Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре Кравченко Д.А.,
с участием прокурора ФИО3, административного истца ФИО1, представителя Управления по тарифам города Севастополя ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Колтунова Е.Б. о признании недействующим постановления Управления по тарифам города Севастополя от 21.12.2015 г. N15/88-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население, города Севастополя на 2016 год",
УСТАНОВИЛ:
Согласно Положению об Управлении по тарифам города Севастополя, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015г. N 184-ПП, Управление является исполнительным органом государственной власти города Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары и услуги предприятий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Севастополя, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами города Севастополя.
Управлением по тарифам города Севастополя принято постановление от 21.12.2015г. N15/88-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население", города Севастополя на 2016 год. Настоящее постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя 21.12.2015г.
Колтунов Е.Б. обратился в суд с административным иском к Управлению по тарифам города Севастополя о признании постановления от 21.12.2015г. N15/88-э недействующим.
Указал, что в оспариваемом нормативном правовом акте тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население города Севастополя установлены административным ответчиком с дифференциацией по объемам потребления, но без установления групп домохозяйств, что противоречит Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. N614. В соответствии Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) при применении социальных норм на объем потребляемой электроэнергии населением необходимо учитывать и количество лиц проживающих в жилом помещении, для чего устанавливаются "группы домохозяйства" - категории домохозяйств, определяемые количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда. Оспариваемое постановление от 21.12.2015г. N15/88-э нарушает права истца и членов его семьи, поскольку вынуждает истца и членов его семьи, состоящей из трех человек, являющегося сособственником жилого дома в городе Севастополе, оплачивать электроэнергию по более высоким тарифам, чем члены домохозяйств с одним или двумя лицами.
В письменных возражениях на жалобу Управление по тарифам города Севастополя с иском не согласилось. Указало, что в городе Севастополе социальная норма потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. N614 не устанавливалась. Регулируемые тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население города Севастополя с дифференциацией по объемам потребления установлены административным ответчиком на основании пункта 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, где предусмотрено право регулирующего органа самостоятельно принимать решение по установлению цен (тарифов) в технологически изолированных территориальных энергетических системах с учетом топологии электросетевого хозяйства и, в том числе, с дифференциацией по объемам потребления.
В судебном заседании административный истец и представитель административного ответчика настаивали соответственно на доводах иска и доводах письменных возражений на иск.
Прокурор в заключении по делу полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят, в том числе цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Пунктами 4, 11 Основ ценообразования предусмотрено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. Регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии могут также устанавливаться с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В соответствии с пунктами 67, 69 Основ ценообразования, пунктами 4, 5 Методических указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных Приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014 г. N 34468) регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс), и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной службой по тарифам.
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) (или социальная норма подлежит установлению в расчетном периоде регулирования), тарифы на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей в расчетном периоде регулирования устанавливаются по субъекту Российской Федерации органом регулирования в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) в срок до 1 марта 2016 г., но не позднее чем за 4 месяца до установленной в указанном решении даты начала осуществления расчетов размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. Указанное решение также должно предусматривать, что расчет размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляется с 1-го числа месяца, являющегося первым расчетным периодом, в котором применяется социальная норма.
Величина социальной нормы в соответствии с Положением устанавливается уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, до 5 августа 2013 г., а уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, не позднее чем за 3 месяца до установленной даты начала осуществления расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.
По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) социальная норма может не устанавливаться и не применяться в отношении населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей.
В случае если решение о применении социальной нормы не принято до 1 марта 2016 г., то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о применении социальной нормы не ранее 1 января 2017 г.
Приказом ФСТ России от 28.03.2013 г. N 313-э (зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2013 г. N 28392) утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (приложение 1) и утверждена форма принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (приложение 2).
В соответствии с пунктом 32 указанного Регламента решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней принимается по форме, утвержденной приложением 2 к настоящему приказу.
При этом форма решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категорий потребителей предусмотрена в приложениях N14 и N15 к приложению 2.
Формой приложение N14 предусмотрено установление цен (тарифов) без учета критериев, отражающих количество использования электроэнергии.
Формой приложение N15 предусмотрено установление цен (тарифов) в пределах социальной нормы потребления электроэнергии и сверх социальной нормы потребления.
Кроме того, в соответствии с п.38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Таким образом из приведенных нормативных правовых актов следует, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей устанавливаются без дифференциации по объемам потребления (критериев, отражающих количество использования электроэнергии).
