Председатель Волгоградского областного суда Подкопаев Н.Н., рассмотрев жалобу Гречины В.Н. на решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 октября 2015 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 25 ноября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гречины В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области Ш.М.Н. N " ... " от 28 июля 2015 года Гречина В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.
Решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 октября 2015 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 25 ноября 2015 года решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 октября 2015 года и постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области Ш.М.Н. N " ... " от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гречины В.Н. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12 ст. 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Гречина В.Н. просит об отмене постановления административного органа и судебных решений, считая их незаконными и прекратить производство по делу.
Изучив доводы жалобы Гречины В.Н. и поступивших на жалобу возражений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N 289 утверждены Правила предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Согласно п. 3 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N 289 финансовое обеспечение реализации настоящего постановления осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.05.2014 N 262-п, органом, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации по вопросам выделения и расходования в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, определено министерство строительства Волгоградской области (п. 2 Постановления).
С 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года должность министра строительства Волгоградской области замещала Гречина В.Н.
На лицевой счет министерства строительства Волгоградской области в 2014 году поступила субсидия из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования в сумме 713111400 рублей.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 30.06.2014 N 322-п утвержден комплекс дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Волгоградской области, который включает в себя: строительство со сроком окончания в 2014 году шести зданий дошкольных образовательных учреждений, в том числе, дошкольное учреждение на 242 места по ул. им. маршала Воронова, 16 в жилой застройке "Янтарный город" в Советском районе г. Волгограда; реконструкцию со сроком окончания в 2014 году девяти зданий дошкольных образовательных учреждений, в том числе, на 95 мест МОУ СОШ N 61 Тракторозаводского района г. Волгограда, ул. Н.Отрады, 46.
Тем же Постановлением Правительства Волгоградской области утверждены показатели результативности реализации комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Волгоградской области. Показателем результативности реализации вышеуказанного комплекса дополнительных мероприятий является создание в 2014 году на территории Волгоградской области 3680 мест для реализации программ дошкольного образования с возможностью использования для реализации программ общего образования, в том числе, созданных путем: строительства зданий дошкольных образовательных учреждений - 992 места; реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений - 741 место.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области с 09 февраля 2015 года по 16 марта 2015 года проведена выездная плановая проверка комитета строительства Волгоградской области (в проверяемом периоде - министерство строительства Волгоградской области) по вопросу использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы в части модернизации региональных систем дошкольного образования.
Проверкой установлено, что в 2014 году на территории Волгоградской области не завершено строительство дошкольного учреждения на 242 места по ул. им. маршала Воронова, 16 в жилой застройке "Янтарный город" в Советском районе г. Волгограда, сумма выделенной в 2014 году субсидии из федерального бюджета составила 27519200 рублей, не завершена реконструкция МОУ СОШ N 61 Тракторозаводского района г. Волгограда, ул. Н.Отрады, 46 на 95 мест, сумма выделенной в 2014 году субсидии из федерального бюджета составила 7235700 рублей.
В результате чего, показатель результативности реализации комплекса дополнительных мероприятий - создание мест для реализации программ дошкольного образования с возможностью использования для реализации программ общего образования в 2014 году не выполнен на 337 мест, в том числе, по строительству зданий дошкольных образовательных учреждений на 242 места, по реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений - на 95 мест.
По результатам проверки начальником отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере и органах управления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области в отношении Гречины В.Н. был составлен протокол об административном правонарушении N " ... " от 14 июля 2015 года.
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области Ш.М.Н. N " ... " от 28 июля 2015 года Гречина В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в 2014 году Гречиной В.Н., как должностным лицом министерства строительства Волгоградской области, ответственным за выполнение Министерством полномочий главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, обеспечение исполнения полномочий Министерства по разработке, координации и сопровождению областных и ведомственных целевых программ в области строительства в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, не приняты действенные меры по соблюдению в 2014 году условий предоставления средств субсидий, тем самым Гречиной В.Н. не обеспечено соблюдение Министерством условий предоставления межбюджетных трансфертов (в виде субсидии из федерального бюджета), предусмотренных подпунктом "д" пункта 4 Правил предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N 289, подпункта "д" пункта 1.2 Соглашения от 14.07.2014 N 08.Т07.24.0645, заключенного между Правительством Волгоградской области и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда и судья Волгоградского областного суда пришли к выводу о том, что министерством строительства Волгоградской области, как распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в нарушение подпункта "д" пункта 4 Правил предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N 289, подпункта "д" пункта 1.2 Соглашения от 14.07.2014 N 08.Т07.24.0645, заключенного между Правительством Волгоградской области и Министерством образования и науки Российской Федерации, не соблюдено условие предоставления из федерального бюджета средств субсидии в сумме 34 754900 рублей
, а именно: в 2014 году на территории Волгоградской области не создано 337 мест для реализации программ дошкольного образования с возможностью использования для реализации программ общего образования, на которые выделялись указанные средства субсидии, в том числе: не окончено строительство дошкольного учреждения на 242 места по ул. им. маршала Воронова, 16 в жилой застройке "Янтарный город" в Советском районе Волгограда, сумма выделенной в 2014 году субсидии из федерального бюджета составила 27 519 200 рублей; не окончена реконструкция МОУ COШ N 61 Тракторозаводского района Волгограда, ул. Н.Отрады, д. 46 (95 мест), сумма выделенной в 2014 году субсидии из федерального бюджета составила 7 235 700 рублей, а, следовательно, Гречина В.Н. правильно привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N 289, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов бюджетов Республики Крым и города федерального значения Севастополя), возникающих при реализации комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования) (далее соответственно - комплекс дополнительных мероприятий, расходные обязательства субъектов Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 вышеназванных Правил, выполнение субъектом Российской Федерации комплекса дополнительных мероприятий в части показателей, характеризующих развитие дошкольного образования, является одним из условий предоставления субсидии.
