Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Шадриной Л.Е., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К. при секретаре Васильевой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития РС (Я) Федоровой Т.Д. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года, которым по иску Диденко С.А. к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда
постановлено:
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска" в предоставлении мер социальной поддержки Диденко С.А., как ветерану труда.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Горовацкой Е.В., представителя ответчика Готовцевой М.М., судебная коллегия
установила:
Диденко С.А. обратился в суд к ответчику с указанным иском, ссылаясь на то, что является ветераном труда. Обратился к ответчику с заявлением о предоставлении предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. "О ветеранах" мер социальной поддержки, как ветерану труда. Письмом от 19.11.2015 г. ему отказано в предоставлении указанных мер, как ветерану труда, в связи с отсутствием постоянной регистрации в г. Якутске. С отказом в предоставлении ему социальной поддержки не согласен, поскольку отказ нарушает его законные права. Указал, что зарегистрирован на территории РС (Я) по адресу ... сроком до 13 мая 2020 года. С 17.02.2002 года по настоящее время работает в АО " ********" в должности ... Просил признать отказ незаконным.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 04 марта 2016 года к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития РС (Я).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федорова Т.Д. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы процессуального и материального права. В обоснование жалобы указала, что суд в нарушение норм Кодекса об административном судопроизводстве рассмотрел административное исковое заявление Диденко С.А. в порядке гражданского судопроизводства.
Законом Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 г. 1160-3 N 1227-IV "О социальной поддержке ветеранов тыла и труда в Республике Саха (Якутия)" установлены меры социальной поддержки ветеранов тыла и ветеранов труда, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Финансирование расходов осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона ежемесячная денежная выплата ветеранам тыла и ветеранам труда осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия). Так, на основании п. 4 ч. 2 Правил предоставления ежемесячных денежных выплат ветеранам тыла, ветеранам труда, жертвам политических репрессий, утвержденных Постановлением Правительства РС (Я) от 21.12.2004 г. N 639, предоставление ежемесячных денежных выплат производится в органах социальной защиты и труда по месту постоянной прописки на основании заявления ветерана тыла, труда и жертвы политических репрессий, поданного в том числе в форме электронного документа. Между тем из предоставленного в суд документа, удостоверяющего личность, установлено, что истец Диденко С.А. имеет постоянную регистрацию по месту жительства (постоянная регистрация) по адресу: ... Свидетельство о регистрации по месту пребывания не дает основание к определению места жительства истца.
Истец Диденко С.А. и представитель Министерства труда и социального развития РС (Я) Федорова Т.Д. о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд пришел к выводу, что отсутствие постоянной регистрации не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, так как сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Диденко С.А. является получателем пенсии по старости с 12 ноября 2014 года (л.д. 11), ему присвоено звание "Ветеран труда", что подтверждается удостоверением N ... , выданным 29 июня 2015 года (л.д. 10).
Из справки АО " ********" N ... от 13.11.2015 года следует, что Диденко С.А. работает с 17 сентября 2002 года по настоящее время в АО " ********" в должности ... (л.д. 9). Зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ... на срок с 13 мая 2015 года по 13 мая 2020 года, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания N ... , выданным МРО УФМС России по РС (Я) в г. Якутске 13 мая 2015 года (л.д. 8).
01 июля 2015 года истец обратился в ГКУ РС (Я) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС (Я)" с заявлением о предоставлении предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. "О ветеранах" мер социальной поддержки, как ветерану труда (л.д. 12).
Письмом ГКУ РС (Я) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС (Я)" от 19 ноября 2015 года N ... истцу было отказано в назначении мер социальной поддержки, как ветерану труда, в связи с отсутствием постоянной прописки в г. Якутске (л.д. 7).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Согласно ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "О ветеранах" и Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определить направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 г. 1160-З N 1227-IV "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)" установлены меры социальной поддержки ветеранов тыла и ветеранов труда, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия), в целях реализации статей 20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного закона ежемесячная денежная выплата ветеранам тыла и ветеранам труда осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия).
Пунктом 4 раздела 2 Правил предоставления ежемесячных денежных выплат ветеранам тыла, ветеранам труда, жертвам политических репрессий и Порядка возмещения расходов за установку телефона жертвам политических репрессий, утвержденных Постановлением Правительства РС (Я) от 21.12.2004 г. N 639, предусмотрено, что предоставление ежемесячных денежных выплат производится в органах социальной защиты и труда по месту постоянной прописки на основании заявления ветерана тыла, труда и жертвы политических репрессий, поданного в том числе в форме электронного документа.
Между тем, в силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 2, 27, 71).
Статья 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержит прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Следовательно, меры социальной поддержки могут предоставляться гражданам по месту пребывания или по месту фактического их проживания на территории Республики Саха (Якутия) на период их пребывания или период фактического проживания при условии неполучения гражданами мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм закона у суда первой инстанции имелись все основания для удовлетворения требований истца.
Таким образом, довод жалобы о том, что истец не имеет права на получение мер социальной поддержки на территории Республики Саха (Якутия), поскольку не имеет постоянной прописки на данной территории, судебная коллегия признает несостоятельным.
Довод жалобы о том, суд рассмотрел административное исковое заявление Диденко С.А. в порядке гражданского судопроизводства, судебная коллегия также находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
Пунктами 1, 2 ст. 1 КАС РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела.
Из приведенных норм следует, что в порядке административного судопроизводства подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Между тем, правоотношения, на наличие которых Диденко С.А. указал в иске, связаны с отказом ему в назначении социальных выплат, то есть носят характер материального спора, который не отражает в данном случае характер публичности.
Таким образом, требования Диденко С.А. подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года по делу по иску Диденко С.А. к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.Е. Шадрина
Судьи И.К. Холмогоров
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.