С дифференциацией по объемам потребления (в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы) указанные цены (тарифы) устанавливаются только в случае, если высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Оспариваемым Постановлением Управления по тарифам города Севастополя от 21 декабря 2015 года N15/88-э утверждены тарифы на электрическую энергию, реализуемую населению и потребителям, приравненным к категории население города Севастополя, с 1 января по 30 июня 2016 г. и с 1 июля по 31 декабря 2016 г.
При этом тарифы установлены с дифференциацией по объемам потребления: до 150 кВт/ч, от 150 до 800 кВт/ч, свыше 800 кВт/ч.
Судом установлено, не оспаривается сторонами, что губернатором города Севастополя не принималось решение о применении в г. Севастополе социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей.
Следовательно оспариваемое постановление противоречит приведенным выше нормативным правовым актам. В том числе не соответствует формам решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категорий потребителей, предусмотренным в приложениях N14 и N15 к приложению 2, утвержденному Приказом ФСТ России от 28.03.2013 г. N 313-э.
Возражения административного ответчика о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования являются необоснованными.
Согласно Перечню технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854, электроэнергетическая система г. Севастополя включена в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
Особенности ценообразования в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами установлены пунктом 78 Основ ценообразования где предусмотрено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и услуги по передаче электрической энергии в технологически изолированных территориальных энергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
По решению регулирующего органа с учетом топологии электросетевого хозяйства указанные цены (тарифы) могут устанавливаться: с дифференциацией по уровням напряжения, указанным в пункте 81(1) настоящего документа; с дифференциацией по двум уровням напряжения (объекты электросетевого хозяйства с уровнем напряжения 35 кВ и выше, объекты электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ); без дифференциации по уровням напряжения; с дифференциацией по объемам потребления и (или) по определяемым уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации группам (подгруппам) потребителей.
Таким образом Основами ценообразования предусмотрены как особенности установления регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненных к нему категорий потребителей (пункты 67, 69), так и особенности ценообразования в технологически изолированных территориальных энергетических системах, которые применяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Как указано выше, пунктами 4, 5 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных Приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э, предусмотрено установление тарифов на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненных к нему категорий потребителей с дифференциацией по объемам потребления только в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
При этом отсутствуют методические указания, утвержденные ФСТ России, которыми была бы предусмотрена возможность установления регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненных к нему категорий потребителей в технологически изолированных территориальных энергетических системах с дифференциацией по объемам потребления без соответствующего решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая изложенное, суд считает, что указанные положения, устанавливающие особенности ценообразования в технологически изолированных территориальных энергетических системах, могут применяться только с учетом особенностей ценообразования для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Поскольку в Севастополе решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 не принималось, административный ответчик был не вправе устанавливать регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей с дифференциацией по объемам потребления.
Из материалов дела следует, что административный истец является сособственником жилого дома в г.Севастополе. Вместе с ним в указанном жилом доме зарегистрированы по месту жительства и проживают члены семьи: супруга и сын.
В соответствии с пунктом 12 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614, социальная норма рассчитывается в соответствии с методикой расчета социальной нормы согласно приложению N 4 в отношении следующих групп домохозяйств: первая группа домохозяйств - с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке; вторая группа домохозяйств - с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; третья группа домохозяйств - с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; четвертая группа домохозяйств - с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; пятая группа домохозяйств - с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.
Оспариваемым постановлением Управления по тарифам города Севастополя цены (тарифы) установлены с дифференциацией по объемам потребления, но без учета групп домохозяйств.
В связи с этим заслуживают внимания приведенные в иске доводы административного истца о нарушении прав тем, что за равную цену каждое лицо его домохозяйства имеет право на получение меньшего количества электроэнергии, чем лица домохозяйств предыдущих групп.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит приведенным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права административного истца, требование, заявленное Колтуновым Е.Б. о признании его недействующим, подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Из дела следует, что оспариваемый нормативный правой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая предусмотренный Приказом ФСТ России от 28.03.2013 г. N 313-э порядок установления цен (тарифов), суд не усматривает возможности применения в настоящем деле положения части 4 статьи 216 КАС РФ об обязании органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Руководствуясь статьями 215, 216 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление Управления по тарифам города Севастополя от 21 декабря 2015 года N15/88-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население", города Севастополя на 2016 год".
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Управлением по тарифам города Севастополя в печатном издании в котором публикуются нормативные правовые акты Управления по тарифам города Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
В окончательной форме решение принято 11 мая 2016 года.
Судья В.В.Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.