Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Кузина Е.Б.
членов президиума: Козлова О.А., Вербенко В.И., Макеевой Г.В., Шаталовой Е.В., Блинникова В.А., Михайлова О.И., Кудрявцевой А.В.
секретаря судебного заседания Афанасьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пятигорска в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному автономному учреждению "Оздоровительный комплекс "Шереметьевский", Алейник А.В. о признании торгов по продаже федерального имущества недействительной (ничтожной) сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права собственности, взыскании неосновательного обогащения и судебных расходов, направленное в президиум определением судьи краевого суда Шаталовой Е.В. от 23 декабря 2015 года
по кассационным жалобам представителя ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Шереметьевский" и Алейника А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 сентября 2015 года,
заслушав доклад судьи Шаталовой Е.В.,
установил:
заместитель прокурора г. Пятигорска в интересах Российской Федерации обратился с суд указанным иском.
Определением Пятигорского городского суда от 23 марта 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление делами Президента Российской Федерации.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений при проведении торгов не допущено и принял решение об отказе у удовлетворении иска.
Апелляционным определением от 01 сентября 2015 года данное решение отменено и по делу принято новое решение, которым:
признаны недействительными торги по продаже федерального имущества: деревообрабатывающие мастерские, инв.N314 Г, проходная инв. N 314 Д, трансформаторная подстанция инв.N14 И, гараж инв.N314 Е, склад промышленных товаров инв.N314 Ж, дорожном остове хозяйство (асфальтное покрытие) инв.N314 ДХ, телефонная связь (слаботочная связь) инв.N314 Т.С., лесопильный склад инв.N314 А, склад инв.N314 Б, административно-бытовой корпус инв.N314 В, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, Промзона, Скачки-2;
признан недействительным договор купли-продажи N348 указанного федерального имущества, заключенный 27 марта 2013 года между ФГАУ "ОК "Шереметьевский" Управления делами президента РФ и Алейник А.В.;
применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права собственности Алейника А.В. на указанное имущество и возложения обязанности на ФГАУ "ОК "Шереметьевский" возвратить уплаченную денежную сумму в размере 15333600 рублей;
в доход казны Российской Федерации с Алейника А.В. взыскано неосновательное обогащение в сумме 1142536,58 рублей за период пользования земельным участком с кадастровым номером 26:33:010101:6 общей площадью 19584 кв.м. с 27 марта 2013 года по 6 мая 2015 года.
В кассационных жалобах представитель ФГАУ "ОК "Шереметьевский" Дабин Т.Г. и Алейник А.В. просят вышеназванное апелляционное определение отменить, решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 07 июня 2015 года оставить без изменения, исключив из мотивировочной части решения вывод о неприменении срока исковой давности.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Алейника А.В. - Глущенко М.Ю., представителя ФГАУ "ОК "Шереметьевский" Дабина Т.Г., заместителя прокурора Ставропольского края Тыльченко А.М., обсудив доводы кассационной жалобы, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит, что судом апелляционной инстанции такие существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены.
Так как видно из материалов дела, согласно свидетельству 26-АЕ N490069 от 21.07.2008, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, земельный участок 26:33:010101:0006 имеет следующие характеристики: назначение - земли населенных пунктов - под деревообрабатывающими мастерскими (литер Г), проходной (литер Д), гаражом (литер Е), трансформаторной подстанцией (литер И), складом промышленных товаров (литер Ж), лесопильным складом (литер А), складом; площадью 19584 кв.м., адрес (местоположение): Ставропольский край, г.Пятигорск, район Промзоны, Скачки-2, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Из свидетельства 26-АЗ N908038 от 24.07.2012, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю следует, что земельный участок 26:33:010101:006 передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГАУ "ОК "Шереметьевский" на основании приказа N637 от 24.11.2011.
Собственником спорного имущества (деревообрабатывающие мастерские, инв.N314 Г, проходная инв. N314 Д, трансформаторная подстанция инв.N14 И, гараж инв.N314 Е, склад промышленных товаров инв.N314 Ж, дорожном остове хозяйство (асфальтное покрытие) инв.N314 ДХ, телефонная связь (слаботочная связь) инв.N314 Т.С., лесопильный склад инв.N314 А, склад инв.N314 Б, административно-бытовой корпус инв.N314 В) является Российская Федерация на основании Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" N3020-1 от 27.12.1991, Указа Президента РФ N1444 от 07.08.2000, Приказа "О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления N3219 от 27.06.2007, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права и внесены соответствующие регистрационные записи.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.04.2009 N290 и Указа Президента РФ от 07.08.2000 года N1444, Управление делами Президента РФ осуществляет управление подведомственными ему организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями), а также управление и распоряжение объектами федеральной собственности, включая имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями, в соответствии с законодательством РФ.
