Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Шнытко С.М., Коженовой Т.В.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии истца Барановой Н.П., ее представителя Цыганковой Т.А., Главы муниципального образования Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области Яскина А.Г., представителя администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области Березиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Главы муниципального образования Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области на решение Демидовского районного суда Смоленской области от 9 февраля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения Главы муниципального образования Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области Яскина А.Г., представителя администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области Березиной Е.В., истца Барановой Н.П., ее представителя Цыганковой Т.А.,
установила:
Баранова Н.П. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области (далее - Администрация) о взыскании компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий "данные изъяты", компенсации морального вреда и процентов за пользование чужими денежными средствами, указав, что с 15.11.2013г. по 22.09.2015г. занимала должность "данные изъяты". Поскольку в соответствии с решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 22.09.2015г. N8 её полномочия как "данные изъяты" были прекращены досрочно в связи с преобразованием сельских поселений, она имеет право на получение предусмотренной ст. 279 ТК РФ компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка, которая ей не выплачена при увольнении, чем ей причинены нравственные страдания, просила суд удовлетворить заявленные требования и взыскать с ответчика трехкратный средний месячный заработок в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб., проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.09.2015г. по 09.02.2016г. в размере "данные изъяты", и с 10.02.2016г. и до дня фактической выплаты.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва, который в представленных письменных возражениях, не признавая заявленные требования, сослался на то, что действующее законодательство не предусматривает компенсационных выплат "данные изъяты" при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием МО. "данные изъяты" обладает особым правовым статусом, к которому применимы специальные нормы законодательства. На "данные изъяты" не распространяются нормы ч.6 ст. 16 ФЗ от 02 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривающие назначение гражданина на должность муниципальной службы на условиях трудового договора. В силу ч.7 указанной статьи, с гражданином, поступающим на должность Главы местной Администрации, заключается контракт в порядке, установленном ФЗ от 06 октября 2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Аналогия между нормами указанного ФЗ от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ и Трудовым кодексом РФ недопустима. Применение к рассматриваемым правоотношениям норм ст. 279 ТК РФ необоснованно. Не указаны социально-правовые основания для выплаты компенсации морального вреда.
Представители Администрации и Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва иск не признали, ссылаясь на их необоснованность.
Решением Демидовского районного суда Смоленской области от 9 февраля 2016 года исковые требования Барановой Н.П. удовлетворены частично. Суд постановил:
Взыскать с Администрации муниципального образования Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области в пользу Барановой Н.П. компенсацию при досрочном расторжении контракта в размере "данные изъяты" компенсацию за нарушение сроков выплат в размере "данные изъяты" компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб., судебные расходы на представителя в размере "данные изъяты" руб., начиная с 10 февраля 2016 года компенсацию за нарушение сроков выплат, начисляемую на сумму "данные изъяты" из расчета 1/360 от ставки рефинансирования Центрального банка РФ - 8,25 %, до фактической выплаты суммы "данные изъяты"
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении требований к Совету депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва отказать.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 2 Закона Смоленской области от 28 мая 2015года N73-3 "О преобразовании муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, об установлении численности и срока полномочий депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, а также порядка избрания, полномочий и срока полномочий первых глав вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области" преобразованы по инициативе Демидовского районного Совета депутатов путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований Смоленской области, следующие муниципальные образования Демидовского района Смоленской области: Бородинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Дубровское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Жичицкое сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Закрутское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Пересудовское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Полуяновское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области и Шаповское сельское поселение Демидовского района Смоленской области во вновь образованное Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области (административный центр - деревня Титовщина).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при "данные изъяты" голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с последующими изменениями) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
С учетом приведенного, должностные лица местного самоуправления подразделяются на выборных и работающих на основании контракта (трудового договора).
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным ч.10 ст.37 указанного Федерального закона, в частности при преобразовании муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.2, 4 - 6, 6.1, 6.2, 7, 7.1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования (п.11).
В силу абз.7 ст.11 ТК РФ, на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
В силу ст.2 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 года N109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области", должность Главы Администрации муниципального образования отнесена к группе высших должностей муниципальной службы в случае замещения этой должности по контракту.
