Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шитиковой Т.М.,
судей - Хлебникова А.Е., Моисеевой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи на решение Духовщинского районного суда Смоленской области от 24 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения представителя Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Сергеевой Е.Р., представителя администрации МО "Духовщинский район" Смоленской области Михалкиной А.Ю., поддержавших доводы жалобы, возражения Мигно Ю.В. и ее представителя Шаблыкиной С.А. на доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Мигно Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации МО "Духовщинский район" Смоленской области и Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи о признании недействительным с момента вынесения Постановления администрации Духовщинского городского поселения Духовщинского района Смоленской области N 33 от 16.03.2006 "О выдаче ордеров, о переоформлении ордеров, об обмене квартир, о распределении освободившегося муниципального жилья" в части предоставления ей по договору социального найма квартиры ... Просила также признать недействительным с момента заключения Договор социального найма N 16 от 23.11.2015, заключенный с ней администрацией Духовщинского городского поселения Духовщинского района Смоленской области; обязать администрацию МО "Духовщинский район" Смоленской области включить ее в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении внеочередного жилья, подать заявку в Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, для приобретения и предоставления ей благоустроенного жилого помещения; обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи перечислить администрации МО "Духовщинский район" Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению ее, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; обязать администрацию МО "Духовщинский район" Смоленской области с момента осуществления финансирования предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм. При этом указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2006 году ей на состав семьи: она, муж, сын, (дата) года рождения, по договору социального найма предоставлена квартира, расположенная по адресу: ... , общей площадью 21,3 кв. м, в связи с чем на долю каждого из проживающих приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения.
В судебном заседании истец Мигно Ю.В. и ее представитель Шаблыкина С.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации МО "Духовщинский район" Смоленской области Михалкина А.Ю. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие; в письменных возражениях на иск указал о необоснованности заявленных требований.
Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации МО "Духовщинский район" Пузанова О. А. исковые требования истца поддержала.
Решением Духовщинского районного суда Смоленской области от 24.02.2016 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ (в редакции от 31.12.2005) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что Мигно (до замужества Космачева) Ю.В., (дата) года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, ее мать - ФИО. умерла (дата) ., Мигно Ю.В. воспитывалась в детских учреждениях на полном государственном обеспечении.
Постановлением администрации Духовщинского района Смоленской области от 25.01.2000 N 22 за Мигно Ю.В. закреплено внеочередное право на получение жилой площади в Духовщинском районе.
(дата) года у Мигно Ю.В. родился сын ФИО1.
Постановлением администрации Духовщинского городского поселения от 16.03.2006 Мигно Ю.В., как имеющей статус сироты, на семью вместе с мужем и сыном по договору социального найма предоставлено освободившееся муниципальное жилье по адресу: ... , общей площадью 21, 3 кв. м, где она до настоящего времени проживает с сыном.
23.11.2015 Мигно Ю.В. с сыном по договору социального найма предоставлено это жилье в бессрочное владение и пользование.
Согласно Постановлению администрации МО "Духовщинский район" от 28.01.2011 N 365, в МО "Духовщинский район" Смоленской области норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляла 15 кв. м. общей площади на одного человека, учетная норма жилого помещения - 10,5 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
По сообщениям администрации Духовщинского городского поселения от 10.11.2015 и 25.11.2015, Мигно Ю.В. в списках детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не значится.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на положения п.3 ч.4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в действующей редакции, исходил из того, что на долю каждого из зарегистрированных лиц в занимаемой истицей квартире приходится менее учетной нормы жилого помещения, в связи с чем признал иск обоснованным.
Между тем, как следует из материалов дела, Мигно Ю.В. в 2006 году предоставлено жилье как сироте, не имеющей жилья. Исходя из учетной нормы 10,5 кв.м и общей площади предоставленного жилья 21, 3 кв.м, ее нельзя признать объективно нуждающейся в жилье по названному основанию.
Уровень благоустроенности жилого помещения применительно к условиям данного населенного пункта судом по существу не исследовался, по этому основанию иск не заявлен и соответствующие доказательства о неблагоустроенности предоставленного Мигно Ю.В. жилья суду не представлены.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Такой вывод вытекал из статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), подпункта 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), установивших круг лиц, на которых распространяется данная льгота. Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), также предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета названных субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Поскольку федеральным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежали. Исключение составляли случаи, когда законодательством субъектов Российской Федерации на основании положений пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации было предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семей.
Данная позиция отражена в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013.
Учитывая изложенное, с решением суда нельзя согласиться и на основании п.п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске Мигно Ю.В. по заявленному основанию.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Духовщинского районного суда Смоленской области от 24 февраля 2016 года отменить, принять по делу новое решение об отказе Мигно Ю.В. в иске.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.