Кировский областной суд в составе:
судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Лаптевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" о признании незаконным решения правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 25.09.2015 N36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго", о долгосрочных параметрах регулирования" в части исключения из тарифа расходов по статье "расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива",
выслушав объяснения представителя административного истца муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" Соловьева А.В., представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам по Кировской области Вычегжанина А.В., заключение прокурора Кировской областной прокуратуры Русановой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" (далее - МУП "КЭС "Энерго") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 25.09.2015 N36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго", о долгосрочных параметрах регулирования" в части исключения из тарифа расходов по статье "расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива". В обоснование требований указало, что указанное решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 25.09.2015 N36/6-тэ-2015опубликовано 01.10.2015 в газете "Кировская правда" N89 (25525) и размещено 01.10.2015 на официальном сайте www.rstkirov.ru.Решением Региональной службы по тарифам по Кировской области из тарифа полностью исключена статья "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива" в сумме "данные изъяты" тыс. руб. и "данные изъяты" тыс. руб., заявленные МУП "КЭС "Энерго" для формирования тарифа на тепловую энергию. Истец не согласен с решением правления Региональной службы по тарифам по Кировской области в части полного исключения из тарифа расходов по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива", посколькуполное исключение из тарифа указанных расходов нарушает права истца на создание установленных законодательством нормативных запасов топлива, а также исключение расходов на приобретение резервного топлива не позволяет обеспечить надежное и безопасное теплоснабжение потребителей и не соответствует требованиям федеральных и иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N760-э. Согласно подпункту "б" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей. В соответствии с распоряжением Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Кировской области от 08.09.2015 "Об утверждении нормативов запасов топлива при производстве тепловой энергии для котельных муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области Коммунальные энергетические системы "Энерго" на 2015 год" истцу утвержден общий нормативный запас топлива, в том числе неснижаемый запас и нормативный эксплуатационный запас топлива. Административный истец приступил к выполнению уставной деятельности с 1 сентября 2015 года, припередаче котельных в хозяйственное ведение предприятию не были переданы необходимые резервные запасы топлива и на сегодняшний день отсутствуют. МУП "КЭС "Энерго" направило в Региональную службу по тарифам по Кировской области материалы для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по ее передаче и, руководствуясь Основами ценообразования, а также Методическими указаниями и утвержденными нормативами запаса топлива, включило в расходы статью "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива", состоящую из затрат на приобретение резервного топлива и пополнения его количества до нормативного, исходя из утвержденных Министерством ЖКХ Кировской области нормативов для МУП "КЭС "Энерго" на 2015 год с учетом разбивки на три года. В обоснование заявленных расходов на приобретение резервного топлива МУП "КЭС "Энерго" представлены подтверждающие расходы документы, в том числе сметы расходов на производство и передачу (продажу) тепловой энергии (методом экономически обоснованных расходов) МУП "КЭС "Энерго". Полагает, что ответчиком при утверждении тарифа на тепловую энергию не учтены вышеизложенные обстоятельства и необоснованно исключена из тарифа статья "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива".
Представитель административного истца муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" Соловьев А.В.в судебном заседании подтвердил изложенное в административном исковом заявлении, поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что административному ответчику в силу закона предоставлены достаточные полномочия по включению в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, и он в силу своей компетенции располагает всеми необходимыми сведениями для включения в тариф расходов по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива", заявленных предприятием, что подтверждается пунктами 28-31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктом 20 Правил регулирования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N1075.
Представитель административного ответчика Региональной службы по тарифам по Кировской области Вычегжанин А.В. выразил свое несогласие с изложенными доводами, указав следующее:
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основ ценообразования), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.Пунктом 31 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчете экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа (пункт 33 Основ ценообразования).В силу пункта 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основ средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с п. 44 Основ ценообразования. Согласно пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э. Таким образом, в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.Истцом заявлены расходы на приобретение резервного топлива (мазута) в размере "данные изъяты" тыс. руб. и "данные изъяты" тыс. руб. Однако МУП "КЭС "Энерго" документально подтвержден только запас (объем) топлива, но не подтверждена цена топлива, следовательно, МУП "КЭС "Энерго" документально не подтверждены фактические расходы на приобретение резервного топлива. В силу пункта 13 Основ ценообразования истец не лишен возможности представить сведения о понесенных дополнительных экономически обоснованных расходах для учета в следующем периоде регулирования, в том числе расходов, связанных с обслуживанием заемных средств.Оспариваемое решение принято Региональной службой по тарифам Кировской области в пределах ее компетенции и в соответствии с порядком по подготовке и принятию решений и работы коллегиального органа - правления Региональной службы по тарифам Кировской области, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 19.12.2014 N 47/19-пр-2014.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении").
Статья 8 указанного Федерального закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В судебном заседании установлено, что 25.09.2015 правлением Региональной службы по тарифам по Кировской области принято решение от 25.09.2015 N36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго", о долгосрочных параметрах регулирования".
В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 N 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 N 126/94 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области" постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 N 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.
