Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Неретиной Е.Н., Ставича В.В.
при секретаре А.Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Неретиной Е.Н.
административное дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2015 года по делу по Анисимова С.Е. об оспаривании решения Департамента городского имущества города Москвы,
установила:
Анисимов С.Е. обратился в суд с иском в котором просил признать незаконным решение от 29 апреля 2015 г. N*** об отказе в предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе жилого помещения общей площадью ** кв.м., жилой - ** кв.м., находящегося по адресу: Москва, *** из жилого в нежилое помещение в целях использования в качестве офисного помещения.
Требования мотивированы тем, что по мнению заявителя, данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы истца, отказ не содержит основания со ссылкой на нормы Жилищного кодекса РФ, пакет документов, представленный заявителем не содержит оснований для отказа, указанных в ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, просил признать отказ незаконным и обязать ответчика выдать уведомление о переводе жилого помещения по указанному адресу в нежилое помещение в целях использования в качестве офисного помещения. Просил восстановить пропущенный срок на обращение с заявлением.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2015 года требования истца удовлетворены, постановлено: признать незаконным уведомление Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги N**. Обязать Департамент городского имущества города Москвы подготовить и выдать уведомление о переводе жилого помещения общей площадью ** кв.м., жилой - ** кв.м., находящегося по адресу: Москва, **, из жилого в нежилое помещение в целях использования в качестве офисного помещения.
В апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы ставится вопрос об отмене решения.
В соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в порядке предусмотренном КАС РФ.
В заседании судебной коллегии стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела, истцу Анисимову С.Е. по праву собственности принадлежит жилое помещение - квартира ** в доме ** корп. ** по ** в г. Москве, общей площадью ** кв.м., жилое помещение расположено на первом этаже девятиэтажного жилого дома 1959 года постройки.
30 марта 2015 года Анисимов С.Е. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы через службу "Одного окна" г. Москвы Управления государственных услуг с заявлением о предоставлении государственной услуги о выдаче уведомления о переводе жилого помещения в нежилое с условием переустройства, заявлению присвоен номер **. С заявлением представлены документы: проект переустройства жилого помещения, доверенность, свидетельство о собственности, технический паспорт от 25.10.2012, документ от 18.03.2013, выдан МЧС России; заключение ОАО Мосгаз от 22.09.2014; поэтажный план; решение общего собрания собственников жилых помещений от 15.09.2013 протокол, выписка из протокола, подписные листы; санитарно-эпидемиологическое заключение от 06.02.2013; ситуационный план от 29.05.2013; копии документов; техническое заключение автора дома; анализ объекта недвижимости от 29.05.2013.
По результатам рассмотрения документов, поданных Анисимовым С.Е., Департаментом городского имущества г. Москвы 29 апреля 2015 г. отказано в предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое помещение в целях использования в качестве офисного помещения, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих уведомление о проведении общего собрания собственников, документы подтверждающие вручение уведомлений собственникам, лист регистрации участников собрания, реестр собственников помещений по состоянию на день проведения собрания, уведомления о проведении собрания в форме заочного голосования, документы подтверждающие вручение уведомлений о проведении заочного голосования.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о незаконности решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое, поскольку ст. 23 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод, указанные документы истцом были представлены и иные документы требовать не вправе.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с п.3 и п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Оказание услуги по подготовке уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в городе Москве регулировалось на момент обращения заявителя Регламентом подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП).
Перечень оснований для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа приведен в п. 5.7 Регламента.
Согласно п.5.7.1. Регламента причиной отказа в выдаче заявителем документа является в том числе, представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки запрашиваемого документа.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, ДГИ г.Москвы руководствовался ст.36, ч.2 ст.40, 44, ч.1 ст.46, 47 ЖК РФ, Постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" и пришел к выводу, что работы по перепланировке жилого помещения, принадлежащего заявителю, связаны с передачей части общего имущества многоквартирного дома, затрагивают изменение фасада здания, однако надлежащее решение представлено не было.
Как следует из пп. 5.2 п. 5 Приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП, при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, заявитель дополнительно представляет также копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией.
Из материалов дела усматривается, что истцом представлено приложение в к протоколу внеочередного общего собрания от 19 сентября 2013 г. и копии решений в форме заочного голосования собственников.
Между тем, порядок проведения общего внеочередного собрания собственников по требованию одного из собственников многоквартирного дома установлен ст. 45 ЖК РФ, из которой следует, что собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
При таких данных требования Департамента городского имущества г. Москвы о предоставлении документов, в рамках проверки легитимности собрания, подтверждающих направление собственникам сообщений о проведении общего собрания собственников, вручение сообщений собственникам, реестр собственников помещений по состоянию на день проведения собрания, уведомления о проведении собрания в форме заочного голосования является обоснованным и действия ответчика совершены в пределах требований ЖК РФ и положений Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП).
При таких данных, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, так как выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Анисимова С.Е. о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы от 29 апреля 2015 г. N*** об отказе в предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения общей площадью ** кв.м., жилой - ** кв.м., находящегося по адресу: Москва, **, из жилого в нежилое помещение в целях использования в качестве офисного помещения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Анисимова С.Е. о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы от 29 апреля 2015 г. N** об отказе в предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе жилого помещения общей площадью ** кв.м., жилой - ** кв.м., находящегося по адресу: Москва, **, из жилого в нежилое помещение в целях использования в качестве офисного помещения, обязании подготовить и выдать уведомление о переводе жилого помещения в нежилое - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.