С учетом изложенного, Управление делами Президента РФ полномочно на управление и распоряжение земельным участком 26:33:010101:6 и является получателем денежных средств в случае заключения договора аренды либо лицо, уполномоченное им. Управление имеет самостоятельные счета в банках и других учреждениях и осуществляет от имени РФ защиту имущественных и иных интересов государства в отношении федерального имущества, обладает правом по управлению и распоряжению находящимся в федеральной собственности земельными участками, предоставленными Управлению делами Президента РФ и подведомственным организациям на основании п.2 Указа Президента РФ от 17.09.2008 N1370 "Об Управлении делами Президента РФ", а также п.п.5,6,12,13 Положения об Управлении делами президента РФ, утвержденного указом Президента РФ от 17.09.2008 N1370.
Из пунктов 9, 10 Приказа N637 Управления делами президента РФ от 24.11.2011 "О закреплении за ФГБУ "ОК "Шереметьевский" имущественных комплексов" следует закрепление земельного участка с кадастровым номером 26:33:010101:0006 за ФГБУ "ОК "Шереметьевский" на праве постоянного (бессрочного пользования), на праве оперативного управления недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке. Указанные права зарегистрированы согласно свидетельствам о государственной регистрации от 24.07.2012.
Распоряжением N13 от 16.02.2012 Управление делами Президента РФ согласовало ФГБУ "ОК "Шереметьевский" реализацию на открытом аукционе в установленном порядке недвижимого имущества, закрепленного за данным учреждением Приказом Управления делами Президента РФ от 24.11.2011 N637.
15.02.2013 Управлением делами Президента РФ на официальном сайте опубликовано информационное сообщение о проведении открытого аукциона по продаже недвижимого имущества N18/2013, закрепленного за ФГАУ "ОК "Шереметьевский" на праве оперативного управления: деревообрабатывающие мастерские, инв.N314 Г, проходная инв. N 314 Д, трансформаторная подстанция инв.N14 И, гараж инв.N314 Е, склад промышленных товаров инв.N314 Ж, дорожном остове хозяйство (асфальтное покрытие) инв.N314 ДХ, телефонная связь (слаботочная связь) инв.N314 Т.С., лесопильный склад инв.N314 А, склад инв.N314 Б, административно-бытовой корпус инв.N314 В, расположенные по адресу: Ставропольский край, г.Пятигорск, Промзона, ул. Скачки-2.
Из пункта 1.7.1 данного информационного сообщения следует, что в начальную цену имущества включена стоимость объектов недвижимого имущества с учетом стоимости исключительного права требования на часть площади земельных участков, занятых зданиями, строениями, следующие за судьбой объектов в соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1.8.1 данного информационного сообщения содержит отсылку на п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ о том, что покупатель имущества после государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество приобретает исключительное право аренды земельного участка или на приобретение в собственность земельного участка по кадастровой стоимости.
Пунктом 1.8.2 информационного сообщения содержит указания, согласно которым Управление делами президента РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством) наделено полномочиями по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, в том числе земельным участком 26:33:010101:6.
Как следует из протокола N1 от 15.03.2013 комиссией в составе представителей ФГАУ "ОК "Шереметьевский", Главного управления федерального имущества Управления делами Президента РФ рассмотрены заявки и допущены к участию два участника Алейник А.В. и Мамаев С.Л., подавшие заявки и которыми внесен задаток в размере " ... " рублей. О поступлении денежных средств от участников сделана соответствующая запись в протоколе.
Из протокола N2 от 15.03.2013 усматривается, что комиссией в составе представителей ФГАУ "ОК "Шереметьевский", Главного управления федерального имущества Управления делами Президента РФ рассмотрены заявки и подведены итоги аукциона N 18/2013, аукцион признан состоявшимся, победителем аукциона признан Алейник А.В., сообщение об итогах аукциона размещено на сайте 18.03.2013.
