Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего Милютине В.Н.
судей Мугиновой Р.Х.
Ткачевой А.А.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Степановой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на решение
Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г.Нефтекамска РБ в интересах НМР к администрации городского округа г. Нефтекамск РБ об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения по месту жительства удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамск предоставить вне очереди НМР жилое помещение по договору социального найма жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения N ... кв.м.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Нефтекамска РБ обратился в суд с иском в интересах НМР к администрации ГО г. Нефтекамск, в котором просит обязать предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения по месту жительства по тем основаниям, что проверкой прокуратуры г.Нефтекамск РБ, проведенной по обращению НМР установлено, что НМР состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации городского округа г.Нефтекамск с дата года. Поставлена на учет постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск от дата года N ... Согласно заключению врачебной комиссии ... от дата года N ... НМР дата года рождения, по состоянию здоровья является ... В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N N ... страдает ... , при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Прокурор просил обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск РБ предоставить вне очереди НМР жилое помещение по договору социального найма жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск РБ, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения N ... кв.м.
Судом постановлено приведённое решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить.
В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора, полагавшего решение обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378.
Положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), от времени включения в список внеочередников. Нет в ней указаний на оставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди по списку очередников.
Следует признать, что такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только неимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года N 376-О-П).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г.Нефтекамск Республики Башкортостан по обращению НМР проведена проверка исполнения администрацией городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан жилищного законодательства.
Проверкой установлено, что постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск от дата года N N ... НМР состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации городского округа г.Нефтекамск с дата года.
Согласно заключению врачебной комиссии ... от дата года N ... НМР, дата года рождения, по состоянию здоровья является ... В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N N ... страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
По пункту 2 решения Нефтекамского городского Совета депутатов Республики Башкортостан от дата года N ... по г. Нефтекамску Республики Башкортостан установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) в размере N ... кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела достоверно установлено, что истица имеет состав семьи, которая из N ... человек.
Истица и её семья проживает на основании договора аренды в квартире, общей площадью N ... кв. метров, расположенной по адресу: адрес Указанная комната принадлежит на праве собственности НМР на основании договора передачи квартиры в долевую собственность от дата
Как следует из справки Нефтекамского филиала ГУП БТИ Республики Башкортостан истица и члены её семьи объектов недвижимости, в том числе жилых помещений, на праве собственности не имеют.
Сторонами не оспаривалось, что дата года НМР. обратилась в администрацию ГО г. Нефтекамск с заявлением о постановке её и членов её семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно справки серия ... N N ... выданной Бюро N N ... филиал ... " дата. местом жительства НМР. является адрес: адрес.(л.д.73).
Из направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь выданной ГБУЗ Республики Башкортостан ГБ г.Нефтекамск ПО N N ... от дата следует, что адресом места жительства НМР. является: адрес (л.д.75-80).
По справке N N ... от дата., выданной отделом по работе с территориями индивидуальной застройки Администрации городского округа город Нефтекамска Республики Башкортостан, НМР зарегистрирована по адресу: адрес (л.д.81).
Как было установлено судом, согласно представленного в материалы дела заключения врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГБ г.Нефтекамск от дата года N N ... , НМР. страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.1 ст.51, ч. 2 п. 3 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от дата N N ... (л.д.13)
До настоящего времени НМР не обеспечена жилым помещением.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд руководствуясь нормами ст. ст. 51, 57 ЖК РФ, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N N ... , пришел к правильному выводу о наличии у НМР права на получение жилого помещения по договору социального найма, по норме предоставления, в связи с чем, возложил на Администрацию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, в границах города Нефтекамска РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее N ... кв. м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Поскольку НМР является инвалидом и страдает заболеванием, которое указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N N ... , состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, обеспечение НМР жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заключение врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГБ г.Нефтекамск от дата года N ... об имеющемся заболевании НМР., основанием для внеочередного предоставления жилого помещения не является, поскольку НМР включена в общий список граждан на получение жилого помещения по договору социального найма и заявлений от нее о включении ее в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, не поступало, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Согласно представленной в суд апелляционной инстанции сообщения ГБУЗ РБ ГБ г.Нефтекамска N N ... от дата года НМР ... , при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Между тем, как правильно указал суд, до настоящего времени НМР не обеспечена жилым помещением, что, нарушает ее права, которая в соответствии с ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской и постановления Правительства Российской Федерации от дата года N N ... имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата года N ...
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям, и потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке и реализуют это право через органы местного самоуправления.
Системное толкование вышеприведенного законодательства приводит к выводу о том, что внеочередное обеспечение жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не ставится в зависимость от размера ежемесячного дохода семьи и от наличия или отсутствия статуса малоимущей.
Отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года г. N 181-ФЗ должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Иные доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения.
Все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, и им дана надлежащая оценка по мотивам, приведенным в оспариваемом решении, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от адрес - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующего Милютин В.Н.
судьи Мугинова Р.Х.
Ткачева А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.