Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Стексова В.И.,
судей Мазюты Т.Н., Моисеева К.В.
при секретаре Лаптевой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области на решение Мурашинского районного суда Кировской области от 18.02.2016 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя; уменьшен размер исполнительского сбора до 37 500 руб. 00 коп.
Заслушав доклад судьи Моисеева К.В. судебная коллегия,
установила:
ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Опаринскому району УФССП России по Кировской области С. от 27.01.2016 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. Заявление мотивировано тем, что решением суда на ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области возложена обязанность в срок до 01.10.2012 года выполнить мероприятия, направленные на приведение свинофермы в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями. 22.03.2013 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. Определением суда от 12.04.2013 года ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.04.2014 года. В дальнейшем, определением суда от 30.04.2014 года, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2014 года. По состоянию на 31.12.2014 года ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области поголовье свиней было забито и реализовано, чем выполнены ветеринарно-санитарные требования. Между тем, 27.01.2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок исполнения. Кроме того, привлечение учреждения к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о давности привлечения к административной ответственности, могло иметь место до 05.04.2013 года по нормам действующего на тот момент законодательства, предусматривающего размер исполнительского сбора для организаций 5 000 руб. 00 коп.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области - Перминов В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции.
Выслушав представителя ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области - Мурову Л.Н., поддержавшую доводы и требования апелляционной жалобы, представителя УФССП России по Кировской области - Кирилловых Н.В., полагавшую апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Мурашинского районного суда Кировской области от 15.03.2012 года на ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области возложена обязанность в срок до 01.10.2012 года на свиноферме по адресу: "адрес" установить крытый дезбарьер для обработки колес, въезжающего автотранспорта на территорию фермы; организовать санитарно-бытовые условия для обслуживающего персонала (туалет, душевую, спецодежду); реализовывать мясо только после ветринарного осмотра и оформления ветеринарно-сопроводительных документов; организовать проведение убоя животных в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами убоя скота на мясо и правилами уничтожения биологических отходов.
22.03.2013 года на основании исполнительного листа выданного в соответствии с указанным решением суда судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Опаринскому району УФССП России по Кировской области возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства получена ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области 26.03.2013 года.
В установленный судебным приставом-исполнителем срок, истекший 01.04.2013 года, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
Определением Мурашинского районного суда Кировской области от 12.04.2013 года ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области до 01.04.2014 года предоставлена отсрочка исполнения решения этого же суда от 15.03.2012 года.
Определением Мурашинского районного суда Кировской области от 30.04.2014 года ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области повторно предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2014 года.
27.01.2016 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Опаринскому району УФССП России по Кировской области С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. и установлении нового срока до 27.02.2016 года для исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительском производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Учитывая приведенные положения закона, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" устанавливает, что в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительском производстве" постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление соответствует требованиям приведенных положений Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительском производстве" в редакции Федерального закона от 27.09.2009 года N 225-ФЗ, действующей на момент истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения должником судебного решения, размер исполнительского сбора для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера составлял 5 000 руб. 00 коп.
Действующая на момент вынесения судебным приставом-исполнителем редакция названной нормы Федерального закона "Об исполнительском производстве" предусматривает для должника-организации размер исполнительского сбора в случае неисполнения им исполнительного документа неимущественного характера 50 000 руб. 00 коп.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой штрафную санкцию административного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Из изложенного следует, что на должника в рассматриваемом случае должны распространяться положения Федерального закона "Об исполнительском производстве", действующие на момент совершения им правонарушения.
Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. не могло быть признано законным.
При указанных обстоятельствах решение районного суда на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мурашинского районного суда Кировской области от 18.02.2016 года отменить, принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления ФКУ ОИК-1 УФСИН России по Кировской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Опаринскому району УФССП России по Кировской области Савушкиной О.В. от 27.01.2016 года о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб. 00 коп.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.