Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу Анучина А.Ф. на вступившие в законную силу решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 января 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Федерального казенного учреждения " " ... "" Анучина А.Ф., "дата" года рождения, уроженца " ... ", зарегистрированного и проживающего по адресу: "адрес", ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлениями руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл N 08-06-08/15-40, 08-06-08/15-41, 08-06-08/15-42, 08-06-08/15-43, 08-06-08/15-44, 08-06-08/15-45, 08-06-08/15-46, 08-06-08/15-47, 08-06-08/15-48 от 9 октября 2015 года Анучин А.Ф., являющийся должностным лицом - начальником Федерального казенного учреждения " " ... "", признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за каждое правонарушение.
Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года дела по жалобам Анучина А.Ф. на постановления о назначении административного наказания объединены в одно производство.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 ноября 2015 года постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл N 08-06-08/15-40, 08-06-08/15-41, 08-06-08/15-42, 08-06-08/15-44, 08-06-08/15-45, 08-06-08/15-46, 08-06-08/15-47, 08-06-08/15-48 от 9 октября 2015 года о назначении Анучину А.Ф. административного наказания по статье 15.15.10 КоАП РФ отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление о назначении административного наказания N 08-06-08/15-43 от 9 октября 2015 года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл по статье 15.15.10 КоАП РФ в отношении Анучина А.Ф. отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ, Анучин А.Ф. освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 23 декабря 2015 года решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 ноября 2015 года отменено в части отмены постановлений о назначении административного наказания N 08-06-08/15-41, 08-06-08/15-42, 08-06-08/15-44, 08-06-08/15-45, 08-06-08/15-46, 08-06-08/15-47, 08-06-08/15-48 с прекращением производства по делу, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в тот же суд. В части отмены постановлений должностного лица N 08-06-08/15-40, 08-06-08/15-43 решение судьи оставлено без изменения в связи с истечением двухлетнего срока давности привлечения к административной ответственности.
При новом рассмотрении дела решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 января 2016 года постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл N 08-06-08/15-41, 08-06-08/15-42, 08-06-08/15-44, 08-06-08/15-45, 08-06-08/15-46, 08- 06-08/15-47, 08-06-08/15-48 от 9 октября 2015 года изменены, Анучину А.Ф. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. В остальной части состоявшиеся постановления оставлены без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2016 года указанное выше решение оставлено без изменения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл
жалобе на вступившие в законную силу постановления должностного лица N 08-06-08/15-41, 08-06-08/15-42, 08-06-08/15-44, 08-06-08/15-45, 08-06-08/15-46, 08-06-08/15-47, 08-06-08/15-48, решения судей Анучин А.Ф. просит их отменить с прекращением производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения. Также в жалобе указано на то, что на момент заключения государственных контактов до Учреждения как до получателя средств федерального бюджета не были доведены утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств, что исключает возможность превышения лимитов бюджетных обязательств.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела "N" Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, материалы дел N 08-06-08/15-41, 08-06-08/15-42, 08-06-08/15-44, 08-06-08/15-45, 08-06-08/15-46, 08-06-08/15-47, 08-06-08/15-48, поступивших в Верховный Суд Республики Марий Эл 30 марта 2016 года, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дел следует, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл проводилась плановая выездная проверка отдельных вопросов в ФКУ " ... " (акт от 22 сентября 2015 года), в ходе которой установлено нарушение ФКУ " ... " пункта 5 статьи 161 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Исходя из приведенных правовых норм, отсутствие на момент заключения договора доведенных лимитов бюджетных обязательств у получателя бюджетных средств является препятствием к принятию бюджетных обязательств (к заключению договоров) в любом размере. Таким образом, заключение договоров при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств является нарушением порядка принятия бюджетных обязательств.
Должностным лицом и судьями установлено, что проверкой выявлено нарушение приведенных выше положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в принятии ФКУ " ... " при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств бюджетных обязательств на 2014 год по коду 320-0305-4230049-244-223 "Коммунальные услуги":
с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 67 000 рублей 02 копейки: заключен государственный контракт от 31 декабря 2013 года "N" с МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" МО "Город Йошкар-Ола" на подачу теплоснабжения (постановление N 08-06-08/15-41);
с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 190 000 рублей: заключен государственный контракт от 31 декабря 2013 года "N" с ОАО "Мариэнергосбыт" на оказание услуг по передаче электрической энергии (постановление N 08-06-08/15-42);
с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 66 000 рублей: заключен государственный контракт от 31 декабря 2013 года "N" с ООО "Марикоммунэнерго" на подачу тепловой энергии в виде горячей воды (постановление N 08-06-08/15-44);
с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 27 692 рубля 61 копейка: заключен договор от 31 декабря 2013 года "N" с ООО "Сантехремонт" на отпуск тепловой энергии (постановление N 08-06-08/15-45);
с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 50 808 рублей 62 копейки: заключен договор от 31 декабря 2013 года "N" с ООО "Тепложилсервис" на предоставление коммунальных услуг (постановление N 08-06-08/15-46);
с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 21 538 рублей 69 копеек: заключен договор от 31 декабря 2013 года "N" с Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" "Звениговские тепловые сети" на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды (постановление N 08-06-08/15-47);
с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 29 820 рублей 73 копейки: заключен договор от 31 декабря 2013 года "N" с Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-Восточные тепловые сети" на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды (постановление N 08-06-08/15-48).
Данные договоры заключены начальником ФКУ " ... " Анучиным А.Ф.
Из материалов дела следует, что Анучин А.Ф. назначен на должность начальника ФКУ " ... " с "дата", что подтверждается выпиской из приказа от "дата" "N".
Согласно Уставу ФКУ " ... ", утвержденному Приказом ФСИН России от 30 мая 2011 года "N", Учреждение является самостоятельным юридическим лицом, управление учреждением осуществляет начальник, который несет персональную ответственность за деятельность учреждения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые согласуются между собой, допустимость и достоверность их сомнений не вызывает, они оценены должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл и судьями в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки указанных доказательств не имеется.
Таким образом, правильно установив все элементы состава правонарушения, должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл пришло к законному и обоснованному выводу о наличии в действиях Анучина А.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, с чем согласились судьи при рассмотрении жалоб на постановления об административном правонарушении.
Изучение жалобы показало, что должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл, судьями обоснованно отклонен довод о малозначительности совершенного административного правонарушения.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В действиях, направленных на нарушение порядка принятия бюджетных обязательств признаков малозначительности не содержится, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание, назначенное правонарушителю, является минимальным в пределах санкции статьи 15.15.10 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судебные постановления являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 января 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Федерального казенного учреждения " " ... "" Анучина А.Ф., оставить без изменения, жалобу Анучина А.Ф. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.