Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.,
Судей Грибанова Ю.Ю., Жегалова Е.А.,
при секретаре Кораблиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске "21" апреля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации "адрес" Кремневой Г.А. на решение Новосибирского районного суда "адрес" от 19 января 2016 года по делу по иску Летова Д. А., Летовой Е. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Летовой В. Д., Летова Р. Д., Летова М. Д. к администрации "адрес" о восстановлении в списке участников федеральной целевой программы, об оспаривании решения об исключении из списка на получение социальной выплаты и возложении обязанности включить в список, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение "адрес", содержащееся в письме N от ДД.ММ.ГГГГ. в части исключения из списков претендентов на получение социальной выплаты по "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ. в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы семьи Летовых незаконным.
Восстановить семью Летовых в составе Летова Д.А., Летовой Е.В., несовершеннолетних детей Летовой В.Д., Летова Р.Д., Летова М.Д. в списке молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" по первоначальной дате постановки на учет.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения представителя администрации "адрес" Федотовой О.В., истца Летовой Е.В., представителя Щелкановой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Летов Д.А., Летова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Летовой В.Д., Летова Р.Д., Летова М.Д., обратились в суд с иском к администрации "адрес", в котором просили:
- признать решение администрации "адрес", содержащееся в письме N от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списков претендентов на получение социальной выплаты по "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы семьи Летовых в составе родителей Летова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Летовой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетних детей Летовой В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Летова Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Летова М.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из состава участников подпрограммы, незаконным с момента его принятия;
- обязать администрацию "адрес" восстановить семью Летовых в составе родителей и трех детей в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
- обязать администрацию "адрес" рассмотреть семью Летовых в составе 5 человек в качестве претендента на получение социальной выплаты по "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы с принятием положительного решения;
- обязать администрацию "адрес" выдать семье Летовых в составе 5 человек свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование исковых требований указано, что семья Летовых с ДД.ММ.ГГГГ года была включена администрацией "адрес" в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 г., 2011 - 2015 годы. Семья была утверждена в списке претендентов на получение социальной выплаты по "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ г. в рамках подпрограммы. В ДД.ММ.ГГГГ году в семье родился третий ребенок. Не дождавшись мер социальной помощи, семья Летовых была вынуждена приобрести жилое помещение с использованием средств жилищного ипотечного кредита. Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было сообщено истцам о принятии решения об исключении их семьи из состава участников Подпрограммы, в связи с получением жилищного кредита в ДД.ММ.ГГГГ году, а не до ДД.ММ.ГГГГ. Истцы считают отказ ответчика необоснованным и незаконным.
Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 г., 2011 - 2015 годы, не предусмотрена.
Молодая семья Летовых была признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010, 2011 - 2015 годы, на момент заключения жилищного займа состояла в органе местного самоуправления на учете данных лиц.
В семье Летовых ДД.ММ.ГГГГ. (до принятия оспариваемого решения) родился третий ребенок. После приобретения жилья, рождения третьего ребенка молодая семья Летовых осталась нуждающейся в жилом помещении, ввиду обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы на одного человека.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки семья Летовых не использовала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель ответчика администрации "адрес" Кремнева Г.А., в апелляционной жалобе просит решение отменить полностью и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд, в противоречие с выводами сделанными относительно правомерности отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, удовлетворил требования истцов о признании незаконным решения администрации "адрес", содержащееся в письме N от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списков претендентов на получение социальной выплаты по "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ г. в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.
С учетом того, что требование истцов о выдаче свидетельства на предоставлении социальной выплаты является производным от требования о признании незаконным решения ответчика об исключении семьи из списка претендентов на получении социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ г., с учетом выводов суда относительно правомерности отказа в выдаче указанного свидетельства, решение суда в обжалуемой части является незаконным, противоречащим установленным судом обстоятельствам и подлежит отмене.
Рассматривая требования истцов о восстановлении их семьи в составе 5 (пяти) человек, суд указал, что в пункте 26 Правил указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта РФ, в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи-претенденты на получение социальной выплаты не предоставили необходимых документов для получения свидетельства.
Однако о внесении изменений в утвержденные списки претендентов говорит не 26 пункт Правил, а пункт 30. Смысл данного пункта сводится к тому, что в случае не реализации молодыми семьями-претендентами возможности использования социальной выплаты они исключаются из сводного списка претендентов на получение данной социальной выплаты.
Таким образом, данный пункт не может обосновывать вывод суда о необходимости восстановления семьи истцов из пяти человек в списке участников, с учетом того, что выплата была рассчитана исходя из другого состава семьи и из другой нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Суд также указал, что орган местного самоуправления должен был принять у Летовых заявление о внесении изменений в состав семьи в связи с рождением третьего ребенка и внести соответствующие изменения в информацию о молодой семье - участнице программы.
Однако данный вывод суда основан на не подтвержденных пояснениях представителя истцов о том, что истцы обратились в администрацию с заявлением о включении несовершеннолетнего Летова М.Д. в учетное дело. Соответствующих доказательств, подтверждающих подачу заявления и бездействие органа местного самоуправления, в материалы дела истцами представлено не было.
