ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело N 3а-48/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 мая 2016 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Батуевой А.Б.
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителя административного истца ОАО "Коммунальник" Лещенко А.Ю.
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Поповой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Коммунальник" о признании недействующим с даты принятия судебного решения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 562 от 30 ноября 2015 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2016-2018 годы" в части установления для ОАО "Коммунальник" долгосрочных тарифов с 1 июля 2016 года, размера долгосрочных параметров регулирования, утвержденных на 2016-2018 годы,
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 30 ноября 2015 года N 562 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2016-2018 годы.
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Азия-Экспресс" от 10 декабря 2015 года N 49/1 (1454).
ОАО "Коммунальник" посредством представителя по доверенности Свистун К.С. обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании указанного Приказа РСТ Забайкальского края от 30 ноября 2015 года N 562 недействующим с даты принятия судебного решения, обязании РСТ Забайкальского края установить тарифы на тепловую энергию, поставляемую указанным потребителям исходя из экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки в размере 106 199 тысяч рублей, обязании установить долгосрочные параметры регулирования, утвержденные на 2016-2018 годы для ОАО "Коммунальник", исходя из базового уровня операционных (подконтрольных) расходов 2016 года, обязании установить тарифы на 2017-2018 годы исходя из базового уровня операционных (подконтрольных) обязании РСТ Забайкальского края, обязании учесть экономически обоснованные расходы, определенные по итогам рассмотрения настоящего административного искового заявления и не учтенные в тарифах, установленных Приказом РСТ Забайкальского края от 30 ноября 2015 года N 562.
Требования административного истца мотивированы тем, что при формировании тарифов на тепловую энергию регулирующим органом - Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края при расчете необходимой валовой выручки не приняты в качестве экономически обоснованных затрат расходы на ремонт основных средств в сумме 6 983 тысячи рублей, а также величина безнадежной дебиторской задолженности в сумме 14 287 тысяч рублей, что противоречит положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 3 марта 2016 года, вступившем в законную силу 19 марта 2016 года, в принятии требований в части обязания РСТ Забайкальского края установить тарифы, параметры регулирования, иные нормативные показатели, определенные по итогам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта (пункты 2-5 административного искового заявления), отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В письменных дополнениях к административному исковому заявлению от 19 апреля 2016 года представитель ОАО "Коммунальник" по доверенности Лещенко А.Ю. скорректировал размер исключенных регулирующим органом расходов на капитальный ремонт в 2016 году до 2 456 тысяч рублей, обосновав необходимость их включения положениями пункта 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, а также наличием подтверждающих целесообразность проведения указанного ремонта документов, в том числе акта дефектации тепловых сетей N 4, протоколами по ультразвуковой толщинометрии от 8 июня 2012 года N 35-12, от 3 апреля 2012 года N 02-09, от 11 августа 2010 года N 05-10, протоколом технического совещания от 21 февраля 2013 года, ведомости планируемых работ по капитальному ремонту от 25.01.2013 года. Дополнительно представил расчет суммы безнадежной задолженности в размере 14 287 тысяч рублей, а также указал на предоставленную регулируемой организации положениями Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения возможность предоставления в регулирующий орган дополнительных предложений об установлении тарифов, обосновывающих материалов в любое время вплоть до вынесения решения органом регулирования.
В письменных дополнениях от 5 мая 2016 года представитель ОАО "Коммунальник" по доверенности Лещенко А.Ю. дополнительно указал на фактическое владение ОАО "Коммунальник" тепловыми сетями в пгт. Ясногорск ранее августа 2015 года, передаче ОАО "Коммунальник" имущества по договору аренды предприятия, а также на то обстоятельство, что отсутствие акта приема-передачи сооружения не свидетельствует о незаключенности договора аренды.
В судебном заседании представитель административного Лещенко А.Ю. позицию административного истца поддержал в полном объеме.