При этом, пунктом 6 тех же Правил предусмотрено, что субсидия предоставляется на основании соглашения по установленной форме.
В указанном соглашении, согласно пункту 7 Правил среди прочего, должны быть отражены: размер субсидии, сроки и условия ее предоставления и расходования (подпункт "б"); обязательство заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующих соглашений с уполномоченными органами местного самоуправления в случае, если субсидия является источником софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации комплекса дополнительных мероприятий.
Согласно пункту 2 Порядка осуществления и учета в 2014 году расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19.05.2014 N 262-п, средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (далее именуется - субсидия из федерального бюджета), предоставляются в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области на реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, на проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием зданий (помещений) дошкольных образовательных организаций, в которых непосредственно планируется открытие групп дошкольного образования (далее именуются - субсидии местным бюджетам).
Согласно пункту 4 вышеназванного Порядка, условиями предоставления субсидий местным бюджетам являются: заключение договора (соглашения) между министерством строительства Волгоградской области и муниципальным районом (городским округом) Волгоградской области о предоставлении субсидии по форме, установленной министерством строительства Волгоградской области; обеспечение за счет местного бюджета доли софинансирования, в размере, установленным данным Порядком.
Гречина В.Н. свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отрицала, ссылалась на то, что свои должностные обязанности по распределению субсидий выполняла надлежащим образом и ее вины в том, что в 2014 году не окончено строительство дошкольного учреждения на 242 места по ул. им. маршала Воронова, 16 в жилой застройке "Янтарный город" в Советском районе Волгограда, а также в том, что не окончена реконструкция МОУ COШ N 61 Тракторозаводского района Волгограда, ул. Н.Отрады, д. 46 (95 мест), нет. При этом, ссылалась на соглашение N 8 от 25 марта 2014 года "О предоставлении субсидии на развитие общественной инфрастуктуры муниципального значения за счет средств областного и федерального бюджетов", заключенное между министерством строительства Волгоградской области и администрацией Волгограда, в соответствии с которым обязательства по завершению строительства указанных объектов и вводу их в эксплуатацию приняла на себя администрация Волгограда.
Вместе с тем, вышеназванные доводы Гречины В.Н. должным образом не проверены, требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
С объективной стороны административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Вместе с тем, данных, свидетельствующих о том, что Гречина В.Н. при получении и распределении субсидий нарушила установленные сроки и условия их предоставления и расходования, либо распределила субсидии в заниженном размере, что привело к не завершению строительства дошкольного учреждения на 242 места по ул. им. маршала Воронова, 16 в жилой застройке "Янтарный город" в Советском районе Волгограда, и к не завершению реконструкции МОУ COШ N 61 Тракторозаводского района Волгограда, ул. Н.Отрады, д. 46 (95 мест), в материалах дела нет.
Соглашение от 14.07.2014 N 08.Т07.24.0645, заключенное между Правительством Волгоградской области и Министерством образования и науки Российской Федерации, на которое ссылаются административный орган и суды, а также соглашение N 8 от 25 марта 2014 года, заключенное между министерством строительства Волгоградской области и администрацией Волгограда, на которое ссылается Гречина В.Н., в материалах дела отсутствует.
В силу частей 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таком положении постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области N " ... " от 28 июля 2015 года, решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 октября 2015 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 25 ноября 2015 года, вынесенные в отношении Гречины В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые судебные постановления, а также в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, поскольку срок привлечения Гречины В.Н. к административной ответственности, предусмотренный частью 3 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу Гречины В.Н. удовлетворить.
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области Ш.М.Н. N " ... " от 28 июля 2015 года; решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 октября 2015 года; решение судьи Волгоградского областного суда от 25 ноября 2015 года, вынесенные в отношении Гречины В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 4 части 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель
Волгоградского областного суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.