Ответчик, в том числе в своем письменном отзыве указал, что требование истцов о восстановлении семьи Летовых в составе родителей Летова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Летовой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетних детей Летовой В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Летова Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Летова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не может быть удовлетворено ввиду того, что такой состав семьи не был включен в список молодых семей - участников Подпрограммы.
Необходимо отметить, что включение в состав семьи третьего ребенка влечет не просто необходимость внести соответствующие изменения в информацию о молодой семье - участнице программы, как об этом указывает суд, а как следствие влечет необходимость произвести расчет размера социальной выплаты исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы, а для участников Подпрограммы влечет необходимость подтвердить соответствующую доходность с предоставлением подтверждающих документов.
При этом соответствующий расчет на семью из 5 человек не производился, подтверждающие доходность, исходя из нового состава семьи, документы не предоставлялись.
Таким образом, принимая решение о включении в список молодых семей -участников подпрограммы семьи Летовых в составе 5 человек, суд предопределилрешение органа местного самоуправления о признании такой семьи участницей программы в обход от установленного порядка и условий такого признания, что является недопустимым, поскольку из смысла положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.
Летов Д.А., Летова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Летовой В.Д., Летова Р.Д., Летова М.Д., представили возражения на апелляционную жалобу, указано, что решение является законным и обоснованным, соответствует обстоятельствам дела (л.д.97-99).
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ. Летов Д.А. и Летова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Летовой В.Д., Летова Р.Д., обратились в администрацию "адрес" с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010 годы.
ДД.ММ.ГГГГ. Летов Д.А. и члены его семьи признаны нуждающимися в жилом помещении, что подтверждается постановлением главы администрации Толмаческого сельсовета "адрес" N (л.д. 58).
Летов Д.А. и Летова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Летовой В.Д., Летова Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ. обратились в администрацию "адрес" с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
ДД.ММ.ГГГГ. между Долгих Д.А., Долгих Е.В., Летовой Е.В. и Летовым Д.А. был заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым Летов Д.А. и Летова Е.В. купили в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу "адрес", общей площадью 57,7 кв.м. Указанная квартира приобретена за счет собственных средств в размере "данные изъяты" руб. и за счет ипотечного кредита в размере "данные изъяты" руб., предоставленного ОАО "Сбербанк России" согласно кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 25-27).
Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты Летов Д.А. и Летова Е.В. обратились в администрацию "адрес". Истцам было направлено уведомление о том, что поскольку истцами кредитный договор был оформлен в ДД.ММ.ГГГГ году, то использование социальной выплаты на цели погашения ипотечного кредита в соответствии с условиями Подпрограммы исключается.
ДД.ММ.ГГГГ. в семье Летова Д.А. и Летовой Е.В. родился третий ребенок Летов М.Д. (л.д. 12).
Постанавливая обжалуемое решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что исключение истцов из числа лиц, участников программы, противоречит существу и задачам, для решения которых она была разработана. Объем субсидий, предусмотренных Правилами на момент включения Летовых в подпрограмму, им не предоставлен. Рождение третьего ребенка и увеличение состава семьи, что повлекло изменение площади приобретенного жилого помещения на одного человека в сторону уменьшения до 11.5 кв.м., не может быть признано законным для исключения семьи Летовых из участников подпрограммы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют закону, постановлены на правильном толковании норм материального права и правильной оценке доказательств по делу.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
В период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Летовых предоставлена не была.
В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы..
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно пункту 6 Правил, одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно Распоряжению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 199-р "Об отдельных мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации" органам местного самоуправления рекомендовано установить учетную норму площади жилого помещения в размере не менее 12 квадратных метров общей площади на человека.
Как следует из материалов дела, на момент принятия решения о включении Летова Д.А. и его семьи, состоящей из 4 человек, в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты. Жилищные условия семьи Летовых Д.А. не улучшились (57,7 кв.м/5=11,5), в их семье родился третий ребенок, в связи с чем состав семьи Летовых увеличился до 5 человек.
Между тем, пунктом 21 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1204) предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Кроме того, вышеуказанные Правила, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предусмотренным п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, является, в том числе, утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, на что верно обратил внимание суд первой инстанции в своем решении.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.
С учетом указанной правовой позиции решение суда в обжалованной части об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным.
Доводы апеллянта о противоречии выводов в решении суда в части отказа в удовлетворении требований о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и признании незаконным решения администрации об исключении из списков претендентов на получение социальной выплаты, восстановлении семьи Летовых в списке претендентов- участников программы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", не влечет за собой отмену решения в обжалуемой части, так как решение суда в части удовлетворения заявленного требований является верным.
Доводы апеллянта о несостоятельности ссылки суда на п. 26 Правил, необходимость перерасчета выплаты включением в список семьи из пяти человек, а также о том, что суд предопределилрешение органа местного самоуправления, не влечет отмену правильного решения суда, основан на ином толковании права, так как семья всего лишь восстановлена в списке, ранее утвержденном в установленном законом порядке. В сводный список семья судом не была включена, в хронологию суд не вмешивался.
Иные доводы апелляционной жалобы на правильность постановленного судебного решения в обжалуемой части не влияют, в дополнительной проверки не нуждаются.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, исходя из доводов апелляционной жалобы, основания для отмены решения суда, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации "адрес" Кремневой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.