Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Местниковой С.А., единолично
рассмотрев в открытом судебном заседании
жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Остаева С.А. на постановление Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ******** Арстанбекова Т.Р., которым
постановлено:
Признать ******** Арстанбекова Т.Р. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате путем перечисления по следующим реквизитам:
Реквизиты для уплаты штрафа:В ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, УФК по РС(Я) (УФМС России по РС(Я)) ИНН 1435165539, КПП 143501001, номер счета получателя платежа 40101810100000010002, БИК 049805001, наименование платежа: административный штраф, КБК 19211640000016020140, ОКТМО 98701000.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объясненияпредставителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Остаева С.А. (доверенность от 17.02.2016), представителя УФМС России по РС(Я) Сайдетдиярова М.З. (доверенность от 25.11.2015), суд
установил:
05.02.2016старшим инспектором межрайонного отдела иммиграционного контроля УФМС России по РС(Я) в отношении Арстанбекова Т.Р. составлен протокол об административном правонарушении N ... , предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, согласно которому Арстанбеков Т.Р. не уведомил в установленный законом срок отдел внешней трудовой миграции УФМС России по РС(Я) о заключении трудового договора с гражданином Кыргызской Республики Х.
Судом вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Остаев С.А.обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене постановления суда и прекращении производства по делу, указывая на то, ******** Арстанбеков Т.Р. заключил трудовой договор с Х. 02.11.2015, уведомить сотрудников УФМС России должен был до 04.11.2015 включительно. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек 04.02.2016.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Остаев С.А.жалобу поддержал, дополнительно пояснил, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением срока, Арстанбеков Т.Р. занимается предпринимательской деятельностью с 2013 года, с иностранным гражданином трудовой договор заключил впервые,трудовой договор заключен правильно, иностранный гражданин не нарушил правила пребывания, к моменту рассмотрения дела уведомление было направлено, правонарушение устранено, Арстанбеков Т.Р. признал вину полностью, раскаялся,у него на иждивении дети и супруга, просит смягчить административное наказание.
Представитель УФМС России по РС(Я) Сайдетдияров М.З. указал, что работодатель обязан уведомить соответствующий орган в течение 3-х дней, в отношении составления протокола - данное нарушение не является существенным, имеют право привлечь к ответственности в течение 1 года, просил постановление суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Нарушение работодателем иностранного гражданина требований этого закона о необходимости уведомления органа иммиграционного контроля в трехдневный срок о заключении с иностранным гражданином трудового договора влечет привлечение работодателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ
В данном случае, из установленных судом обстоятельств по делу следует, что 02 ноября 2015 года между ******** Арстанбековым Т.Р. и гражданином Кыргызской Республики Х. заключен трудовой договор о выполнении последним работы грузчика.
Как следует из письменного уведомления Арстанбекова Т.Р. в адрес органа иммиграционного контроля данное уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином представлено в миграционный орган 05.02.2016,тогда как по закону индивидуальный предприниматель должен был известить об этом орган миграции до 04.11.2015.
Из указанного следует, что в бездействии ******** Арстанбекова Т.Р. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах ВС РС(Я) находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о признании виновным ******** Арстанбекова Т.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей.
При этом доводы жалобы о пропуске срока привлечения к административной ответственности ВС РС(Я) считает несостоятельными,как основанные на неправильном толковании норм права, поскольку частью 1 статьи 4.5КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) определен в один год со дня совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, срок давности привлечения ******** Арстанбекова Т.Р.к административной ответственности за нарушение установленного порядка уведомления о привлечении иностранного работника к труду начинается исчисляться с ноября 2015 года и истекает 05.11.2016.
Между тем ВС РС(Я) полагает, что имеются основания для снижения размера назначенногоиндивидуальному предпринимателю наказания по следующим основаниям.
Судом назначена мера наказания с учетом примечания к ст. 18.1 КоАП РФв пределах санкции ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в соответствии с которой минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет 400 000 руб.
В силу положений ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса(ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Учитывая характер совершенного правонарушения, признание вины и раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, направление уведомления до вынесения постановления об административном правонарушении, совершение данного правонарушения впервые, наличие на иждивении у Арстанбекова Т.Р. двух несовершеннолетних детей и супруги, получающей согласно справке ГКУ РС(Я) " ******** управление социальной защиты населения и труда при МТ и СР РС(Я)" N ... от 10.02.2016 пособие на детей из малообеспеченных семей, трудное финансовое положение, ВС РС(Я) полагает возможным снизить назначенное наказание в порядке ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до 200 000 руб.
Постановление Мирнинского районного суда РС(Я) от 12 февраля 2016 годапо существу являются законным, обоснованным и подлежит изменению только в части размера назначенного административного наказания.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ******** Арстанбекова Т.Р. изменить в части назначенного административного наказания в виде штрафа, снизив его до 200 000 рублей.
В остальной части постановление суда оставить без изменения.
Судья Верховного Суда РС (Я): С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.