Представитель РСТ Забайкальского края Попова М.В. с административным исковым заявлением не согласилась, представив письменные возражения от 30 марта 2016 года, 19, 25, 28 апреля 2016 года, дополненные пояснениями, данными представителем в судебном заседании, согласно которым расходы предприятия на реконструкцию и модернизацию трубопровода, заявляемые в настоящем административном иске как расходы на капитальный ремонт, не вошли в необходимую валовую выручку в связи с непредоставлением в регулирующий орган соответствующей инвестиционной программы, что регламентировано положениями пункта 49 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения. Дополнительное соглашение к договору аренды о передаче имущества, требующего капитального ремонта, было заключено 4 августа 2015 года, то есть после истечения срока на подачу документов на установление тарифов. Заявка на включение указанной суммы в необходимую валовую выручку для расчета тарифов была подана 19 августа 2015 года. Договор аренды не оговаривает недостатки имущества, указывает на его исправность, акт приемки-передачи имущества не составлялся, в связи с чем, расходы на его капитальный ремонт нельзя признать экономически обоснованными, их должен нести собственник имущества. Расходы по сомнительным долгам были приняты в размере 2% от необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему потребителей, что является правомерным в силу положений пункта 47 постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения". Безнадежная задолженность юридических лиц, о которой ведет речь административный истец, не подлежит включению в необходимую валовую выручку при расчете тарифов в силу действующего законодательства. Кроме того, исполнительное производство о взыскании задолженности с должника на момент принятия оспариваемого решения окончено не было, должник до настоящего времени не ликвидирован. Полагает утвержденные оспариваемым приказом тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2016-2018 годы, законными и обоснованными, в удовлетворении административного иска просила отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования деятельности по установлению тарифов в указанной сфере Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, подлежат государственному регулированию в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 10.2.9 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 229, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере теплоснабжения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, методом индексации.
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением, в том числе, метода индексации установленных тарифов, осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) с применением метода индексации валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Правилами регулирования цен (тарифов) предусмотрен порядок установления тарифов регулирующим органом, согласно которому регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении цен (тарифов), состоящее из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункты 13, 15 Правил). Перечень документов, подлежащих приложению к заявлению, приведен в пункте 16 Правил.
Согласно пункту 17 Правил регулирования цен (тарифов) помимо указанных документов и материалов регулируемой организацией могут быть представлены и иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов.
Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено пунктом 30 Правил.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Коммунальник" является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является, в том числе, предоставление жилищно-коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Тепловая энергия для реализации конечным потребителям приобретается ОАО "Коммунальник" у филиала "Харанорская ГРЭС" ОАО "Интер РАО - Электрогенерация".
28 апреля 2015 года ОАО "Коммунальник" в лице генерального директора Волнобоя Е.И. обратилось в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016-2018 годы, отпускаемую ОАО "Коммунальник", в котором общество просило утвердить тарифы на тепловую энергию в заявленном им размере с разбивкой по годам, предложив избрать для расчета тарифа метод индексации, и учесть заявленный уровень затрат при формировании предложений по величине изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2016-2018 годы, приложив к заявлению обосновывающие материалы.
Приказом РСТ Забайкальского края от 12 мая 2015 года N 53/ТС открыто дело по предложению ОАО "Коммунальник" об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район", на долгосрочный период 2016-2018 гг., методом регулирования тарифов установлен метод индексации.
12 мая 2015 года ОАО "Коммунальник" сообщило регулирующему органу о присвоении обществу статуса единой теплоснабжающей организации согласно Постановлению Администрации городского поселения "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" от 6 мая 2015 года N 91. Копия постановления приобщена к обосновывающим материалам (т. 3 л.д. 60-61).
9 июня 2015 года ОАО "Коммунальник" обратилось в РСТ Забайкальского края с заявлением о включении в состав необходимой валовой выручки безнадежной дебиторской задолженности в размере 25 713,46 тысяч рублей (т. 2 л.д. 1).
