Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.
судей Старкова М.В.,
Шабалдиной Н.В.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29.04.2016 административное дело по административному исковому заявлению Лешуковой Е.А. о признании постановления администрации Березовского городского округа от 19.01.2015 N 10 недействительным,
по апелляционной жалобе административного истца Лешуковой Е.А. на решение Березовского городского суда Свердловской области от 14.01.2016
Заслушав доклад председательствующего, объяснения административного истца Лешуковой Е.А., ее представителя Черешовой С.В., представителя административного ответчика Администрации г. Березовского Свердловской области Зобниной Н.А., судебная коллегия
установила:
Лешукова Е. А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... , на котором ею осуществлено строительство индивидуального жилого дома, в соответствии с разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка. Она неоднократно обращалась в администрацию Берёзовского городского округа с заявлением о выдаче ордера на проведение земельных работ для подключения газа, но ей было отказано. 17.08.2015 главным архитектором Берёзовского городского округа в устной форме ей было разъяснено о том, что проектом планировки жилого района "Южный" не предусматривается подключение дома административного истца к газу, поскольку межевание земельного участка произведено в новых границах. Ссылается, что только 17.08.2015г. узнала о нарушении своих прав постановлением администрации Берёзовского городского округа N 10 от 19.01.2015, поскольку опубликованная документация по планировке, утвержденная оспариваемым постановлением, не позволяет определить каким образом должен видоизменяться принадлежащий ей земельный участок и в связи с чем невозможно подключение к газовым сетям. Кроме того, согласия на изменение границ земельного участка она не давала, об изъятии участка для общественных нужд ее никто не уведомлял. Последующее изъятие части земельного участка в соответствии с новым проектом планировки повлечет нарушение ее права собственности. Полагает, что Администрация Берёзовского городского округа препятствует ей в подключении газа путем отказа в согласовании ордера на производство земляных работ со ссылкой на оспариваемое постановление от 19.01.2015. С учетом уточнений, просит признать недействительным постановление администрации Березовского городского округа N 10 от 19.01.2015 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах улиц Красных Героев-Ленина-Строителей- пер. Кировский в составе жилого района "Южный".
В суде первой инстанции представитель административного истца Черешова С.В. заявленные требования поддержала, кроме того, настаивала, что проект межевания не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и иным нормативным актам в области градостроительной деятельности. Ссылается, что ширина ул. ... , установленная проектным профилем, необоснованно увеличена. Не соблюдены требования п.п. 5, 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Схема организации уличной дорожной сети не дает представления об организации парковочных мест, проект межевания не предусматривает парковочные места, санитарно-защитные зоны, не содержит схемы движения транспорта и пешеходов, пояснительная записка не содержит расчетов численности населения, плотности застройки, обеспеченности объектами социального назначения, накопления ТБО. Проект межевания также не соответствует положениям п.п. 5.2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержит исчерпывающей информации по земельному участку, принадлежащему административному истцу, на план не нанесены линии землеотвода существующих земельных участков, представленный чертеж не содержит указаний на проектируемые и сохраняемые земельные участки, красные линии не обозначены. Разбивочный чертеж красных линий не содержит пояснительных надписей, отсутствует указание на проектируемые и реконструированные инженерные сети по условным обозначениям. Проектом не разрешена система санитарной очистки территории, не учтена обеспеченность объектами здравоохранения, культуры и спорта, обеспеченность дошкольными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, превышены требования по плотности населения на проектируемом участке, не учтены требования пожарной безопасности.
Решением суда в удовлетворении административного искового заявления Лешуковой Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Лешукова Е.А. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что после предоставления администрацией Березовского городского округа материалов, обосновывающих проект планировки, выяснилось, что данный проект не соответствует требованиям действующего законодательства в области градостроительной деятельности и нарушает права на благоприятные условия проживания. Так, в нарушение положений ст.ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СНиП 11-04-2003, СНиП 2.07.01-89*, НГПСО 1-2009.66, СанПиН 2.4.1.3049-13, СНиП 2.07.01-89*, Положения о территориальном планировании г. Березовского, Правил землепользования и застройки г. Березовского, СП 4.13130.2013 на схеме организации улично-дорожной сети отсутствует информация об организации парковочных мест, не указаны направления движения автотранспорта, направления движения пешеходов, светофор, пешеходные переходы. План межевания не содержит информации по земельному участку по ... , ширина ... необоснованно увеличена, границы существующих земельных участков не нанесены на план межевания. Кроме того, отсутствует обеспеченность местами в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях и их территориальная доступность, отсутствует обеспеченность объектами социального и коммунально-бытового назначения, превышена нормативная плотность населения проектируемого участка, предусмотрено нецелевое использование функциональных зон (зона школьных, дошкольных учебных комплексов под объект коммерческой деятельности), не учтены требования пожарной безопасности, не представлены расчеты по накоплению мусора, решения по постоянному временному хранению автомобилей на участке проектирования не представлены. Полагает, что администрацией не представлено доказательств соответствия оспариваемого постановления требованиям нормативных правовых актов и не обоснованна необходимость уменьшения принадлежащего ей земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Лешукова Е.А. и ее представитель Черешова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали; представитель административного ответчика Администрации Березовского городского округа просила решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица отдела архитектуры и градостроительства Администрации Березовского городского округа, извещенный 15.04.2016 посредством факсимильной связи, в заседание судебной коллегии не явился.
