Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на заочное решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 октября 2015 года, которым постановлено исковые требования Шемуранова А. Н. удовлетворить. Признать договор найма специализированного жилого помещения "N", заключенный "дата" между Верховным Судом Республики Татарстан и Шемурановым А. Н. в отношении квартиры " ... ", расположенной по адресу: "адрес", недействительным. Признать за Шемурановым А. Н. право собственности на квартиру " ... ", расположенную по адресу: "адрес". Прекратить право собственности Российской Федерации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Прекратить право оперативного управления за Верховным Судом Республики Татарстан на квартиру " ... ", расположенную по адресу: "адрес". Настоящее решение является основанием для регистрации в Едином государственном реестре права на недвижимое имущества и сделок с ним права собственности на квартиру " ... " площадью " ... ", расположенную по адресу: "адрес", за Шемурановым А. Н., исключения записей о праве собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение и записи об оперативном управлении за Верховным Судом Республики Татарстан.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шемуранов А.Н. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Верховного Суда Республики Татарстан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, в котором просил признать договор найма специализированного жилого помещения "N", заключенный "дата" между Верховным Судом Республики Татарстан и истцом в отношении квартиры " ... ", расположенной по адресу: "адрес", недействительным; прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления за Верховным Судом Республики Татарстан в отношении данной квартиры с исключением из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение и записи об оперативном управлении за Верховным Судом Республики Татарстан, признать за ним право собственности на указанную квартиру. В обоснование заявленных требований указал, что с " ... " он работал в должности судьи " ... ", с " ... " по настоящее время работает в должности судьи Верховного Суда Республики Татарстан. В связи с необходимостью улучшения жилищных условий он обратился в жилищную комиссию Верховного Суда Республики Татарстан с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии Верховного Суда Республики Татарстан, оформленным протоколом заседания от "дата" "N", истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. "дата" жилищной комиссией Верховного Суда Республики Татарстан принято решение об использовании выделенных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения и последующей его передачи истцу. "дата" между истцом и Верховным Судом Республики Татарстан заключен договор найма специализированного жилого помещения "N", по условиям которого спорная квартира предоставлена истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование. Данный договор заключен с нарушением положений закона, закрепляющего за судьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий, право на получение жилого помещения в собственность, в связи с чем является недействительным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан просит решение отменить, указывая на то, что не является надлежащим ответчиком по заявленному иску.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2016 года гражданское дело по иску Шемуранова А.Н. к Российской Федерации в лице Верховного Суда Республики Татарстан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан о признании договора найма специализированного жилого помещения недействительным, признании права собственности на жилое помещение с апелляционной жалобой Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на заочное решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 октября 2015 года передано на апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
С учетом приведенной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции, Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2003 года N 867 Шемуранов А.Н. назначен судьей " ... " на трехлетний срок полномочий. Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 2007 года N 631 Шемуранов А.Н. назначен судьей " ... ". Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 601 Шемуранов А.Н. назначен судьей Верховного Суда Республики Татарстан.
Решением жилищной комиссии Верховного Суда Республики Татарстан от "дата" Шемуранов А.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
"дата" жилищной комиссией Верховного Суда Республики Татарстан принято решение использовать выделенные бюджетные ассигнования для приобретения служебного жилого помещения в виде одной изолированной квартиры площадью не менее 92 кв.м и последующей его передачи судье Шемуранову А.Н.
"дата" между Верховным Судом Республики Татарстан (наймодателем) и Шемурановым А.Н. (нанимателем) заключен договор найма специализированного жилого помещения "N", по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи ( " ... ") за плату во владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации: квартиру общей площадью " ... ", жилой - " ... ", расположенную по адресу: "адрес", для временного проживания в нем - на время осуществления Шемурановым А.Н. полномочий судьи Верховного Суда Республики Татарстан.
"дата" между Верховным Судом Республики Татарстан (покупатель) и обществом " ... " (продавец) заключен государственный контракт "N", по которому продавец передал покупателю принадлежащую ему на праве собственности квартиру по вышеуказанному адресу, а покупатель принял и оплатил квартиру. По условиям пункта 1.4 государственного контракта спорная квартира приобретается в собственность Российской Федерации и закрепляется за покупателем на праве оперативного управления.
На основании указанного государственного контракта "дата" за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на спорную квартиру, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации "N", в то же число за Верховным Судом Республики Татарстан зарегистрировано право оперативного управления на спорную квартиру, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации "N".
Установив, что спорное жилое помещение не было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным заключенный Верховным Судом Республики Татарстан с Шемурановым А.Н. "дата" договор найма специализированного жилого помещения "N", условиями которого предусмотрено предоставление нанимателю спорной квартиры в качестве специализированного жилья.
Пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 года, было определено, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым внесены изменения в пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", отменен ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, а полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей делегировано Правительству Российской Федерации.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года N 2-П положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Федеральный законодатель, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в вышеуказанном Постановлении, обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такой порядок до настоящего времени законом не установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности применения к спорным правоотношениям ранее установленного порядка обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий судей жильем и признал за Шемурановым А.Н. право собственности на спорную квартиру.
Довод апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен.
На основании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 5.3 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации.
Следовательно, в силу приведенных правовых норм Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, осуществляет полномочия собственника в отношении спорной квартиры и, соответственно, является надлежащим ответчиком по вышеуказанному иску.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.