Из указанной суммы включению в расчет тарифа на тепловую энергию (мощность) по предложению регулируемой организации подлежала сумма 10 458 205,69 рублей, относимая заявителем в состав безнадежной задолженности на основании решения Арбитражного суда Забайкальского края от 13 августа 2013 года по делу N А78-5138/2013 ( т. 3 л.д.51-52), а также сумма 4 556 489,19 рублей, учтенная заявителем в качестве безнадежной задолженности на основании определения Арбитражного суда Забайкальского края от 25 января 2012 года по делу N А78-9853/2011 (т. 3 л.д. 48-50). Денежные средства в сумме 728 тысяч рублей были уплачены должником в счет погашения задолженности в добровольном порядке (копии платежных поручений от 21 августа 2012 года N 130, от 30 августа 2012 года N 134, копия приходного кассового ордера от 28 февраля 2014 года N 154 - т. 3 л.д. 57-59). Общая сумма задолженности, подлежащая по предложению регулируемой организации включению в расчет необходимой валовой выручки, составила 14 286 694,88 рублей (в требованиях административного истца указанная сумма округлена до значения в 14 287 000 рублей).
При подаче заявления об установлении тарифов от 28 апреля 2015 года регулируемая организация представила договор аренды от 1 января 2006 года N 57/06, заключенный между ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Харанорская ГРЭС" (ОАО "Харанорская ГРЭС") и ОАО "Коммунальник" с дополнительными соглашениями NN 1-11.
Указанным договором собственником - ОАО "Харанорская ГРЭС", в аренду ОАО "Коммунальник" передано имущество, приведенное в приложениях N 1 и N 2 к договору аренды (т. 1 л.д. 96-102).
19 августа 2015 года ОАО "Комунальник" обратился с заявлением о включении в состав необходимой валовой выручки дополнительно к ранее представленным расчетам расходов на капитальный ремонт участка с подземной прокладкой трубопровода от ТК-43 до УТ-93 с разделением на теплоснабжение и водоснабжение на сумму 9 880,9 тысяч рублей, представив также для приобщения к обосновывающим материалам копии дополнительных соглашений к договору аренды NN 12, 13 от 4 августа 2015 года (т. 2 л.д. 18).
Дополнительным соглашением от 4 августа 2015 года N 12 в состав арендуемого имущества включены магистральные и внутриквартальные тепловые сети, в том числе трубопровод от теплового колодца N 43 (далее - ТК N 43) до теплового узла N 93 (УТ-93), на что указано в пункте 40 приложения N 1 к соглашению (т. 1 л.д. 132-135).
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 4 августа 2015 года N 13 бремя несения возникающих в связи с коммерческой эксплуатацией арендованного имущества расходов, проведения текущего и капитального ремонта, поддержания имущества в исправном техническом и эксплуатационном состоянии, отнесено на арендатора - ОАО "Коммунальник" (т. 1 л.д. 140).
30 сентября 2015 года в качестве обосновывающих материалов по виду затрат - капитальный ремонт участка с подземной прокладкой трубопровода от ТК-43 до УТ-9393 с разделением на теплоснабжение и водоснабжение, представлены локальные сметные расчеты на 2016, 2017, 2018 годы (т. 2 л.д. 19).
Согласно представленным локальным сметным расчетам сумма затрат на капитальный ремонт участка с подземной прокладкой трубопровода от ТК-43 до УТ-93 в 2016 году составит 2 455 680 рублей (т. 2 л.д. 22-26), в 2017 году - 2 312 581 рублей (т. 2 л.д. 27-31), в 2018 году - 2 213 739 рублей (т. 2 л.д. 32-36).
