Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Горновой М.В.
и судей: Казаковой О.Н., Быковской Л.И.
при секретаре: Ч.А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе Шестопаловой Т.И. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 07 октября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Шестопаловой Т.И. о признании незаконным решения Мосжилинспекции об отказе в согласовании переустройства и перепланировки, обязании устранения нарушений - отказать.
установила:
Шестопалова Т.И. обратилась в суд с заявлением о признании действий Мосжилинспекции по отказу в перепланировке и переустройстве жилого помещения незаконными, обязании устранить нарушения, принять решение о согласовании переустройства, перепланировки и разделе квартиры.
В обоснование заявления указала на то, что 25.05.2015 г. обратилась в Мосжилинспекцию г. Москвы с заявлением согласовать проект переустройства и перепланировки квартиры, которым предусмотрено устройство дополнительных оконных проемов в квартире, на что был получен отказ на основании пункта 2.32.1 приложения N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 N 508-ПП; и в соответствии с п. 5 "Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах", и было предложено представить решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией.
В судебном заседании представитель Шестопаловой Т.И. заявление поддержал, пояснив, что дом был надстроен на два этажа, в том числе и принадлежащая Шестопаловой Т.И. на праве собственности квартира N ***, расположенная по адресу: г. ***. Указанная квартира была приобретена у Карапетяна А.Л., который за свой счет финансировал ее строительство в границах другой квартиры N ***, то есть произведя за-свой счет все неотделимые улучшения в квартире N ***, стал не только ее собственником, но и собственником всех ее частей, включая наружные стены в ней, а Мосжилинспекция требует от заявителя документы, которые не предусмотрены ЖК РФ.
Представитель Мосжилинспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном ответе на обращение Шестопаловой Т.И. от 26.06.2015 г.
Суд постановил указанное выше решение об отказе в удовлетворении заявления, не согласившись с которым, Шестопалова Т.И. подала апелляционную жалобу и просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя Шестопаловой Т.И. - Шестопалова А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Мосжилинспекции - Кукшева А.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные в ст. 195 ГПК РФ и постановлении Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" предъявляемые к решению требования, судом первой инстанции при вынесении решения суда соблюдены не были, в связи с чем судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу положений ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Статья 26. ЖК РФ предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии со ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из указанной нормы следует, что в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть отказано только в случае непредоставления документов, указанных в части первой ст. 26 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что Шестопалова Т.И. является собственником квартиры N ***, общей площадью 257 кв.м., расположенной по адресу: г. *** (л.д.24).
Рассмотрев обращение Шестопаловой Т.И. о согласовании переустройства и перепланировки принадлежащего ей жилого помещения, Мосжилинспекция письмом от 23.06.2015 г. сообщила о необходимости представить решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и перепланировке по форме установленной Мосжилинспекцией (л.д.8).
Рассматривая заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку решение Мосжилинспекции N СЗ-0432-15/0-247-15 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статья 12 ЖК РФ предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится в том числе: определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно ст. 14 ЖК РФ относится: согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (п.7), определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Таким образом, определение порядка и условий переустройства и перепланировки жилого помещения относится к компетенции органов государственной власти РФ.
В соответствии с положениями статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
На дату принятия обжалуемого решения суда основным нормативным актом, определяющим условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которым перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Переустройство и перепланировка принадлежащей Шестопаловой Т.И. квартиры не повлечет присоединения к ней части общего имущества в многоквартирном доме, что подтверждается и письмом Мосжилинспекции N ГР-09-2482/15 от 26.06.2015 г. из которого следует, что в случае Шестопаловой Т.И. присоединения общего имущества не происходит - идет замена участка стены на оконный проем, т.е. площадь поверхности фасада не меняется. Однако, для согласования перепланировки и переустройства квартиры необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества (л.д.22).
Требование о предоставлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества противоречит положениям ст. ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и положениям ст. 44 ЖК РФ, предусматривающей, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Устройство оконных блоков не является реконструкцией, поскольку не влечет за собой изменение границ и размера общего имущества.
При устройстве двух оконных проемов в ненесущей наружной стене со стороны 7-го и мансардного этажей, которая одновременно является внешней стеновой панелью на уровне принадлежащей Шестопаловой Т.И. квартиры, не использовалась, и не используется другими собственниками помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, как усматривается из анализа объекта недвижимости (л.д.30-32) устройство двух оконных проемов со стороны 7-го и мансардных этажей и изменения на фасаде вызваны необходимостью улучшения освещенности и инсоляции жилых комнат в жилой квартире; устройство оконных проемов предполагается выполнить тех же размеров по ширине и высоте, что и существующие, аналогичной конфигурации и с тем же рисунком переплетов; после реализации проектных решений новые окна гармонично впишутся в существующий фасад жилого дома и визуализация фасада существенно не изменится.
Как следует из материалов дела, перепланировка будет произведена в пределах границ принадлежащей Шестопаловой Т.И. квартиры, а доказательств того, что в результате перепланировки будет уменьшено общее имущество многоквартирного дома, перечисленное в статье 36 ЖК РФ, не представлено.
Таким образом, требование о предоставлении решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества при согласовании переустройства и перепланировки квартиры, противоречит положениям ст. 26 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 328 п. 2 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку судом первой инстанции изложенные выше обстоятельства приняты во внимание не были, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 07 октября 2015 года отменить.
Отменить решение Мосжилинспекции об отказе в согласовании переустройства и перепланировки принадлежащей Шестопаловой Т.И. квартиры N ***, расположенной по адресу: г. Москва, ***.
Обязать Мосжилинспекцию рассмотреть представленные Шестопаловой Т. И. на согласование переустройства и перепланировки принадлежащей ей квартиры документы без предоставления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.