Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Титовой М.Г.,
при секретаре Дремовой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ванчаковой Н.Ю. на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 4 августа 2015 года по иску Ванчаковой Н.Ю. к администрации муниципального образования Путиловское сельское поселение Кировского муниципального образования Ленинградской области об обязании назначить публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка, восстановлении права на пользование и распоряжение земельным участком.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Ванчаковой Н.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Путиловское сельское поселение Кировского муниципального образования "адрес" об обязании назначить публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка, восстановлении права на пользование и распоряжение земельным участком.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка площадью 64870 кв.м. с кадастровым номером N по "адрес", категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок расположен на территории муниципального образования Путиловское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области. Истец приняла решение о изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для садоводства". В целях осуществления изменения вида разрешенного использования земельного участка, она обратилась в администрацию муниципального образования Путиловское сельское поселение Кировского муниципального образования Ленинградской области с заявлением о назначении публичных слушаний, на что получила отказ. Истец полагает указанный отказ незаконным.
Истец в судебное заседание не явилась, ее представитель Тищенко Ю.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика Егорихин В.И., Караск Е.В. исковые требования не признали, просили в иске отказать.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 4 августа 2015 года в иске Ванчаковой Н.Ю. отказано.
Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного по делу решения, Ванчакова Н.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить.
В качестве основания для отмены решения указала на неправильное применение судом норм материального права, а именно не применение закона, подлежащего применению.
В жалобе выражает несогласие с выводом суда о невозможности установления вида разрешенного использования "для ведения садоводства" на землях, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям. Так в ст. 1 ФЗ N 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года указано на то, что использование судового земельного участка подразумевает выращивание сельскохозяйственных культур. Аналогичные положения содержаться в ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 540 от 1 сентября 2014 года, вид разрешенного использования "садоводство" может быть присвоен, в том числе, земельному участку, находящемуся на сельскохозяйственных угодьях. Кроме того, применительно к виду разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" указано, что содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18, в том числе, садоводство. Следовательно, вид разрешенного использования "для ведения садоводства" связан с ведением сельскохозяйственного производства, то есть соответствует цели использования сельскохозяйственных угодий. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что осуществление садоводства возможно на сельскохозяйственных угодьях.
Более того, администрацией не было представлено доказательств того, что земельный участок истца находится на землях, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям.
Судом не был оценен документ, представленный администрацией, подтверждающий отнесение участка к лесфонду.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ванчакова Н.Ю. на основании договора дарения от 10 декабря 2013 года является собственником земельного участка площадью 64870 кв.м. с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по "адрес".
В 2014 году истец обратилась в администрацию муниципального образования Путиловское сельское поселение Кировского района Ленинградской области с заявлением о назначении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для садоводства".
Из ответа администрации от 8 декабря 2014 года следует, что Ванчаковой Н.Ю. отказано в назначении публичных слушаний, так как в соответствии с генеральным планом муниципального образования Путиловское сельское поселение земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий, размещение садоводства на данном участке не предусмотрено.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений, даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.
Из выписки из генерального плана поселения следует, что спорный земельный участок расположен в зоне С1 - зона сельскохозяйственных угодий.
Из ответа сельскохозяйственного производственного кооператива "Дальняя Поляна" от 15 января 2016 года N 3 следует, что земельные участки из земельных паев работников АОЗТ "Дальняя Поляна" относились к сельскохозяйственным угодьям.
Из представленного истцом отчета расчета фактической площади выделяемого в счет доли земельного участка Б., которая ранее являлась собственником спорного земельного участка, спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям - сенокос улучшенный.
Таким образом, доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости (ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) подтверждается, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям.
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию.
В данном случае земельный участок приобретен истцом по гражданско-правовому договору, для целей ведения садоводства земельный участок не выделялся.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что приобретенный Ванчаковой Н.Ю. земельный участок изначально не предназначался и не предоставлялся для садоводства, огородничества или дачного хозяйства, поскольку исходя из пункта 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, таким образом, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для ведения садоводства" без изменения категории земель, не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 4 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ванчаковой Н.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.