Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хомич С.В.,
Судей Фетинга Н.Н., Горбатько Е.Н.
при секретаре Мусакаеве М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шугайлова В.В. к администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону о признании незаконным распоряжения, о восстановлении в списках по апелляционной жалобе Шугайлова В.В. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 февраля 2016г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Шугайлов В.В. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону о признании незаконным распоряжения, о восстановлении в списках, ссылаясь на то, что он с семьёй постановлением N442 от 20.07.2010 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как молодая семья поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г.
Распоряжением N485 от 06.07.2015 администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону семья Шугайловых исключена из участников подпрограммы в связи с достижением членом молодой семьи возраста, превышающего 35 лет. Однако, семья Шугайловых, являясь участником программы "Жилище" на 2011-2015г.г., включающей в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", социальную выплату не получила по причине недостаточного финансирования. Вместе с тем отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Поскольку семья Шугайловых на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям и была включена в число участников программы, подлежащей реализации в 2011-2015г.г., оснований для её исключения не имелось.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным распоряжение администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону N485 от 06.07.2015 об исключении семьи Шугайлова В.В. из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области", обязать администрацию Октябрьского района г.Ростова-на-Дону восстановить в списках участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области на 2006-2015 годы" семью Шугайлова В.В.
Решением суда от 16 февраля 2016г. в удовлетворении исковых требований Шугайлова В.В. отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N675, Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N285, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, целевой программой "Стимулирование жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий населения и обеспечение жильем льготных категорий граждан", утвержденной постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от 27.09.2010 N 723, и исходил из того, что (дата обезличена) возраст Шугайлова В.В. превысил 35 лет, ему исполнилось 36 лет, при этом уведомление о поступлении бюджетных ассигнований в Департамент на истца не поступило, в связи с чем истец утратил основания для дальнейшего участия в целевой программе "Стимулирование жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий населения и обеспечение жильем льготных категорий граждан".
Поскольку законодательство РФ предусматривает единый порядок ежегодного формирования списка участников подпрограммы на получение социальной выплаты в планируемом году, то суд пришел к выводу о том, что администрация Октябрьского района г.Ростова-на-Дону обоснованно не включила в список на участие в подпрограмме семью истца, так как семья истца перестала отвечать предусмотренным подпрограммой условиям.
Шугайлов В.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на то, что вывод суда о том, что семья Шугайловых является претендентом в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", а не участником подпрограммы, является неверным, поскольку положения подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г., Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г. не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в т.ч. в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена.
Шугайлов В.В. считает, что суд первой инстанции неправильно отклонил доводы истца о том, что молодая семья должна соответствовать требованиям для признания ее участницей подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", так как факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
Автор жалобы полагает, что отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, в силу этого произвольный отказ от него исключается.
По мнению подателя жалобы, поскольку семья Шугайловых на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям и была включена в число участников программы, подлежащей реализации в 2011-2015г.г., оснований для ее исключения не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Шугайлова В.В. апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда отменить.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие сторон, представителей третьих лиц, извещенных надлежащих образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону N442 от 20.07.2010 семья Шугайлова В.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (без постановки на квартирный учет) с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
В списках претендентов на 2011г. семья Шугайловых значилась под номером 887, социальная выплата не предоставлена из-за недостатка финансирования.
На основании распоряжения N485 от 06.07.2015 администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону семья Шугайловых исключена из участников подпрограммы.
Из материалов дела усматривается, что (дата обезличена) возраст Шугайлова В.В. превысил 35 лет, ему исполнилось 36 лет, при этом уведомление о поступлении бюджетных ассигнований на истца не поступило.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, а в качестве её составной части - отдельная подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей", которая направлена на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее-Правила), в соответствии с которыми ежегодно органом местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируются списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, которые (списки) предоставляются в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктом 6 Правил предусмотрены требования, которым должна соответствовать молодая семья - участник подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей", а именно: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет; молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил; семья должна иметь доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пункт 18 Правил устанавливает основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Исходя из содержания и смысла приведенных выше законодательных норм, социальная выплата производится государством молодым семьям не по средством формирования постоянной единой очереди (учёта) молодых семей, имеющих право на получение такой выплаты, а в виде ежегодно формируемых списков желающих получить такую выплату молодых семей, которые отвечают требованиям, установленным в указанных Правилах, в связи с этим Правила не содержат оснований для исключения из списков, а предусматривают основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы при формировании соответствующего списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
В связи с изложенным орган местного самоуправления должен ежегодно при формировании списков претендентов на получение социальной выплаты проверять, соответствует ли желающая принять участие в подпрограмме молодая семья требованиям, установленным п.6 Правил.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что на момент формирования списков молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" на очередной год Шугайлов В.В. достиг 36 лет, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что распоряжением от 06.07.2015 администрация Октябрьского района г.Ростова-на-Дону правомерно исключила Шугайлова В.В. из числа участников подпрограммы.
При этом судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу Шугайлова В.В., поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, доводы жалобы основаны на неправильном толковании Шугайловым В.В. норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из общих положений Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в постановлении от 08.07.2014 N21-П, право молодой семьи-участницы подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты не основано на конституционной обязанности государства по обеспечению граждан жильём, указанное право основано на предоставлении государством дополнительной помощи отдельной категории граждан по приобретению жилья, в связи с чем Правительство РФ в рамках своей компетенции вправе устанавливать не только круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, её размер, условия предоставления и использования, но и основания для отказа в признании молодой семьи участницей данной программы, поэтому применительно к настоящему делу Шугайлов В.В., достигнув 36 лет на момент формирования списков претендентов на участие в подпрограмме на очередной год, утратил право быть участником указанной подпрограммы.
В связи с изложенным судебная коллегия отклоняет ссылки Шугайлова В.В. в апелляционной жалобе на то, что его семья на момент первоначального включения в программу в полном объёме соответствовала предъявляемым требованиям, что он не получил ранее социальную выплату в связи с отсутствием бюджетного финансирования, поэтому не может быть исключен из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Шугайлова В.В. нет.
Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 февраля 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шугайлова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 мая 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.