19.03.2013 между ФГАУ "ОК "Шереметьевский" Управления делами Президента РФ, в лице генерального директора В. Н.В. и Алейник А.В. заключен договор купли-продажи N348 (федерального имущества на аукционе N18/2013), утвержденный Управляющим делами Президента РФ 27.03.2013 К. В.И., который вступает в силу с момента согласования в Управлении делами Президента РФ.
Пунктом 2.1.2 данного договора предусмотрена обязанность ФГАУ "ОК "Шереметьевский", как продавца, принять все меры по представлению в Управление делами Президента РФ документов, необходимых для заключения с Алейник А.В. договора купли-продажи или аренды земельного участка, на котором расположено проданное имущество (кадастровый номер участка 26:336010101:6).
08.04.2013 указанное имущество по акту приема-передачи передано Алейник А.В., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно части 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, исходя из доводов, содержащихся в жалобе.
На основании п. 4 ст. 477 Гражданского кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.
Организация и порядок проведения торгов определены положениями ст. 448 Гражданского кодекса. В силу п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, предусмотренных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку (п. 44 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Недействительность договора, заключенного по результатам торгов, может быть связана не только с нарушением правил их проведения, но и с иными нарушениями требований закона и (или) нормативных актов (ст. 168 Гражданского кодекса РФ). Споры по таким требованиям подлежат разрешению в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Учитывая, что Гражданский кодекс РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Отменяя судебное решение и признавая недействительными торги по продаже указанного выше имущества, суд апелляционной инстанции указал, что земельный участок не является ограниченным в обороте, поэтому при проведении торгов были нарушены положения п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ, согласно которым отчуждение недвижимого имущества должно быть проведено вместе с земельным участок под объектами недвижимого имущества; требования о взыскании неосновательного обогащения в размере арендной платы за фактическое использование земельного участка является правомерным.
Вместе с тем данный вывод апелляционной инстанции противоречит установленным по делу обстоятельствам и не основан на законе.
Так согласно п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N136-ФЗ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком за исключением случаев: 1) отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; 2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятым из оборота в соответствии со ст. 27 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Указом Президента РФ от 27.03.1992 N309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона РФ, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах" определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод вошел г. Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N14 в соответствии с ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 27 Земельного кодекса РФ). Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) ФЗ от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 ФЗ "Об охране окружающей среды".
Принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей санитарно-охранных зон не изменяет и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приватизацию.
Изложенные положения законодательства, действующие на период рассмотрения спора, судом апелляционной инстанции учтены не были, что привело к неправильному разрешению дела.
Кроме того, указывая на необходимость отчуждения недвижимого имущества одновременно с земельным участком, судом второй инстанции учтено не было, что стороной договора купли-продажи являлось ФГАУ "ОК "Шереметьевское", которое собственником, а также лицом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, под отчуждаемыми объектами не являлось, обладало им на праве постоянного (бессрочного) пользования, что исключало применение части 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владении и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Согласно пункту 4 статьи 20 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень субъектов, которым может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Алейник А.В. в силу закона таким субъектом не является.
Правом на предоставление находящегося под объектами недвижимости земельного участка в аренду обладает Управление делами президента РФ, которое согласовало передачу земельного участка в аренду Алейник А.В.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание информационное сообщение от 15.02.2013 Управления делами президента РФ, пунктами 1.7.1, 1.8.2 которого предусмотрено, что в стоимость имущества, заявленного на торги, включается стоимость исключительного права требования на часть площади земельного участка, занятого реализуемыми зданиями, строениями и сооружениями; покупатель приобретает исключительное право аренды земельного участка или право на приобретение земельного участка в собственность по кадастровой стоимости.
Также договором купли-продажи от 19.03.2013 предусмотрено заключение договора аренды земельного участка Управлением делами президента РФ с покупателем Алейник А.В.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
Аннулирование сделок только по той причине, что в них обнаружены те или иные пороки, но без цели защиты прав и интересов сторон, вступает в противоречие с началами гражданского права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, которыми руководствовался суд.
Поскольку изложенные требования процессуального закона не соблюдены, апелляционное определение судебной коллегии нельзя признать отвечающим требованиям законности и обоснованности.
С учетом изложенного, состоявшееся по делу апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 сентября 2015 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий: Е.Б. Кузин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.