Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Ивановой М.Н., Дьяконовой З.С.
при секретаре Архиповой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 17 марта 2016 года, которым по иску Слепцова А.А. об оспаривании решения Комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
постановлено:
в удовлетворении заявления Слепцова А.А. об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителя истца СлепцоваА.А. - Чистоедова Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Слепцов А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Комиссия ОА г. Якутска) об отказе во включении его в реестр нуждающихся в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявление мотивировано тем, что он родился _______ года в с. ... района ... АССР. Проживал с матерью Л. и отцом Е. Мать в _______ году умерла, а отец был лишен родительских прав решением суда от 22 мая 1998 года. Опекуном была назначена его тетя О., после смерти которой опекуном был назначен ее супруг А ... После окончания школы Слепцов А.А. переехал жить в г. Якутск, проживает у родственников. Узнав, что вправе претендовать на обеспечение его жильем, обратился с заявлением в отдел опеки и попечительства ОА города Якутска с просьбой включить его в реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заключением Комиссии Окружной администрации города Якутска от 22 декабря 2015 года Слепцову А.А. было отказано во включении его в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на том основании, что он обратился с заявлением в возрасте 25 лет, тогда как в названный реестр включаются лица из указанной категории, не достигшие возраста 23 лет.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца обратился с апелляционной жалобой в Верховный Суд РС (Я), в которой просит его отменить и удовлетворить заявление Слепцова А.А. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, имеющим значение для дела. Указывает, что суд оставил без внимания тот факт, что опекун Слепцова А.А. Оконешников А.Н. обратился еще в 2009 году к Главе администрации Сень-Кюельского наслега с заявлением о решении жилищного вопроса его опекаемого, то есть факт обращения имел место до достижения Слепцовым А.А. 23 лет.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым применяются меры социальной поддержки, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) регулируется Законом РС(Я) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту- Закон РС(Я)).
Частью 1 статьи 3 Закона РС(Я) предусмотрено, что с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган) формирует единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - реестр) в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявления о включении указанных детей в реестр в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту жительства указанных детей в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.2 ст. 3 Закона РС(Я)).
Заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (ч.3 ст. 3 Закона РС(Я)).
При перемене места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган обязан направить дела указанных детей по новому месту их жительства в течение 15 дней со дня получения от опекунов или попечителей извещений о перемене места жительства подопечных.
Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Из материалов дела следует, что Л., мать Слепцова А.А. _______ года рождения, умерла в _______ году, его отец Е. решением Среднеколымского районного суда от 22 мая 1998 года был лишен родительских прав.
Постановлением главы администрации Среднеколымского улуса от 10 июля 1998 года N ... в отношении Слепцова А.А. установлена опека, опекуном назначена его тетя О. Постановлением от 14 января 2004 года главы МО "Среднеколымский улус" в связи со смертью опекуна О., попечителем Слепцова А.А. назначен А.
Слепцов А.А. обратился с заявлением о включении его в единый реестр нуждающегося в обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, в 2015 году, то есть по достижении возраста ... лет.
При разрешении спора суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходил из того, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот истцу исполнилось 25 лет.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела, имеющим значение для дела. Суд оставил без внимания доводы представителя истца, подтвержденные материалами дела о том, что первоначальное обращение Слепцова А.А., а именно его попечителя А. в уполномоченный орган о решении жилищного вопроса в отношении его опекаемого, как сироты, находящегося под его попечительством, имело место в мае 2009 года, то есть до достижения Слепцовым А.А. возраста ... лет.
Кроме того, суд не учел наличие уважительных причин, по которым сам Слепцов А.А. не обратился в уполномоченный орган по месту своего жительства (г. Якутск) с заявлением о включении его в реестр нуждающихся. Материалами дела подтверждается, что Слепцов А.А. в возрасте ... лет был призван в ряды Российской армии, по возвращению со службы у него был обнаружен ... После долгого лечения, в том числе путем хирургической операции и выздоровления, в августе 2015 года, Слепцов А.А. обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Слепцов А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, в собственности или в пользовании по договору социального найма жилого помещения не имеет, впервые обратился с заявлением о постановке на учет до достижения 23 лет, в связи с чем вправе претендовать на включение его в соответствующий реестр лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что повлекло за собой принятие судом неправильного решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для, постановленное судом решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска Слепцова А.А. по основаниям, указанным выше.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 17 марта 2016 года по иску Слепцова А.А. об оспаривании заключения Комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отменить.
Принять новое решение, которым требования Слепцова А.А. удовлетворить.
Признать заключение Комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 22 декабря 2015 года об отказе во включении Слепцова А.А. в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем в городе Якутске, незаконным и отменить.
Обязать Комиссию Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей произвести действия по включению Слепцова А.А., _______ года рождения в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем в городе Якутске.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи: М.Н. Иванова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.