Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Утенко Р.В.
судей Крицкой О.В., Ивановой В.П.,
при секретаре Оганян К.Г.
рассмотрела в судебном заседании 14 апреля 2016 года
дело по апелляционной жалобе Управления Судебного департамента в Омской области на решение Первомайского районного суда города Омска от 09 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать за Андреевой В. М. право собственности на квартиру, общей площадью " ... "., расположенную по адресу: " ... "".
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреева В.М. обратилась с иском к ТУ Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области и Управлению Судебного департамента в Омской области о признании за ней права собственности на квартиру, указав, что в " ... " г. избрана на должность судьи " ... " районного суда Омской области, в " ... " назначена на должность судьи " ... " районного суда г. Омска. С " ... " состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии от " ... " ей, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, выделены денежные средства в размере " ... " на приобретение квартиры. По государственному контракту от " ... " приобретена в федеральную собственность квартира по адресу: г. Омск, " ... " закреплена за Управлением Судебного департамента в Омской области на праве оперативного управления. " ... ". с ней заключен договор найма специализированного жилого помещения на период работы в должности судьи. Полагала, что предоставление ей квартиры во временное пользование снижает гарантии, предоставляемые п.3 ст.19 Закона РФ "О статусе судей в РФ", в соответствии с которым жилое помещение, приобретаемое для судьи, предоставляется ему в собственность бесплатно. Просила признать за ней право собственности на " ... " в г. Омске.
Дело рассмотрено в отсутствие Андреевой В.М. и представителя ТУ Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области.
В судебном заседании представитель Управления Судебного департамента в Омской области Герстнер Ю.Б. с иском не согласилась, пояснила, что спорной квартире присвоен статус служебного жилого помещения, и она передана Андревой В.М. по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем данная квартира не может быть признана за ней на праве собственности.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник Управления Судебного департамента в Омской области Огарь В.А. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в иске. Отмечает, что законом от 22.08.2004 г. N122-ФЗ в статью 19 ФЗ "О статусе судей в РФ" внесены изменения, в соответствии с которыми судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 г. установлено, что до внесения соответствующих изменений квартиры приобретаются для судей с отнесением этих жилых помещений к специализированному жилищному фонду. Андреева В.М. обеспечена квартирой на условиях найма специализированного жилого помещения, которая при наличии у нее статуса судьи (судьи в отставке) не может быть изъята из ее владения. В связи с отсутствием законодательно установленного порядка передачи квартир судьям правовые основания для передачи квартиры в собственность отсутствуют.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, Андреева В.М. в " ... " году избрана на должность судьи " ... " районного суда Омской области, указом Президента РФ в " ... " году назначена на должность судьи " ... " районного суда г. Омска.
Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Омской области от " ... " Андреева В.М. восстановлена в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с " ... " (по истечении 5 лет после передачи жилого помещения, являющегося собственностью супруга, другому лицу).
" ... " жилищной комиссией Управления Судебного департамента в Омской области принято решение распределить денежные средства в сумме " ... " для приобретения судье Советского районного суда г. Омска Андреевой В.М. служебного жилого помещения площадью " ... ".м. Направить в Управление социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ письмо о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и финансирования (с учетом оставшихся денежных средств в размере " ... ") в сумме " ... " для приобретения служебного помещения судье Советского районного суда г. Омска Андреевой В.М.
Андреева В.М. согласилась с условиями и порядком приобретения для нее (на состав семьи из " ... " человек) служебного жилого помещения площадью " ... ".м. на основании договора найма специализированного жилого помещения.
" ... " Управлением Судебного департамента в Омской области заключен государственный контракт N " ... " купли-продажи жилого помещения, по которому была приобретена в федеральную собственность однокомнатная " ... " в г. Омске.
" ... " на квартиру зарегистрировано право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, выдано свидетельство о государственной регистрации, в котором собственником квартиры указана Российская Федерация.
В этот же день выдано свидетельство о государственной регистрации, по которому квартира передана в оперативное управление Управления Судебного департамента в Омской области.
" ... " между Управлением Судебного департамента в Омской области и Андреевой В.М. заключен договор N " ... " найма специализированного жилого помещения, по условиям которого спорная квартира передана Андреевой В.М. во владение и пользование для проживания с семьей на период пребывания в должности судьи.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая за Андреевой В.М. право собственности на спорную квартиру, районный суд со ссылкой на положения статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. N 2-П, исходил из того, что до настоящего времени порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями не установлен, однако отсутствие конкретного механизма реализации права судьи на получение в собственность жилого помещения, приобретенного за счет средств федерального бюджета, не может явиться основанием для снижения установленных ФЗ "О статусе судей" социальных гарантий на передачу судьям в собственность бесплатно жилого помещения, приобретенного им за сет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы Управления судебного департамента в Омской области, поскольку решение суда основано на правильном применении норм материального права.
