НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 25 апреля 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм" ФИО4 и ФИО5, представителя Правительства Нижегородской области ФИО6, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм" о признании недействующими со дня принятия пунктов 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" в той мере, в которой они допускают применение указанных пунктов для целей налогообложения на 2015 год к принадлежащему на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Джи-эм" земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Джи-эм" (далее - ООО "Джи-эм") обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать пункты 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" (далее - постановление Правительства Нижегородской области от 19 октября 2015 года N669) недействующими с момента принятия оспариваемого постановления.
В обоснование заявленных требований указало, что ООО "Джи-эм" является субъектом отношений, регулируемых постановлением Правительства Нижегородской области от 19 октября 2015 года N, поскольку является плательщиком земельного налога как собственник земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
По мнению административного истца, пункты 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19 октября 2015 года N669 не соответствуют требованиям действующего законодательства. Принятие постановления Правительства Нижегородской области от 19 октября 2015 года N669 в части внесения изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" повлекло за собой изменение налоговой базы в течение налогового периода, что не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 НК РФ и противоречит пункту 5 статьи 3 НК РФ. Пункт 1 статьи 391 НК РФ не предусматривает возможность изменения налоговой базы в течение налогового периода путем переноса срока вступления в силу постановления правительства об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Также указало в административном исковом заявлении о том, что принятое постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 ухудшает положение налогоплательщика ООО "Джи-эм", что противоречит пункту 2 статьи 5 НК РФ. По состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070191:93, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", вступившим в силу 01.01.2015 года, составляла 36484524,04 рублей. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области N667/2015 определена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере рыночной стоимости 28159000 рубля по состоянию на 01.01.2013 года. Во исполнение указанного решения в государственный кадастр недвижимости 06.10.2015 года внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка. В результате принятия постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 вступление в силу постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, перенесено на 01.01.2016 года. Налоговая база стала исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года N358. Согласно данному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" рублей. ООО "Джи-эм" не смог воспользоваться предоставленным ему правом в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и уплате земельного налога в налоговом периоде 2015 года исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, что привело к увеличению земельного налога в налоговом периоде 2015 года. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Также, по мнению административного истца ООО "Джи-эм", изложенному в административном исковом заявлении, был нарушен порядок вступления в силу постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669, установленный статьей 5 НК РФ. Пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 применяется для целей налогообложения. Данным пунктом внесены изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", порождающие правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков. В связи с этим порядок его введения в действие для указанных целей должен соответствовать порядку, предусмотренному статьей 5 Налогового кодекса РФ, то есть вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление Правительства от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" официально опубликовано 22 октября 2015 года и вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Кроме того, в административном исковом заявлении указывается, что оспариваемое постановление нарушает принцип точности и определенности законодательства о налогах и сборах, что противоречит пункту 6 статьи 3 НК РФ.
При рассмотрении дела в суде административный истец ООО "Джи-эм" изменил заявленные требования, просил признать недействующими со дня принятия пункты 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" в той мере, в которой они допускают применение указанных пунктов для целей налогообложения на 2015 год к принадлежащему на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Джи-эм" земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", расположенному по адресу: "адрес".
Представители административного истца ООО "Джи-эм" ФИО4 и ФИО5 заявленные требования поддержали, просили административное исковое заявление удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнении к административному исковому заявлению.
Представитель административного ответчика Правительства Нижегородской области ФИО6 с заявленными ООО "Джи-эм" требованиями не согласилась. Указала о том, что оспариваемое в части постановление Правительство Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 принято в установленном законом порядке полномочным органом.
По мнению представителя Правительства Нижегородской области ФИО6 пункты 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" не противоречат приведенным в административном исковом заявлении нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 не является актом об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости, и, следовательно, не обеспечивает правовое регулирование земельного налога, то есть не является тем актом, в отношении которого возможно рассмотрение вопроса о применении положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, представитель административного ответчика ФИО6 указала, что согласно пункту 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", оно вступило в силу с 01 января 2015 года. Статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Указанная норма является нормой прямого действия. Поскольку постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", опубликованное 25 декабря 2014 года, в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения, подлежит применению в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то для целей налогообложения оно должно применяться с 01 января 2016 года. Поэтому пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669, устанавливающий порядок применения постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", соответствует положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статей 390 и 391 указанного Кодекса, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отношении оспариваемого пункта 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 сообщила суду о том, что данное постановление Правительства Нижегородской области не устанавливает иную кадастровую стоимость, в отличие от определенной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", и не является актом, устанавливающим кадастровую стоимость.
Пояснила суду о том, что принятие оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 было обусловлено необходимостью соблюдения требований определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы и согласованности ее с действующим правовым регулированием.
