Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Шишханова М.О. по доверенности Евстигнеевой Г.Б. на решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года, которым постановление N ***государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Москве от 21.08.2015, которым Шишханов М.О. как должностное лицо Президент ПАО "***" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
установил:
Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Москве 21.08.2015 вынесено постановление N ***о назначении должностному лицу Президенту ПАО "***" административного наказания по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Защитник обжаловал постановление в суд и 19.01.2016 судьей Таганского районного суда Москвы вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился защитник должностного лица, указывая, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, не были учтены все обстоятельства дела, в том числе незаконность выданных предписаний, нарушение норм процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Шишханова М.О. по доверенности Евстигнееву Г.Б., поддержавшую доводы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи Таганского районного суда Москвы подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 11.06.2015, Шишханов М.О., являясь должностным лицом Президентом ПАО "***" (***), в нарушение ст.ст.76, 212, 225 ТК РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003 N1/29, допустил до работы (не отстранил от работы) *** Латышева А.Ю., не прошедшего в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны труда, поскольку обучение по охране труда проводится самой организацией (ПАО "***"), в которой проверка проводится аттестационной комиссией самого Банка, что противоречит вышеуказанному Порядку обучения.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пп.1, 2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции данные обстоятельства при рассмотрении дела не учел и пришел к выводу о доказанности вины должностного лица, оставив без изменения постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Москве.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно требований ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Пунктом 2.3 данного порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Обучение по охране труда проходят:
руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Между тем, должность "***", как это следует из соответствующей должностной инструкции, не предусматривает организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; не относится к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Из материалов дела следует, что приказом N *** от 16.12.2014 в ПАО "***" создана комиссия по проверке знаний требованиям охраны труда, в состав которой вошли должностные лица ПАО "***а", прошедшие обучение в Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Институт международного учета и управления" (лицензия Департамента образования Москвы и уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций).
Приказом N 974 также утверждены программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для руководителей и специалистов.
Работники банка, в том числе *** Латышев А.Ю., прошли обучение по охране труда в Банке и аттестованы комиссией по проверке знаний охраны труда для руководителей и специалистов.
Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что аттестационная комиссия ПАО "***" не правомочна проводить проверку знаний у руководителей, специалистов, перечень которых приведен в абзаце 1-8 п.2.3.2 указанного Порядка, является неверным, так как подп.3 п.2.3.3 названного порядка не содержит запрета на прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителями и специалистами по соответствующим программам непосредственно в самой организации, имеющей комиссию по проведению знаний охраны труда, а в ПАО "***" такая комиссия создана.
Следует также отметить, что п.10 предписания ГИТ от 11.06.2015 *** (об обучении должностных лиц Банка охране труда и проверке знаний требований охраны труда) и предписание от 11.06.2016 N *** об отстранении указанных сотрудников банка от работы, как не прошедших соответствующее обучение, признаны незаконными Московским городским судом (определение по делу N 33-8192/2016 от 06.04.2016 размещено на официальном сайте www.mos-gorsud.ru).
При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в действиях Президента ПАО "***" отсутствует.
В связи с изложенным, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года, постановление N ***государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Москве от 21.08.2015, которым Шишханов М.О. как должностное лицо Президент ПАО "***" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, - отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.