Судья Костромского областного суда Шагабутдинов А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Шостака А.С. на постановление судьи Ленинского районного суда города Костромы от 5 апреля 2016 года, вынесенное в отношении Шостака А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, заслушав Шостака А.С., потерпевших В.А., К.М.,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Костромы от 5 апреля 2016 года Шостак А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год.
В жалобе Шостак А.С. просит об отмене вынесенного в отношении его постановления судьи, считая назначенное наказание чрезмерно строгим.
Проверив материалы и обстоятельства дела, изучив доводы жалобы, исходя из положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, с учетом требований части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административной правонарушении в полном объеме, нахожу, что постановление судьи Ленинского районного суда города Костромы от 5 апреля 2016 года подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования данных Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.
Лица, нарушившие требования Правил дорожного движения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Согласно пункту 14.1 Правил дорожного движения водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 27 января 2016 года в 17 часов на Магистральной улице в городе Костроме Шостак А.С., управляя транспортным средством - автомобилем марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, - в нарушение требования пункта 14.1 Правил дорожного движения при проезде нерегулируемого пешеходного перехода не уступил дорогу пешеходам В.А., К.М.., переходящим дорогу. В результате наезда транспортного средства под управлением Шостака А.С. на пешеходов причинен легкий вред здоровью К.М., вреда здоровью В.А. не причинено.
Совершение Шостаком А.С. административного правонарушения, правильность его квалификации (с учетом вносимых в постановление судьи изменений) подтверждены материалами проведенного административного расследования, протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), протоколом осмотра места совершения административного правонарушения (л.д. 8-11), схемой места дорожно-транспортного происшествия (л.д. 6), заключениями судебно-медицинских экспертов (л.д. 35-37, 39-41), показаниями Шостака А.С., потерпевших В.А., К.М.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательным условием привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение является установление причинения вреда здоровью потерпевшего и степень тяжести причиненного вреда.
Поскольку вред здоровью потерпевшей В.А. не был причинен, то действия Шостака А.С. в отношении ее подлежат квалификации по статье 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, что влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Исключение из квалификации деяния Шостака А.С. по части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эпизода в отношении Ворожцовой А.С. и квалификация данного эпизода по статье 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ухудшает положения Шостака А.С., в том числе при назначении административного наказания.
Разрешая вопрос об административном наказании, отмечаю следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а также тот факт, что ранее Шостак А.С. не привлекался к административной ответственности (л.д. 43), в течение всего производства по делу об административном правонарушении признавал вину, согласно пояснениям потерпевших в настоящее время возместил причиненный ущерб, принес извинения, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю необходимым назначить ему административное наказание по статье 12.18 и части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Костромы от 5 апреля 2016 года, вынесенное в отношении Шостака А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, действия Шостака А.С. переквалифицировать с части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении потерпевшей К.М. и на статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении потерпевшей В.А.., назначить ему административное наказание по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В остальном постановление оставить без изменения.
Судья ___________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.