Пунктом 3 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 г., было определено, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Федеральным законом N122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в закон "О статусе судей в РФ".
В том числе пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N122-ФЗ пункт 3 статьи 19 ФЗ "О статусе судей в РФ" изложен в новой редакции: судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ отменил ранее установленный законом "О статусе судей в РФ" механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации.
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 06.12.2005 г. N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году".
Согласно пункту 1 постановления ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 г. Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Постановлениями от 17.07.2006 г. N440 и от 23.02.2007 г. N126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 г. N2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Федеральный законодатель обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такой порядок в настоящее время федеральным законом не установлен.
Несмотря на указанное Постановление Конституционного суда РФ Правительство РФ 21.03.2018 г. принимает постановление N192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", в котором повторно указывает, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого решения, Управление судебного департамента в Омской области, ссылаясь на указанное постановление Правительства РФ от 21.03.2018 г. N192, указывает, что иного порядка, кроме как приобретение жилых помещений в специализированный жилищный фонд и передачу их судьям по договору найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени не существует, в связи с чем, отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру за Андреевой В.М.
Вместе с тем, апеллянтом не учтено, что указанное Постановление Правительства РФ было принято на основании пункта 3 статьи 19 ФЗ "О статусе судей" в редакции ФЗ N122-ФЗ от 22.08.2004 г. (п. 2 ст. 14), однако именно пункт 2 статьи 14 ФЗ N122-ФЗ от 22.08.2004 г. признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В указанной связи апеллянт необоснованно ссылается на Постановление Правительства РФ от N122-ФЗ от 22.08.2004 г., принятое во исполнение положения закона, признанного в этой части неконституционным, правовые нормы, изложенные в данном постановлении правительства РФ, применению в рассматриваемом случае не подлежат.
В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду и предоставлялось Андреевой В.М. в качестве такового.
На заседании судебной коллегии представитель Управления Судебного департамента в Омской области поясняла, что данное Управление не уполномочено выдавать распоряжение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, данными полномочиями наделено ТУ Росимущества в Омской области.
Как следует из ответа ТУ Росимущества в Омской области от " ... ", в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от " ... " N " ... ", у ТУ Росимущества в Омской области отсутствуют полномочия по отнесению объектов недвижимого имущества к специализированному жилищному фонду. Решение об отнесении квартиры по адресу: г. Омск, " ... " специализированному жилищному фонду ТУ Росимущества в Омской области не принималось.
При этом, данных о том, что спорный объект недвижимости был включен в специализированный жилой фонд Росимуществом, как федеральным органом власти, ни Управлением Судебного департамента в Омской области, ни ТУ Росимущества в Омской области в суд не представлено.
В пункте 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права " ... ", выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области " ... " в котором субъектом права указана Российская Федерация, никаких ограничений(обременения) права не зарегистрировано, сведения о том, что в УФСГРКиК по Омской области имеется такое решение об отнесении спорного жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда отсутствуют.
Таким образом, в нарушение требований ст. 56,57 ГПК РФ, ответчиком не представлено допустимых доказательств в обоснование своих возражений о том, что спорной квартире придан статус служебного жилого помещения. Какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду, не представлены.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что спорная квартира была передана Андреевой В.М. по договору специализированного найма без отнесения ее к специализированному жилищному фонду, в связи с чем, подлежат отклонению ссылки апеллянта на указанное обстоятельство, как основание для отказа в признание права собственности Андреевой В.М. на квартиру.
Доводы же апеллянта в части того, что Андреева В.М. восстановлена в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с " ... " после вступления в силу закона " ... " не могут повлиять на отмену решения суда в силу сказанного. Указание же в договоре найма N " ... " от " ... " года, заключенного между Управлением Судебного департамента в Омской области и Андреевой В.М. (л.д. 14-15) на статус предоставленного жилого помещения как служебного при отсутствии доказательств соблюдения установленного правовыми актами порядка отнесения жилого помещения к служебному не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилого помещения.
Поскольку нарушен порядок предоставления жилого помещения в качестве специализированного, оснований полагать, что спорная квартира была предоставлена истцу как специализированная, у суда не имелось.
До настоящего времени порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями не установлен. Вместе с тем, отсутствие конкретного механизма реализации права судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на получение в собственность жилого помещения, приобретенного за счет средств федерального бюджета, не может явиться препятствием для приобретения истцом права собственности на квартиру.
При таких обстоятельствах, вывод районного суда о наличии правовых оснований для признания за Андреевой В.М. права собственности на спорную квартиру является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на такое существенное нарушение судом норм материального права или несоблюдение требований процессуального закона, которые в силу статьи 330 ГПК являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Омска от 09 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.