30 октября 2015 года ОАО "Коммунальник" в дополнение к открытым делам по установлению тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения направил копию дополнительного соглашения от 30 сентября 2015 года N 14 к договору аренды от 1 января 2016 года N 57/06, которым договор дополнен обязанностью арендатора с согласия арендодателя производить реконструкцию и модернизацию имущества (л.д. 141). В указанном письме содержится просьба учесть представленные изменения к договору аренды и расходы по реконструкции и модернизации имущества при утверждении тарифов по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в составе необходимой валовой выручки (т. 2 л.д. 37).
30 ноября 2015 года в адрес РСТ Забайкальского края направлено особое мнение регулируемой организации к представленным регулирующим органом расчетам тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на 2016 год, в числе которых выражено несогласие с невключением в состав необходимой валовой выручки безнадежной дебиторской задолженности в сумме 25 713 000 рублей, в том числе суммы 14 286 694,88 рублей, а также расходов на проведение капитального ремонта с разбивкой по годам: 2016 год - 5 298 000 рублей, 2017 год - 5 487 000 рублей, 2018 год - 5 778 000 рублей (т. 2 л.д. 15).
Специалистами РСТ Забайкальского края проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов, подготовлено экспертное заключение, соответствующее по своему содержанию требованиям пункта 29 Правил регулирования тарифов. Произведен расчет тарифов, в том числе на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые для формирования тарифов на тепловую энергию в отношении ОАО "Коммунальник" на долгосрочный период с применением метода индексации (т. 2 л.д. 150-194). Заключение содержит выводы о невозможности включения в расчет затрат на ремонт арендованных объектов, об исчислении расходов по сомнительным долгам в размере 2% от необходимой валовой выручки, а также об отсутствии правовых оснований для включения в состав необходимой валовой выручки задолженности, сформированной в связи с ликвидацией юридических лиц (т. 2 л.д. 158-160).
Вопрос об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" на 2016-2018 годы рассмотрен на заседании Правления РСТ Забайкальского края от 30 ноября 2015 года N 99 за порядковым номером 88. Заседание проведено под председательствованием руководителя РСТ Забайкальского края Праздникова В.И., в утвержденном Приказом регулирующего органа от 10 августа 2015 года N 106 персональном составе, при наличии кворума и в соответствии с порядком работы указанного коллегиального органа, утвержденном Приказом РСТ Забайкальского края от 19 сентября 2013 года N 56.
Согласно представленной в материалы административного дела выписки из протокола заседание Правления проведено с участием представителей административного истца, замечаний относительно порядка проведения заседания и состава участвующих лиц не поступало.
В этот же день, 30 ноября 2015 года, РСТ Забайкальского края на основании вышеприведенного издала оспариваемый приказ N 562, пунктом 1 которого были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" на 2016-2018 годы с календарной разбивкой согласно приложению N1.
Приказ РСТ Забайкальского края от 30 ноября 2015 года N 562 официально опубликован в официальном печатном издании Забайкальского края - краевой газете "Азия-Экспресс" N 49/1 от 10 декабря 2015 года.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта не усматривается.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что решение регулируемого органа об исключении из расчета тарифа на тепловую энергию (мощность) безнадежной дебиторской задолженности в размере 14 287 000 рублей является обоснованным.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования, относятся к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку регулируемой организации.
Статус единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения "Ясногорское" присвоен ОАО "Коммунальник" Постановлением администрации городского поселения "Ясногорское" от 6 мая 2015 года N 91 (т. 3 л.д. 61).
С учетом изложенного регулирующим органом расходы по сомнительным долгам обоснованно приняты с разбивкой по годам в размере 2 % необходимой валовой выручки за предыдущий расчетный период: 2016 год - 1 214 810 рублей, 2017 год - 1 102 470 рублей, 2018 год - 1 165 250 рублей.
