Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Ермакова М.И., Курочкиной И.А.,
при секретаре Каёта О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по г.Курску, специалисту отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г.Курску ФИО2, специалисту отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г.Курску ФИО3 об оспаривании действий, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Промышленного районного суда г.Курска от 15 октября 2015, которым постановлено:
"Административный иск ФИО1 к ИФНС РФ по г.Курску, специалисту отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г.Курску ФИО2, специалисту отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г.Курску ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ИФНС РФ по г.Курску и специалиста отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС РФ по г.Курску ФИО3 в части снятия ФИО1 с учета ИП в налоговом органе 31.03.2014г. при отсутствии его заявления.
Взыскать с ИФНС РФ по г.Курску и специалиста отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС РФ по г.Курску ФИО3 в пользу ФИО1 расходы на оплату госпошлины в размере по "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. с каждого."
Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ИФНС России по г.Курску по доверенности Живолуп И.Ю. и ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ИФНС России по г.Курску об оспаривании действий, указав, что 21.01.2013г. передал работнику ИФНС России по г.Курску ФИО2 заявление в адрес руководителя ИФНС РФ по г.Курску (далее также - Инспекция) о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Впоследствии в подтверждение совершения соответствующих регистрационных действий ФИО2 передала ему письмо ИФНС РФ по г.Курску о том, что он исключен из ЕГРИП 25.01.2013 г. на основании заявления от 21.01.2013г. Данное письмо выполнено на официальном номерном бланке Инспекции, содержащаяся в нем информация удостоверена подписью должностного лица и гербовой печатью. Оснований не доверять данной информации у него не имелось, а потому он прекратил уплату обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ, в результате образовалась задолженность. Согласно Уведомлению ИФНС России по г.Курску от 31.03.2014г. с налогового учета как ИП он снят 31.03.2014г., однако заявление о прекращении деятельности в качестве ИП подавалось им только 21.01.2013г., в 2014 году он с таким заявлением не обращался. Из письма УФНС России по Курской области от 13.08.2015г. N03-24\00676 следует, что информация, содержащаяся в письме Инспекции, переданном ему ФИО2, недостоверна. Представление Инспекцией недостоверной информации, содержащейся в письме, переданном ему ФИО2, нарушает его право на получение достоверной информации и надлежащее рассмотрение его обращения от 21.01.2013г. о прекращении деятельности в качестве ИП вследствие необеспечения руководством Инспекции контроля действий своих сотрудников и причинило ему имущественный ущерб.
Просит признать незаконными действия ИФНС России по г.Курску, выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения его заявления о прекращении деятельности в качестве ИП от 21.01.2013г.; в выдаче сотрудником ИФНС России по г.Курску номерного документа, заверенного гербовой печатью, содержащего недостоверную информацию об исключении из ЕГРИП записи о нем как ИП; внесении в ЕГРИП записи от 31.03.2014г. о прекращении им деятельности в качестве ИП в отсутствие его заявления. Взыскать в его пользу с ИФНС России по г.Курску компенсацию морального вреда в сумме 100 тысяч рублей и расходы по оплате государственной пошлины.
На основании определений Промышленного районного суда г.Курска от 24.09.2015г. и от 06.10.2015г. по ходатайству административного истца к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены специалист отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г.Курску ФИО2 и специалист отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г.Курску ФИО3.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 указывает на то, что суд в решении не дал юридическую оценку действиям (бездействию) должностных лиц и государственных служащих ИФНС России по г.Курску, выразившихся в отсутствии контроля за использованием номерного бланка и гербовой печати ИФНС России по г.Курску.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу ИФНС России по г.Курску, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно требованиям ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены правительством Российской Федерации.
Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Согласно ч.1, 1.2, 3 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствован нотариально, к представляемым документам.
Заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью уполномоченного лица (далее - заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Как следует из материалов дела, решением ИФНС России по г.Курску от 30 октября 2009г. N6089 о государственной регистрации ФИО1 был поставлен на учет в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (л.д.47).
На основании решения Инспекции федеральной налоговой службы по г.Курску от 31 марта 2014г. N1153 в ЕГРИП внесена запись о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения (л.д.34).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что из буквального толкования норм ч.1 ст.22.1, ч.1 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что для принятия налоговым органом решений о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении данного статуса и внесении соответствующих записей в ЕГРИП необходимо волеизъявление гражданина, выраженное в установленной законом форме с представлением предусмотренных законом документов.