Учитывая, что вышеуказанное лицо о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определиларассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.
Принимая решение об отказе Лешуковой Е.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии по настоящему делу совокупности таких условий.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лешукова Е.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... , площадью 1 084 кв.м., кадастровый номер N категория: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под жилой дом индивидуальной жилой застройки, о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись от 08.02.2012 (л.д. 6).
Кроме того, Лешукова Е.А. является собственником расположенного на вышеуказанном земельном участке двухэтажного жилого дома общей площадью 284 кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав имеется запись от 09.06.2015 (л.д. 7).
Постановлением администрации Березовского городского округа от 20.02.2014 N 76 ООО Промышленная строительная компания "Активстройсервис" разрешено подготовить документацию по планировке территории в границах улиц Красных Героев-Ленина-Строителей-пер.Кировский в составе жилого района "Южный" г.Березовского Свердловской области (т. 1 л.д. 46-47).
Постановлением главы Березовского городского округа от 19.01.2015 N 10 утвержден проект планировки (приложения N 1 и N 2) и проект межевания (приложение N3) территории в границах улиц Красных Героев-Ленина-Строителей-пер.Кировский в составе жилого района "Южный" г. Березовского Свердловской области, разработанные ООО "Проектно-консалтинговая компания "Альтернатива" в 2014 году по заказу ООО "Промышленная строительная компания "Активстройсервис" (т. 1 л.д.14).
Вышеуказанное постановление органа местного самоуправления является предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
Проекты межевания территории в соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к документации по планировке территории.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Обеспечение подготовки документации по планировке территории и ее утверждение в силу ч.ч. 1, 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, установлены ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч.5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п.6). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (п.10). Решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку принимает глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний (п. 13). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (п.14).
Согласно подп. а п. З ч.1 ст. 30 Правил землепользования и застройки Березовского городского округа применительно к территории города Березовского, утвержденных Решением Думы Березовского городского округа от 27.12.2012 N 21, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации публичные слушания в обязательном порядке проводятся по проектам планировки территории, по проектам муниципальных правовых актов о внесении изменений в документацию по планировке территории: по проектам планировки территории, содержащим в своем составе проекты межевания территории.
Порядок организации и проведения публичных слушаний регламентирован Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Березовском городском округе, утвержденным решением Березовской городской Думы от 08.12.2006 N 142. Согласно указанному порядку участники публичных слушаний, заинтересованные лица вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления Березовского городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта для включения в протокол публичных слушаний (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 6).
Из материалов дела видно, что постановлением администрации Березовского городского округа от 05.11.2014 N 606 принято решение о назначении на 24.11.2014 в 18:00 публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в границах улиц Красных Героев-Ленина-Строителей-пер.Кировский в составе жилого района "Южный" г.Берёзовского Свердловской области, разработанному ООО "Проектно-консалтинговая компания "Альтернатива" (д.ж. 44-45).
Указанное постановление опубликовано в газете "Березовский рабочий" N 18 от 10.11.2014 и размещено на официальном сайте администрации Березовского городского округа (л.д. 43).
По результатам публичных слушаний (протокол публичных слушаний от 24.11.2014), их участники большинством голосов одобрили документацию по планировке указанной территории и рекомендовали утвердить данную проектную документацию.
19.01.2015 главой Березовского городского округа вынесено оспариваемое постановление N 10 об утверждении проекта планировки и проекта межевания, которое опубликовано в газете "Березовский рабочий" от 04.02.2015 N 3 и размещено на официальном сайте администрации Березовского городского округа в сети Интернет.