Прокурор ФИО7 полагала, что в удовлетворении административного искового заявления ООО "Джи-эм" должно быть отказано, так как оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Постановление принято Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий. Оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области не является правовым актом об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости, направлено на разъяснение порядка применения постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", в связи с чем оспариваемые пункты 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 не противоречат положениям статьи 5 НК РФ во взаимосвязи с положениями статей 390, 391 НК РФ, а также другим нормам законодательства.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления ООО "Джи-эм", заслушав в судебном заседании представителей ООО "Джи-эм" ФИО4 и ФИО5, представителя Правительства Нижегородской области ФИО6, заключение прокурора ФИО7, полагавшей, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административным истцом ООО "Джи-эм" по настоящему делу оспаривается в части постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
Данное постановление Правительства Нижегородской области опубликовано 22.10.2015 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в печатном издании газете "Нижегородские новости", N132(5695), 10.11.2015 года.
Постановление принято Правительством Нижегородской области в пределах компетенции, установленной статьями 38, 51 Устава Нижегородской области, статьи 32 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 года N129-З "О Правительстве Нижегородской области", что не оспаривается административным истцом.
Оспариваемый пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 имеет следующее содержание:
"3. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" следующие изменения:
1) пункт 7 дополнить абзацами следующего содержания:
"за исключением положений вышеуказанных постановлений в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения указанных в настоящем пункте постановлений в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат применению для определения налоговой базы по земельному налогу, исчисляемому за периоды со дня вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, указанных выше постановлений до 1 января 2016 года.";
2) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением положений настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2016 года.".
Пунктом 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 установлено, что оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Таким образом, оспариваемым пунктом 3 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 изменяется содержание пунктов 7 и 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области".
Самим постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", в том числе, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (пункт 1); утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (пункт 2); утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (пункт 3); утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (пункт 4).
В ранее действующей редакции пункт 7 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" признавал утратившими силу постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" и постановления о внесении в него изменений.
Из пояснений представителя Правительства Нижегородской области следует, что причиной принятия постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" явилось необходимость приведения указанных в нем постановлений Правительства Нижегородской области, в том числе и постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", в соответствие с положениями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" было официально опубликовано 25.12.2014 года, поэтому действие постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" и постановлений Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений признаны в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения, подлежащими применению для определения налоговой базы по земельному налогу до 01 января 2016 года. Соответственно, положения постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, признаны действующими в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
Таким образом, целью принятия постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" явилось приведение в соответствие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, ряда постановлений Правительства Нижегородской области, в том числе и постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области".
При этом суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что оспариваемые пункты 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" не противоречат действующему законодательству, в том числе и перечисленным в административном исковом заявлении нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Суд полагает, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" не является правовым актом, утверждающим кадастровую стоимость объектов недвижимости, и не обеспечивает правовое регулирование земельного налога, то есть не является тем нормативным правовым актом, в отношении которого возможно рассмотрение вопроса о применении положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Также постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 не является актом законодательства о налогах и сборах, устанавливающим новые налоги и (или) сборы, повышающим налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающим или отягчающим ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Поэтому суд не может согласиться с доводами административного искового заявления о том, что оспариваемым в части постановлением Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 в нарушение пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, не предусмотренным законом способом изменена налоговая база земельного участка с кадастровым номером N93, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности ООО "Джи-эм", что привело, по мнению административного истца, к противоречию оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 пункту 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, согласно пункту 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" оно вступило в силу с 01 января 2015 года, при этом было опубликовано 25 декабря 2014 года. Статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Указанная норма является нормой прямого действия. Так как само постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения, подлежит применению в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то для целей налогообложения оно должно применяться с 01 января 2016 года. Поэтому суд не может считать, что оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" нарушает права административного истца ООО "Джи-эм" в части налогообложения земельного участка с кадастровым номером N за 2015 год.
По указанным выше основаниям суд не может согласиться и с доводами административного истца о том, что оспариваемое в части постановление нарушает принцип точности и определенности законодательства о налогах и сборах и противоречит пункту 6 статьи 3 НК РФ.
На основании части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Законных оснований для удовлетворения требований, содержащихся в административном исковом заявлении общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм", и признания недействующими со дня принятия оспариваемых пунктов 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" в той мере, в которой они допускают применение указанных пунктов для целей налогообложения на 2015 год к принадлежащему на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Джи-эм" земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм" о признании недействующими со дня принятия пунктов 3 и 7 постановления Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" в той мере, в которой они допускают применение указанных пунктов для целей налогообложения на 2015 год к принадлежащему на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Джи-эм" земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 29 апреля 2016 года.
Судья областного суда М.А. Кручинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.