Учитывая, что вышеприведенным Федеральным законом от 08.08.2001 г. N129-ФЗ определены конкретные сроки совершения регистрационных действий, с которыми законодатель связывает правовые последствия в виде возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя, факт обращения в налоговый орган для совершения юридически значимых действий подтверждается соответствующей распиской о приеме документов.
В обоснование заявленных требований ФИО1 сослался на то, что 21.01.2013г. передал своей знакомой ФИО2 - работнику ИФНС России по г.Курску заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, после чего получил от ФИО2 письмо ИФНС РФ по г.Курску о том, что он исключен из ЕГРИП 25.01.2013 г. на основании заявления от 21.01.2013г.
Расписка, подтверждающая получение в 2013 году налоговым органом комплекта документов, необходимых для совершения записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 не представлена, доказательств, с достоверностью подтверждающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется и не установлено судом в ходе рассмотрения дела.
Установив, что в 2013 году ФИО1 в налоговый орган в установленном законом порядке не обращался, руководствуясь нормами ст.ст.22.3, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд сделал правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для внесения регистрационной записи о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на 21.01.2013 г. Выдача информационного письма о снятии индивидуального предпринимателя с налогового учета действующим законодательством не предусмотрена, нормами налогового законодательства на налоговый орган данная обязанность не возложена. О факте снятия физического лица с учета в качестве индивидуального предпринимателя налоговый орган сообщает физическому лицу путем направления ему уведомления по установленной форме. Форма уведомления о снятии с учета физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя N2-4-Учет утверждена Приказом Министерства финансов РФ от 11.08.2011г. NЯК-7-6\488@.
Таким образом, не установив со стороны налогового органа незаконного бездействия, суд правомерно отказал в удовлетворении требований в части признания незаконным нарушения порядка рассмотрения заявления ФИО1 от 21.01.2013г. о прекращении деятельности в качестве ИП и в выдаче сотрудником ИФНС России по г.Курску письма на номерном бланке ИФНС по г.Курску, заверенного гербовой печатью об исключении ФИО1 о ЕГРИП на основании заявления от 21.01.2013г.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда о признании незаконными действий ИФНС России по г.Курску и специалиста отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г.Курску ФИО3, выразившихся в принятии решения о государственной регистрации прекращения административным истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии в связи с этим ФИО1 с учета в налоговом органе 31.03.2014г. При этом суд правильно исходил из того, что в соответствии с требованиями налогового законодательства заявление в регистрирующий орган представляется лично налогоплательщиком либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности. Судом установлено, что рукописные записи и подпись от имени ФИО1 в заявлении о прекращении деятельности в качестве ИП от 25.03.2015г. выполнены ФИО2, она же передала данное заявление специалисту отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г.Курску ФИО3, которая в нарушение порядка, установленного нормами Федерального закона от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" приняла данное заявление, на основании которого в ЕГРИП внесена запись о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в отсутствие его волеизъявления.
Правильно применив нормы материального права, регулирующие вопросы возмещения морального вреда, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, т.к. личные неимущественные права административного истца нарушены не были.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд в решении не дал юридическую оценку действиям (бездействию) должностных лиц и государственных служащих ИФНС России по г.Курску, выразившихся в отсутствии контроля за использованием номерного бланка и гербовой печати ИФНС России по г.Курску, не могут быть приняты во внимание, поскольку такие требования административным истцом заявлены не были. В соответствии с ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Кроме того, доводы об отсутствии контроля за использованием бланка и гербовой печати ИФНС России по г.Курску приводились административным истцом в обоснование требований о признании незаконными действий административного ответчика, выразившихся в нарушении порядка рассмотрения его заявления о прекращении деятельности в качестве ИП от 21.01.2013г. и в выдаче сотрудником ИФНС РФ по г.Курску письменного сообщения на номерном бланке налогового органа с гербовой печатью, в удовлетворении которых решением суда правомерно отказано.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не влияют на законность решения суда и не могут повлечь его отмену.
Таким образом, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных ст.310 КАС РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Курска от 15 октября 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.