Оценив представленные лицами, участвующими в деле доказательства, суд первой инстанции верно установил, что вышеуказанное постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок и процедура принятия данного постановления были соблюдены.
Проверяя содержание оспариваемого акта на предмет его соответствия нормативным актам, суд первой инстанции правильно принял во внимание, что в соответствии с Генеральным планом Березовского городского округа применительно к территории города Березовского на период до 2025 года, утвержденным решением Березовского городского суда Свердловской области Думы Березовского городского округа от 20.08.2009 N 66 функциональная зона, в границах которой находится земельный участок по адресу: г. Берёзовский, ... - зона застройки многоэтажными жилыми домами; согласно Правилам землепользования и застройки Березовского городского округа, утвержденными решением Думы Березовского городского округа от 27.12.2012 N 21, - зона многоэтажных многоквартирных жилых домов (Ж-4).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что проект планировки и проект межевания территории в границах улиц Красных Героев-Ленина-Строителей-пер.Кировский в составе жилого района "Южный" г. Березовского Свердловской области является реализацией Генерального плана Березовского городского округа применительно к территории города Березовского на период до 2025 года, а также Правил землепользования и застройки Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от 27.12.2012 N21, является обоснованным.
Настаивая на нарушении своих прав оспариваемым актом, Лешукова Е.А. первоначально указывала, что в результате утверждения проекта планировки и проекта межевания ей отказано в выдаче разрешения на производство земляных работ по газификации дома. Судом указанный довод проверен и обоснованно признан несостоятельным.
Письмом Администрации Берёзовского городского округа от 09.02.2015 N 30/10-22 ж, направленным на заявление Лешуковой Е.А. о газификации ее жилого дома, сообщено, что в соответствии с разработанным Проектом планировки и проектом межевания территории в границах улиц Красных Героев-Ленина-Строителей-пер.Кировский в составе жилого района "Южный" г.Березовского Свердловской области размещение систем газоснабжения на данной территории не предусмотрено; в согласовании ордера на производство земляных работ по устройству газопровода к объекту по адресу: ... отказано (т. 1 л.д. 50-51).
Повторно рассмотрев вопрос о согласовании разрешения на производство земляных работ - газификации принадлежащего Лешуковой Е.А. дома, администрации Березовского городского округа в письме от 03.08.2015 N 257/10- 22ж строительство линейных объектов в соответствии с положениями ст. ст. 41, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с документацией по планировки территории; на территорию, в границах которой расположен земельный участок по адресу: ... , утвержден проект планировки и проект межевания территории в составе жилищного района "Южный" г. Березовского; расположение трассы газопровода не предусматривается в проекте планировки и межевания данной территории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07.10.2015 отменено решение Березовского городского суда Свердловской области от 29.06.2015 в части отказа в удовлетворении заявления (административного иска) Лешуковой Е.А. о признании незаконным отказа администрации Березовского городского округа в согласовании ордера на производство земляных работ от 09.02.2015 N 30/10-22ж, в указанной части принято новое решение, которым заявление Лешуковой Е.А. удовлетворено, признан незаконным отказ администрации Березовского городского округа в согласовании ордера на производство земляных работ от 09.02.2015 N 30/10-22ж: на администрацию Березовского городского округа возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя (административного истца) Лешуковой Е.А. и сообщить об исполнении решения суда в Березовский городской суд Свердловской области и заявителю (административному истцу) Лешуковой Е.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 93-95).
Согласно разрешению (ордеру) N 1757 от 02.11.2015 Лешуковой Е.А. в Администрации Березовского городского округа получено согласование, таким образом, на момент рассмотрения судом дела нарушения прав административного истца в связи с отказом в выдаче разрешения на газификацию дома не имелось.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав Лешуковой Е.А. в виду необоснованно уменьшения принадлежащего ей земельного участка в результате установления проектом планировки и проектом межевания территории новых границ ее участка также нельзя признать состоятельным.
Как следует из ответа отдела архитектуры и градостроительства администрации Березовского городского округа от 28.12.2015 N 397/10-22ж в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории в границах улиц Красных Героев-Ленина- Строителей-пер.Кировский в составе жилого района "Южный" г.Берёзовского Свердловской области, утвержденными постановлением администрации Березовского городского округа N 10 от 19.01.2015, земельный участок по адресу: ... с кадастровый номером N, расположен в зоне многоэтажной жилой застройки. При этом, юго-западная часть земельного участка ... площадью 16,03 кв.м. (значится в проекте межевания территории как участок N 93 и описан в пояснительной записке (стр. 71), подлежит передаче в зону общего пользования для организации улично-дорожной сети - ...