Региональная служба по тарифам по Кировской области согласно пп. 1.1, 1.2 Положения о Региональной службе по тарифам по Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области N144/365 от 01.09.2008, является исполнительным органом государственной власти (органом исполнительной власти) Кировской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области государственного регулирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации и Кировской области, и контроль (надзор) за их применением в пределах компетенции. Основными задачами службы являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
Таким образом, оспариваемое МУП "КЭС "Энерго" решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области (далее - РСТ Кировской области) об установлении тарифов на тепловую энергию принято полномочным органом в пределах предоставленной компетенции субъекта Российской Федерации.
Данное решение является нормативным правовым актом, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
Решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 25.09.2015 N36/6-тэ-2015 опубликовано 01.10.2015 в газете "Кировская правда" N89 (25525), являющейся источником официального опубликования нормативных правовых актов (пункт 3.1.7 Положения о Региональной службе по тарифам по Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области N144/365 от 01.09.2008) и размещено 01.10.2015 на официальном сайте РСТ www.rstkirov.ru.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть первая); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть вторая).
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N760-э.
Правила определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования. Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанным с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163.
Согласно пункту 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.
Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в пункте 16 Правил.
Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 Правил документов и материалов, могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение (пункт 17 Правил).
Пунктом 20 Правил установлено, что в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.
Согласно пункту 26 Правил орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии с пунктом 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 29 Правил.
Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 31 Правил).
Пунктом 32 Правил установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), который должен содержать основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, в том числе протокол должен содержать основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Регламент, определяя порядок рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов), осуществляемого органами регулирования, кроме указанных выше требований, установленных Правилами, также предусматривает, что для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования (пункт 13), а также предусматривает право уполномоченных представителей регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), знакомится с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снимать копии с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) (пункт 17).
Согласно пункту 18 Регламента решение об установлении цен (тарифов) принимается на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования. Решение органа регулирования принимается по форме в соответствии с приложением N1 к Регламенту (пункт 22 Регламента).
Из приведенного выше следует, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Региональной службы по тарифам по Кировской области, с соблюдением формы и порядка его принятия и введения в действие.
Из материалов дела следует, что МУП "КЭС "Энерго" представило в Региональную службу по тарифам по Кировской области заявление об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015-2017 г.г., включив в расходы статью "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива", состоящую из затрат на приобретение резервного топлива и пополнения его количества до нормативного, исходя из утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области нормативов для МУП "КЭС "Энерго" на 2015 год с учетом разбивки на три года. В обоснование заявленных расходов на приобретение резервного топлива МУП "КЭС "Энерго" представлены:
-сметы расходов на производство и передачу тепловой энергии с указанием значений по статье "Расходы связанные с созданием нормативных запасов топлива";
- распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 08.09.2015 N 6-нз "Об утверждении нормативов запасов топлива при производстве тепловой энергии для котельных муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго" на 2015 год";
- прайс-лист от "дата" Химион МЧ на стоимость печного топлива.
К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, помимо соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Федерального закона N190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении") относятся и принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (часть 1 статьи 7 Федерального закона N190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основ ценообразования), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 31 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчете экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа (пункт 33 Основ ценообразования).
В силу пункта 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основ средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с п. 44 Основ ценообразования.
Согласно пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
Таким образом, в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.
Согласно пункту 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются данные о структуре и ценах, атакжео калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) на предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.
Оспаривая указанное решение в части исключения из тарифа расходов по статье "расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива", истец указывает на то, что в обоснование заявленных расходов на приобретение резервного топлива МУП "КЭС "Энерго" представлены подтверждающие расходы документы.
Вместе с тем, истцом заявленные расходы на приобретение резервного топлива (мазута) обоснованы только сметой расходов, распоряжением об утверждении нормативов запасов топлива и прайс-листом на стоимость печного топлива, согласно которому указанную цену необходимо дополнительно уточнять у поставщика. Следовательно, МУП "КЭС "Энерго" документально подтвержден только запас (объем) топлива, но не подтверждена цена топлива, следовательно, МУП "КЭС "Энерго" документально не подтверждены фактические расходы на приобретение резервного топлива. Соответственно заявленные расходы не могли быть учтены экспертной группой при установлении тарифов на тепловую энергию.
В силу пункта 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу пункта 13 Основ ценообразования истец не лишен возможности представить сведения о понесенных дополнительных экономически обоснованных расходах для учета в следующем периоде регулирования, в том числе расходов, связанных с созданием нормативных запасов топлива, включая обслуживание заемных средств, суд полагает возможным согласиться с позицией РСТ Кировской области об отсутствии документального подтверждения данных расходов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы заявления основаны на неверном толковании действующего законодательства, нормативных правовых актов, а также противоречат исследованным материалам дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 25.09.2015 N36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго" о долгосрочных параметрах регулирования" принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением формы и процедуры принятия решения, в оспариваемой части не противоречит ни одному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам по Кировской области.
Согласно части 1 статьи 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют основания для взыскания понесенных административным истцом расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" о признании незаконным решения правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 25.09.2015 N36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго", о долгосрочных параметрах регулирования" в части исключения из тарифа расходов по статье "расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива" - отказать.
Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам по Кировской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда Е.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.