Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Храмцовой В.А., Рудь Е.П.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 21 января 2016 года по делу
по иску Жигалиной Н. И., Мирзоева А. Мирза оглы к администрации Красногорского района Алтайского края о признании права на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жигалина Н.И., Мирзоев А.М.о обратились в суд с иском к администрации Красногорского района Алтайского края о признании права на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ
В обоснование требований указали, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по "адрес" в "адрес" Алтайского края, проживают по данному адресу ДД.ММ.ГГ года, право собственности на земельный участок по данному адресу зарегистрирована за истцами с ДД.ММ.ГГ года. Жилой дом, принадлежащий истцам и пострадавший от паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ, сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГ что подтверждается кадастровым паспортом.
Согласно уведомления администрации Красногорского района от ДД.ММ.ГГ года истцы не включены в списки пострадавших, поскольку, как указано ответчиком, право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано истцами после объявления режима чрезвычайной ситуации в "адрес". С данным отказом истцы не согласны, поскольку жилое помещение по "адрес" в "адрес", попавшее в зону подтопления, нуждается в проведении капитального ремонта. Право собственности истцов на спорное жилое помещение может быть подтверждено не только свидетельством о государственной регистрации права, но и иными документами, в том числе договорами купли-продажи, выписками из похозяйственной книги.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд признать за ними право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения по "адрес", обязать ответчика включить истцов в список, имеющих право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного во время паводка жилого дома.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 21.01.2016 исковые требования Жигалиной Н.И., Мирзоева А.М.о удовлетворены и постановлено.
Признать за Жигалиной Н. И., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженкой "адрес" и Мирзоевым А. Мирза оглы, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженцем села "адрес" "адрес", право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт дома, поврежденного в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ, расположенного по адресу: Россия, "адрес", общей площадью 68,2 кв.м.
Обязать администрацию Красногорского района Алтайского края включить Жигалину Н. И., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженку "адрес" и Мирзоева А. Мирза оглы, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца села "адрес" "адрес" в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ, на территории "адрес" Алтайского края и требуют капитального ремонта.
Обязать Администрацию Красногорского района Алтайского края включить Жигалину Н. И., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженку "адрес" и Мирзоева А. Мирза оглы, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца села "адрес" "адрес" в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить. Ссылается на то, что на день объявления чрезвычайной ситуации за истцом Мирзоевым А.М.о было зарегистрировано право собственности на жилой дома по "адрес" общей площадью 21 кв.м, при этом право собственности на дом по указанному адресу площадью 68,2 кв.м зарегистрировано не было. Поскольку дом площадью 21 кв.м был снесен, невозможно определить и подтвердить площадь дома на день объявления чрезвычайной ситуации. Истец Жигалина Н.И. до объявления чрезвычайной ситуации вообще не являлась собственником дома по указанному адресу какой бы то ни было площади. Право собственности истцов на дом площадью 68,2 кв.м зарегистрировано только ДД.ММ.ГГ, то есть после возникновения чрезвычайной ситуации. При этом ссылка на кадастровый паспорт в подтверждение площади дома и права собственности на него не основана на законе, поскольку кадастровый паспорт подтверждает индивидуальные характеристики имущества, а не наличии зарегистрированного в установленном порядке права собственности на данное имущество. Поскольку истца приобрели жилое помещение после вступление в действие Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", все изменения должны быть зарегистрированы в установленном данным законом порядке, то есть право собственности должно подтверждаться свидетельством, ссылка на кадастровый паспорт необоснованна. Представленные истцами документы не подтверждают существование у них права собственности на жилой дом на момент объявления режима чрезвычайной ситуации, следовательно, отсутствует совокупность условий, определенных п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края N 234 от 17.06.2015.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Жигалиной Н.И. - Сысоева А.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия находит их обоснованными, а постановленное решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.06.2001 N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N447 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации" утверждены правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведение капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N447 постановлением Администрации Алтайского края принято Постановление N 234 от 17 июня 2015 года "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края", на основании которого утвержден Порядок осуществления социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края в мае - июне 2014 года.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Пунктом 7 Порядка определен перечень документов для предоставления социальной выплаты, в том числе копии правоустанавливающих документов на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
Как усматривается из уведомления главы администрации Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, решением администрации Красногорского района Алтайского края истцам отказано во включении в список граждан на предоставление в ДД.ММ.ГГ году социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, поскольку не подтверждено право собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты, не введенный в эксплуатацию строящийся дом не является жилым помещением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что истцы Мирзоев А.М.о и Жигалина Н.И. отвечают в совокупности установленным Порядком условиям: являются собственниками поврежденного в результате паводка помещения, постоянно в нем проживают и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, при этом регистрация ввода в эксплуатацию жилого помещения произведена в ДД.ММ.ГГ году, что свидетельствует о его соответствии установленным ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации требованиям.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании закона и не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ч.2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.(ч.3)
Из буквального толкования частей 2 и 3 данной нормы закона следует, что определение пригодности жилого помещения представляет собой процедуру, по итогам прохождения которой помещение, соответствующее требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и другими федеральными законами, становится жилым.