Предлагаемая предприятием к включению в расчет дебиторская задолженность в общей сумме 25 713,46 тысяч рублей, имеющая отношение к расчету тарифа на тепловую энергию (мощность) в части 14 287 000 рублей, образовавшаяся в связи с вынесением Арбитражным судом Забайкальского края судебных постановлений о взыскании указанной задолженности по договорам, заключенным с ООО "Коммунальник", безнадежной признана быть не может в связи с тем, что должник - ООО "Коммунальник", до настоящего времени не признан банкротом, не ликвидирован, из Единого государственного реестра юридических лиц не исключен. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, суду не представлено доказательств того, что данная задолженность образовалась в связи с задолженностью потребителей - физических лиц. Включение в состав необходимой валовой выручки затрат, связанных с дебиторской задолженностью юридических лиц, действующим законодательством не предусмотрено.
Ссылку представителя административного истца на пункт 13 Основ ценообразования, согласно которому экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) в течение расчетного периода, подлежат включению в необходимую валовую выручку начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, следует признать несостоятельной. Данный пункт позволяет включить в необходимую валовую выручку в следующий за расчетным период только те экономически обоснованные расходы, которые подлежали включению в тариф в расчетный период. Однако норм, согласно которым суммы задолженности ООО "Коммунальник" подлежали учету при установлении тарифов в расчетный период, административным истцом не приведено.
Следует отметить, что исполнительное производство, начатое 18 августа 2015 года, по исполнительным листам, выданным на основании решения Арбитражного суда Забайкальского края от 13 августа 2013 года по делу N А78-5138/2013 и определения Арбитражного суда Забайкальского края от 25 января 2012 года по делу N А78-9853/2011, было окончено 31 декабря 2015 года, то есть после принятия РСТ Забайкальского края оспариваемого решения, а, значит, оснований полагать данную задолженность безнадежной не имелось. Тот факт, что первоначально возбужденное в 2007 году исполнительное производство по указанным исполнительным листам было окончено в 2014 году, после чего исполнительные листы повторно были направлены на исполнение в 2015 году, при установленных обстоятельствах значения не имеет.
Изложенное свидетельствует о правомерности и обоснованности исключения регулирующим органом указанных сумм из необходимой валовой выручки при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность).
Помимо указанного, судом принимается во внимание нижеследующее.
В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 4 Закона о теплоснабжении Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает (в случаях и в порядке, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы роста цен (тарифов), учитываемые при переходе к государственному регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (при переходе к новому долгосрочному периоду регулирования).
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края на 2016 - 2018 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2182-р (средний рост на все виды коммунальных услуг - 0 % на первое полугодие 2016 года, 4,2% на второе полугодие 2016 года), Постановлением Губернатора Забайкальского края от 27 ноября 2015 года N 109 (средний рост на все виды коммунальных услуг отдельно по каждому городскому, сельскому поселению - в первом полугодии 0 %, во втором полугодии - в среднем 4,2% с отклонением в 2,2%).
Согласно представленным РСТ Забайкальского края расчетам и пояснениям в судебном заседании, тарифы на коммунальные услуги в Забайкальском крае установлены с учетом предельных (максимальных) индексов роста тарифов в сфере теплоснабжения, рассчитанных в среднем по Забайкальскому краю (6,2 % во втором полугодии 2016 года).
По группе "бюджетные и прочие потребители" тарифы установлены в соответствии с пунктом 2 решения, принятого на совещании Губернатора Забайкальского края от 13 ноября 2015 года, с ростом по отношению к декабрю предыдущего календарного года в 2016 году 135 %, в 2017 и 2018 году - 106 %.
В связи с этим, включение заявляемых административным истцом затрат предприятия в необходимую валовую выручку при формировании тарифов на 2016 год не приведет к изменению тарифа на тепловую энергию (мощность) для потребителей, установленного на предельном уровне.
Что касается решения регулирующего органа об исключении из экономически обоснованных затрат ОАО "Коммунальник" по статье "расходы на ремонт основных средств" предложенной предприятием стоимости работ по подземной прокладке трубопровода от ТК-43 до УТ-93, то суд также находит его правомерным.
