Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р. Х.
Габидуллиной Л.Г.
Хакимове А.Р.
при секретаре И
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан И на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
иск И, И к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка ? удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить И и И проект договора купли-продажи в общую совместную собственность земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м, расположенного по адресу: г адрес по цене, установленной действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И и И обратились в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа РБ об обязании заключить договор купли-продажи, земельного участка площадью N ... кв.м. с кадастровым номером N ... по адресу: адрес
В обоснование требований указали, что им на основании Договора купли-продажи от дата г. и Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от дата г. серия: ... N И- N ... на правах общей совместной собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, под литерами ... расположенный на земельном участке площадью N ... кв.м. с кадастровым номером N ... , с разрешенным использованием для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, по адресу: адрес Земельный участок расположен по адресу: адрес используется для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек с N ... используется открыто, непрерывно и добросовестно, что подтверждается техническим паспортом жилого дома инвентарный номер N ... Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер N ... , общая площадь земельного участка составляет N ... кв.м. Разногласий по факту владения, пользования, распоряжения домовладением и земельным участком не имеется. На их обращение в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с просьбой предоставить земельный участок в собственность, Администрацией городского округа г. Уфа РБ было отказано в передаче участка в собственность, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Считают, что данный отказ является неправомерным, нарушающим их Конституционное право.
С учетом изложенного, И и И просила суд обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка и направить его истцам для подписания.
Судом постановлено приведённое решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку земельный участок входит в число зарезервированных для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата г. N N ... , а в силу п. 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земельного участка для муниципальных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В качестве оснований невозможности предоставления земельного участка также указано на то, что в силу ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участка, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, относятся к числу ограниченных в обороте.
В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Администрации городского округа г. Уфа И поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных со строительством, реконструкцией объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В силу подп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с ЗК Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.
В соответствии с положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от адрес года по делу " ... " указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, И и И является собственниками жилого дома общей площадью N ... кв.м. литер ... по адресу: адрес на основании договора купли-продажи N N ... от дата (л.д.5), разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от дата. (л.д.6), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N ... от дата года (л.д.4).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером N ... он имеет площадь N ... кв.м., вид разрешенного использования - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек (л.д.14).
В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, дата г. И и И обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... в собственность за плату.
На указанное обращения истцов Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдан отказ в предоставлении земельного участка в собственность ввиду резервирования испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд Решением Совета городского округа г.Уфа N N ... от дата года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ФИО27. и ФИО28 исходил из того, что истцы имеют в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем жилым домом и надворными постройками, которые являются их собственностью, указанный земельный участок в установленном законом порядке у истцов не изымался, соответственно он имеет право приобрести его в собственность в соответствии со ст.39.20. Земельного кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним". Согласно данному требованию закона администрация ГО г.Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием по Решению Совета городского округа г.Уфа N N ... от дата года.
Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам Администрации г. Уфа предписано в течение 30 рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.
Однако, материалы дела не содержат каких-либо сведений о направлении ответчиком указанного решения для его регистрации в Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Ответчиком также не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
Согласно ст.ст. 56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель является ограничением, подлежащим государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичное требование установлено п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г ... N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и, муниципальных нужд".
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона "О государственном кадастре недвижимости", в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Согласно абз. 2 п. 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997г. государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлений правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.
Так, согласно материалов дела и выписки из ЕГРП от дата г. на земельный участок с кадастровым номером N ... обременения в виде резервирования по решению Совета городского округа г.Уфа N N ... от дата года и попыток его направления в регистрирующий орган ответчиком на данный земельный участок отсутствуют за исключением регистрации договора аренды на период с дата года по дата дата года (л.д.22).
Согласно решению Совета городского округа г. Уфа за N N ... от в ред. от дата года испрашиваемый истцами земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до дата года. Данное решение опубликовано в газете " ... " за N ... ) от дата года.
Однако, из материалов дела видно, что обращение истцов к ответчику о передаче за выкуп испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N ... имело место дата года, т.е. до вынесения решения Совета городского округа г. Уфа за N N ... от в ред. от дата года, которое в установленном законом порядке опубликовано в официальном источнике, и направлено ответчиком в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, является действующим только с дата года.
В связи с чем, не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд в установленном законом порядке, поскольку на момент обращения истцов дата года таковым не являлся.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
На испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, жилой дом по адресу: адрес принадлежащий истцам на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N ... от дата года.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции обоснованны и мотивированы.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца о предоставлении земельного участка в собственность за плату путем обязания ответчика подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка и направить его для подписания не противоречит приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
При таком положении суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, обоснованно признал за истцами право заключить договор купли-продажи земельного участка, подготовить и направить проект договора купли-продажи в общую совместную собственность земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м, расположенного по адресу: адрес по цене, установленной действующим законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова Р. Х
Судьи: Гибадуллина Л.Г.
Хакимов А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.