До введения в объекта капитального строительства (жилого дома) в эксплуатацию, такой объект не пригоден для постоянного проживания граждан (не отвечает установленным техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства и критериям, предъявляемым к жилому помещению, установленным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").
Приобретению статуса жилого помещения (дома) должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта строительства к жилищному фонду.
Согласно положениям ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, документом, свидетельствующим об окончании строительства, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, в силу ст. 219 ГК РФ, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию;
Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию (сведения, содержащиеся в указанном документе) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", п.4 ст. 25.3 Закона о регистрации до ДД.ММ.ГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта; до ДД.ММ.ГГ разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Между тем, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено осуществление кадастрового учета в отношении зданий и сооружений, в том числе жилых домов, введенных в эксплуатацию, в целях присвоения ему кадастрового номера для осуществления государственной регистрации права на объект недвижимости.
В соответствии с ч.8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации здания или изготовленного до ДД.ММ.ГГ технического паспорта здания; если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке такой декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании ч. 10 ст. 41 Закона о кадастре.
Как усматривается из материалов дела, декларация об объекте недвижимости была заполнена истцами только ДД.ММ.ГГ, после чего ДД.ММ.ГГ был составлен технический план здания, подтверждающий возможность отнесения учета объекта капитального строительства по "адрес" как жилого дома, право собственности истцов на спорное жилое помещение - жилой дом, общей площадью 68,2 кв.м, зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.
При этом, как усматривается из документов, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и Федеральной кадастровой палатой, заявление и документы для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости подано истцами ДД.ММ.ГГ.
Ссылки стороны истца на сведения в кадастровом паспорте о вводе в ДД.ММ.ГГ году спорного дома в эксплуатацию судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку сведения о дате ввода в эксплуатацию/завершении строительства жилого дома внесены на основании данных, указанных истцами в декларации об объекте недвижимости, и являются данными о завершении строительства, что само по себе, по смыслу закона, не позволяет отнести спорное строение к жилым.
Таким образом, на день объявления режима чрезвычайной ситуации ( ДД.ММ.ГГ) спорное помещение не отвечало требованиям жилого и истцы собственниками спорного дома не являлись.
В этой связи уведомлением администрации Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** обоснованно отказано истцам во включении в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, так как в соответствии с п.3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, действие данного Положения не распространяется на объекты капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены.
Таким образом, у истцов отсутствует совокупность условий, определенных п. 4 Порядка, а также постановлением Правительства Российской Федерации, и необходимых для признания права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица судебная коллегия находит заслуживающими внимания, в связи с чем постановленное судом решение подлежит отмене, с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка в представителя истца Жигалиной Н.Н. - Сысоевай А.А. об обращении истцов до произошедшего паводка с документами для регистрации права собственности на жилой дом, которая была приостановлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку какими-либо объективными данными не подтверждена. Стороной истцов каких-либо допустимых и достоверных доказательств указанных доводов не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края удовлетворить.
Решение Красногорского районного суда Алтайского края от 21 января 2016 года отменить и принять новое решение, которым исковые требования Жигалиной Н. И., Мирзоева А. Мирза оглы к администрации Красногорского района Алтайского края о признании права на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.