Как следует из объяснений сторон, обязанность арендатора производить капитальный ремонт переданного ему имущества, установлена дополнительным соглашением от 30 сентября 2015 года N 14, что соответствует части 1 статьи 616 ГК РФ.
Вместе с тем в соответствии со статьей 612 ГК РФ за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, отвечает арендодатель, за исключением случая, если такие недостатки были им оговорены при заключении договора или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды здания или сооружения, обязательство арендодателя передать здание или сооружение арендатору считается исполненным после предоставления его арендатору во владение или пользование и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (часть 1 статьи 655 ГК РФ).
Согласно пункту 1.3 договора аренды от 1 января 2006 года N 57/06 арендодатель обязан передать имущество арендатору в исправном состоянии, пригодном для его использования в производственных, потребительских, коммерческих и иных целей в соответствии с конструктивным назначением арендуемого имущества.
Материалами дела и объяснениями сторон подтверждается, что необходимость замены трубопровода была установлена собственником имущества еще в 2013 году, однако мер по ремонту участка тепловой сети им предпринято не было. Акт приемки-передачи либо иной документ о передаче трубопровода от ТК-43 до УТ-93 от арендодателя к арендатору до настоящего времени не составлялся, какого-либо документа, оговаривающего недостатки имущества и разграничивающего сферу ответственности арендодателя и арендатора, не оформлялось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований полагать обязанность по капитальному ремонту участка тепловой сети от ТК-43 до УТ-93 перешедшей к арендатору, не имеется.
То обстоятельство, что фактически данный участок находится в ведении ОАО "Коммунальник" с 2005 года и общество знало о его недостатках, не может свидетельствовать о том, что его затраты на капитальный ремонт имущества, не переданного ему в установленном порядке, следует признать экономически обоснованными. При этом суд полагает необходимым учесть, что в состав тарифов регулирующим органом были включены расходы на уплату арендных платежей, в том числе выплаты за амортизацию переданного в аренду имущества (т. 1 л.д. 138-139).
Закрепленная дополнительными соглашениями от 4 августа, 30 сентября 2015 года NN 13, 14 к договору аренды обязанность арендатора нести возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией арендованного имущества расходы, производить текущий и капитальный ремонт, поддерживать имущество в исправном техническом и эксплуатационном состоянии, с согласия арендодателя производить реконструкцию и модернизацию имущества сама по себе не является безусловным основанием для включения регулирующим органом любых из перечисленных затрат предприятия в расчет тарифа.
Ссылки представителей административного истца на имеющую место в рассматриваемом случае фактическую аренду им предприятия в целом, как состава имущественного комплекса, используемого ОАО "Коммунальник" для поставки тепловой энергии до конечных потребителей, не могут быть приняты во внимание по причине несоблюдения формы договора аренды предприятия и порядка его заключения, предусмотренных статями 656, 658 ГК РФ.
Также следует отметить, что в материалы дела представлены документы, опровергающие доводы об отнесении затрат на подземную прокладку трубопровода от ТК-43 до УТ-93 к расходам на капитальный ремонт.
Так, из акта дефектации N 4, протокола технического совещания от 21 февраля 2013 года, ведомости планируемых работ от 25 января 2013 года, локальных сметных расчетов подземной прокладки трубопровода от ТК-43 до УТ-93 следует, что трубопровод нуждается в его полной замене на новый с подземной прокладкой труб без лотков, что свидетельствует о планировании проведения работ, влекущих неотделимое улучшение арендованного имущества (т. 3 л.д. 31-36).
В обращении в РСТ Забайкальского края от 30 октября 2015 года ОАО "Коммунальник" направил копию дополнительного соглашения от 30 сентября 2015 года N 14 к договору аренды от 1 января 2016 года N 57/06 с просьбой учесть представленные изменения к договору аренды и расходы по реконструкции и модернизации имущества при утверждении тарифов в составе необходимой валовой выручки (т. 2 л.д. 37).
