельный участок (участки) в границах застроенной территории без проведения аукциона для осуществления строительства (п. 3.2.3 договора).
Из анализа приведенных норм права следует, что единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть только лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, и только по заявлению этого лица могут быть установлены границы конкретного земельного участка и осуществлен его кадастровый учет. При этом орган местного самоуправления обязан создать необходимые условия для реализации таким лицом своих прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что формирование земельного участка по заявлению АФА нарушит права АФА создаст препятствия реализации этим предприятием прав и обязанностей, предусмотренных договором о развитии застроенной территории.
В соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из анализа приведенных норм следует, что собственник здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет исключительное право приобрести не любой земельный участок, а земельный участок, местоположение границ и площадь которого определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Причем площадь земельного участка определяется не только в соответствии с правилами землепользования и застройки, но и в соответствии с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, либо в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности.
При этом, в границах застроенной территории находятся многоквартирные и одноквартирные деревянные жилые дома, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту территорий, установленных в этих зонах вышеназванными Правилами землепользования и застройки городского округа Город Уфа, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне застройки N ... - общественно-деловая зона г.Уфы что подтверждается сведениями из публичной кадастровой карты и п.2.3 договора о развитии застроенной территории от дата
Заявителем не представлено доказательств обоснования необходимости предоставления земельного участка для использования под многоквартирным домом, не соответствующее градостроительному регламенту, без учета прав третьего лица на приобретение бесплатно в собственность или аренду любого земельного участка, расположенного в границах застроенной территории, что противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Следовательно, все действия по оформлению земельных участков в границах улиц, изложенных в п.2.5. договора о развитии застроенной территории должны оформляться по согласованию с победителем аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, не оспаривалось, что сведения о разработке проекта планировки территории, публичных слушаниях, заключении по результатам слушаний, о признании необходимым развитие застроенной территории и проведении названного аукциона, его результаты опубликованы в официальных органах печати.
Следовательно, отказ в формировании земельного участка не противоречит закону и не нарушает права заявителя.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), установление границ и размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в существующей застройке осуществляется на основании проекта межевания в целом на квартал застройки в границах красных линий, в соответствии с Постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ от дата г. N N ... , утвержденного проекта планировки территории, ограниченной улицами адрес районах городского округа город Уфа РБ и проекта межевания территории кварталов N N ...
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является также несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории и расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно Постановлению главы Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата N N ... (ред. от дата) "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе город Уфа Республики Башкортостан"; Приказу Минэкономразвития России от дата N N ... (ред. от дата) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от дата г. N N ... -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2008 N 12857)11. п.22. Для подготовки межевого плана используются:
документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные
(максимальные и минимальные) размеры земельных участков:
документация по планировке территории (проекты межевания территорий);
документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;
утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;
решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
вступившие в законную силу судебные акты;
иные предусмотренные законодательством документы.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от дата N N ... "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (Зарегистрировано в Минюсте России дата N N ... ) с.1 п.4 Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как усматривается из обращения представителя АФА по доверенности от дата к ответчику с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу адрес путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка N ... площадью N ... м необходимые документы не были приложены к заявлению (л.д.17, 18, 19). Межевой план подается в 2х экземплярах с приложением пояснительной записки, содержащей описание земельного участка и места размещения объекта, характеристики, обоснование площади и границ земельного участка, возможности его формирования (заключение кадастрового инженера), что является основанием для отказа в утверждении конкретной схемы расположения земельного участка (ст. 11.10 п. 16 Земельного кодекса РФ).
Также, согласно Решению Совета городского округа г. Уфа РБ от дата N N ... (ред. от дата) "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" не определен коэффициент и плотность застройки. Глава 1.ст.1 п.45) коэффициент застройки - отношение площади застроенной части территории планировочного элемента либо земельного участка ко всей его площади (%)п.46 коэффициент строительного использования земельного участка - вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке, определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка (%).
Согласно ст. 45 Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указаны в таблице N 2. Коэффициент застройки для многоквартирный домов в территории квартала с кадастровым номером N ... находящегося в территориальной зоне адрес определяется от N ... до N ... А также,
минимальный размер формируемого земельного участка установлен в
пределах 0,10 га. Таким образом, представленная в материалы дела схема
расположения земельного участка на кадастровом плане территории не
соответствует утвержденным документам территориального
планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории квартала, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ N N ... от дата
При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что формирование земельного участка по заявлению АФА нарушит права иных землепользователей, создаст препятствия реализации иным лицам прав и обязанностей, предусмотренных договором о развитии застроенной территории.
При этом судебная коллегия отклоняет довод представителя АФА том, что отсутствует возможность утверждения схемы земельного участка, предоставленной административным истцом, поскольку указанная схема изготовлена без учета прав смежных землепользователей.
Следовательно, отказ в формировании конкретного земельного участка не противоречит закону и не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, по делу судом не допущено.
Поскольку все обстоятельства дела судом установлены на основании надлежащей оценки представленных доказательств, а нормы материального права применены судом правильно, судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца АФА АФА без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи Д. Р. Гареева
Р. Х. Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.