Федеральным законом от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Смоленской области от 29 ноября 2007 года N109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" не предусмотрены гарантии в виде единовременной выплаты при прекращении полномочий глав местных Администраций.
В соответствии с п.2 ст.278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Статьей 279 ТК РФ регламентировано, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п.2 ст.278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.
Из материалов дела видно, что решением Совета депутатов Пересудовского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 15 ноября 2013г. N31 Баранова Н.П. по результатам конкурса была назначена на должность "данные изъяты" с 20.11.2013г.
На основании указанного решения представительного органа 20.11.2013г. с Барановой Н.П. был заключен контракт на срок полномочий Совета депутатов Пересудовского сельского поселения, с датой начала исполнения должностных обязанностей - 20.11.2013г.
Согласно п.4.2 Контракта, Главе Администрации предоставляются гарантии в соответствии с федеральными и областными законами, Уставом.
В соответствии с положениями Устава Пересудовского сельского поселения Демидовского района Смоленской области (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) Глава Администрации организует и руководит деятельностью Администрации сельского поселения на принципах единоначалия (ч.1, ч.19 ст.28.1); полномочия Главы Администрации могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.6 ст.28.1); главе Администрации предоставляются гарантии в соответствии с федеральным и областным законодательством о муниципальной службе (ч.7 ст.28.1).
Судом установлено, что с 22.09.2015г. полномочия "данные изъяты" Барановой Н.П. досрочно прекращены решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва от 22 сентября 2015г. N8 в соответствии с п.3 ч.10и ч.11ст.37 ФЗ от 06.10.2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва от 22 сентября 2015г. N21 реорганизованы, в частности, Администрации Пересудовского сельского поселения в форме присоединения к Администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области.
Согласно расчету Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области трехкратный средний месячный заработок истца составил "данные изъяты" размер которого не оспаривается.
Поскольку истец являлась должностным лицом местного самоуправления, назначена на должность по решению представительного органа по результатам проводившегося конкурса, работала на основании контракта, руководила деятельностью "данные изъяты", суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Баранова Н.П., занимая должность муниципальной службы, являлась муниципальным служащим, на которую распространяется в силу ч.2 ст.3 ФЗ от 02 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, проанализировав нормы законодательства и учитывая, что Устав Пересудовского сельского поселения и Устав МО Титовщинское сельское поселение не содержат положений о выплате компенсации "данные изъяты", досрочно прекратившему полномочия в связи с преобразованием муниципального образования, а также принимая во внимание, что с Барановой Н.П. был расторгнут контракт досрочно при отсутствии с её стороны виновных действий (бездействия), отсутствуют специальные нормы, устанавливающие социальные гарантии, суд пришел к правильному выводу о том, что на истца распространяется действие ст.279 ТК РФ, и при досрочном расторжении контракта Администрация обязана была выплатить ей компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка.
Поскольку компенсация за досрочное расторжение контракта в день увольнения истцу не выплачена, суд правомерно взыскал Администрации МО "Титовщинское сельское поселение" Демидовского района Смоленской области в пользу Барановой Н.П. указанную компенсацию в сумме "данные изъяты" компенсацию за нарушение сроков выплат.
Установив нарушение трудовых прав истца, выразившееся в несвоевременной выплате компенсации за досрочное расторжение контракта, принимая во внимание период и размер этой выплаты, характер нарушения, а также руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд также обоснованно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
При этом доводы ответчиков о том, что в силу действующего законодательства на "данные изъяты" не распространяются нормы трудового законодательства, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку, как правильно посчитал суд, вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Трудовым кодексом РФ. Выводы суда согласуются с разъяснениями, содержащимися в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) о правомерности применения положений Трудового кодекса РФ при расторжении контракта с главой администрации.
Доводы жалобы о не распространении норм трудового законодательства на спорные правоотношения, основаны не неправильном толковании закона, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Демидовского районного суда Смоленской области от 9 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы муниципального образования Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.