Согласно объяснениям сторон и представленной в материалы дела переписке ОАО "Коммунальник" с Администрацией городского поселения "Ясногорское" по вопросу согласования инвестиционной программы расходы на ремонт участка тепловых сетей от ТК-43 до УТ-93 путем его полной замены были включены ОАО "Коммунальник" в указанную программу в качестве инвестиционного мероприятия (т. 2 л.д.228-230).
Расходы по реконструкции и модернизации, являющиеся капитальными вложениями (инвестициями), в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации. Указанные расходы в составе иных, относимых на прибыль после налогообложения, определяются в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и не превышают 7% суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (пункты 48, 49 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении инвестиционная программа представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 410. Согласно пункту 15 данных правил в объем средств, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы, включаются все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе осуществление работ по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик.
Разработка и утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, предусмотрены и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1075 от 22 октября 2012 года.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении, подпункту 10.3.13 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края к полномочиям службы относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Процедура согласования инвестиционной программы органом местного самоуправления предусмотрена пунктами 25-27 Постановления Правительства РФ от 05 мая 2014 года N 410.
Представленная в материалы дела переписка ОАО "Коммунальник" с Администрацией городского поселения "Ясногорское" свидетельствует том, что органом местного самоуправления было отказано в согласовании инвестиционной программы, в том числе по причине того, что финансирование замены участка трубопровода от ТК-43 до УТ-93 было предусмотрено исключительно за счет роста тарифов (т. 2 л.д.228-230).
Таким образом, анализ вышеприведенных положений законодательства в контексте изложенных фактических обстоятельств административного дела позволяет отнести расходы предприятия на подземную прокладку трубопровода от ТК-43 до УТ-93 к расходам на капитальные вложения (инвестиции) и с учетом отсутствия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы признать решение регулирующего органа об их исключении из расчета тарифа обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Помимо этого, как было указано выше, тарифы в сфере теплоснабжения были установлены с учетом предельных индексов роста цен (тарифов) на коммунальные услуги в Забайкальском крае. По смыслу части 8 статьи 10 Закона о теплоснабжении решение об установлении для теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций тарифов на уровне выше установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельного максимального уровня в связи с необходимостью возмещения инвестиционных затрат допускается только при наличии инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденных в порядке, установленном правилами утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В связи с этим, повышение тарифов в сфере теплоснабжения в связи с необходимостью возмещения инвестиционных затрат возможно только в случае разработки и утверждения соответствующей инвестиционной программы, которая у предприятия отсутствовала.
Также судом принимается во внимание тот факт, что сведения о необходимости учитывать указанные затраты при расчете тарифа были направлены ОАО "Коммунальник" в РСТ Забайкальского края в сентябре 2015 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 13 Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Более того, само соглашение о передаче в аренду участка тепловой сети было заключено в августе 2015 года.
Доводов о несоответствии действующему законодательству долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на 2016-2018 годы безотносительно к установленным тарифам представителем административного истца ни в административном исковом заявлении, ни в ходе рассмотрения дела в судебном заседании высказано не было.
При таком положении, суд не находит оснований для признания недействующим с даты принятия судебного решения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 562 от 30 ноября 2015 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2016-2018 годы" в части установления для ОАО "Коммунальник" долгосрочных тарифов с 1 июля 2016 года, размера долгосрочных параметров регулирования, утвержденных на 2016-2018 годы. Требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований заявлению открытого акционерного общества "Коммунальник" о признании недействующим с даты принятия судебного решения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 562 от 30 ноября 2015 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коммунальник" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2016-2018 годы" в части установления для ОАО "Коммунальник" долгосрочных тарифов с 1 июля 2016 года, размера долгосрочных параметров регулирования, утвержденных на 2016-2018 годы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья (подпись) Т.И. Васильева
Решение в окончательной форме изготовлено 10.05.2016.
"данные изъяты"
Подлинник решения подшит в материалах административного дела N 3а-48/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.