При этом вопреки доводам жалобы, установленная ширина ... определена в пределах установленных СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" значений (15-25 м.) для дорог местного значения и в красных линиях застройки. Как следует из представленных административным ответчиком возражений при определении ширины ... выполнена рекомендация о соостности проезжих частей, в соответствии с чем определено прохождение красных линий по ... с учетом магистральных инженерных сетей, а также с учетом прокладки сетей, разрабатываемых на следующем этапе проектирования для обеспечения энергоресурсами застройки. При таких обстоятельствах оснований полагать, что административным ответчиком красные линии ... установлены с нарушением вышеуказанных строительных правил не имеется.
Границы существующих землеотводов (кадастровые границы участков) нанесены на чертежах: лист 1 - "План красных линий (основной чертеж)", лист 4 "План современного использования территории", лист 6 - "Схема размещения инженерных сетей и сооружений". На листе 2 "План межевания территории" нанесены: красные линии улиц, границы вновь формируемых участков, границы переформируемых участков, изымаемые земельные участки для территорий общего пользования (улицы в красных линиях); изменение размеров участка для нужд общего пользования, расположенного по адресу: ...
Кроме того, в данном проекте выполнена "Схема организации улично-дорожной сети (лист 7), где указаны категории улиц, дорог, регулируемые светофорами перекрестки, места устройства пешеходных переходов, остановки общественного транспорта, по смыслу п. 5.3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема организации улично-дорожной сети может не включать схему размещения парковок.
В пояснительной записке (ПЗ 2 п. 5.2, 5.3, 5.7.4) также даны показатели по структуре этажности жилищного фонда, плотности населения, расчетные показатели обеспеченности объектами социального и коммунально-бытового назначения, определено годовое накопление отходов в районе и необходимое количество единиц спецтехники в соответствии с положениями СНиП 2.07.01-89*. Расчет по накоплению ТБО выполнен согласно Приложению М СП 42.13330.2011.
Проектом предусмотрено размещение встроенного ДОУ на 80 мест в квартале улиц Загвозкина - пер. Клубный - ул. Восточная - ул. Театральная; по данным Управления образования детский сад N 17 (ул. Октябрьская, 3) подлежит реконструкции, вместимость его будет - 240 мест; в радиусе доступности по адресу ул. Циолковского, 5 планируется строительство нового дошкольного образовательного учреждения на 270 мест, на что получено соответствующее разрешение. Проектом учтена потребность в дополнительных школьных местах для населения.
Пожаротушение в районе проектируется из хозяйственно-питьевого водопровода, для чего на водоводах располагаются пожарные гидранты, расстояние между которыми должно быть определено согласно МП 8.12.130.2009 на следующих стадиях проектирования.
С учетом изложенного оснований полагать, что план планировки и межевания территории не соответствует требованиям действующего законодательства в области градостроительной деятельности и нарушает права Лешуковой Е.А. на благоприятные условия проживания не имеется. Достоверных доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено. Заключение специалиста А. по результатам исследования графических материалов Проекта планировки и проекта межевания территории в границах улиц Красных Героев-Ленина-Строителей-пер.Кировский г. Березовского Свердловской области правомерно не было принято во внимание судом, поскольку требованию допустимости доказательств не отвечает, представлено в виде незаверенной надлежащим образом копии, указанный специалист судом в порядке ст. 50 КАС РФ к участию в деле не привлекался.
Судебная коллегия учитывает также, что доводы апелляционной жалобы о несоответствии утвержденного оспариваемым постановлением проекта планировки, проекта межевания положениям СНиП 11-04-2003, СНиП 2.07.01-89*, НГПСО 1-2009.66, СанПиН 2.4.1.3049-13, СП 4.13130.2013 не свидетельствуют о нарушении субъективных прав административного истца, поскольку связаны с предполагаемым нарушением ее прав в будущем.
Кроме того, учитывая, что оспариваемое постановление, утвержденные проекты планировки и межевания территории опубликованы в газете "Березовский рабочий" 04.02.2015 и размещены на официальном сайте Администрации Березовского городского округа в сети Интернет; об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Лешукова Е.А. была дополнительно извещена письмом администрации Березовского городского округа от 09.02.2015 N 30/10-22ж, между тем, в суд с настоящим иском обратилась только 03.09.2015, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока для оспаривания постановления администрации Березовского городского округа N 10 от 19.01.2015.
Учитывая, что выводы суда являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 14.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Лешуковой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Старков М.В.
Шабалдина Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.