Заместитель председателя Челябинского областного суда Каширина Е.П., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" Нефедовой Л.А. на постановление судьи Советского районного суда г.Челябинска от 17 декабря 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 24 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис",
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г.Челябинска от 17 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 24 февраля 2016 года, Общество с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (далее - ООО "СТМ-Сервис") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник ООО "СТМ-Сервис" Нефедова Л.А., действующая на основании доверенности, просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В силу ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "СТМ-Сервис", осуществляющее деятельность в Сервисном локомотивном депо "Южный Урал" по адресу: г.Челябинск, ул.Красноармейская, д. 101 и в жилой зоне по адресу : г.Челябинск, ул. Плеханова, 1, в нарушение требований ст.ст. 11, 20, 32 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года, пунктов 4.1.1, 4.2.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", пунктов 1.5, 2.4, 2.8, 4.1 СП
1.1.2193-07 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (изменения и дополнения N1 к СП 1.1.1058-01), пунктов 1.5, 2.1, 2.2, 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", не имеет проект санитарно-защитной зоны, программу производственного контроля, протоколы натурных испытаний на границе санитарно-защитной зоны.
Установленное при рассмотрении дела нарушение вышеуказанных действующих санитарных правил подтверждается представленными в дело доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "СТМ-Сервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что в действиях ООО "СТМ-Сервис" отсутствует состав административного правонарушения, что ООО "СТМ-Сервис" не является субъектом правонарушения, со ссылками на то, что у ООО "СТМ-Сервис" не возникла обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны и соответствующих программ, поскольку требования СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в новой редакции не распространяются на действующие объекты и производства, возведенные и введенные в эксплуатацию до вступления данных санитарных правил и норм в силу, соответственно они не устанавливают обязанности создания санитарно-защитных зон вокруг действующих объектов, а также указание на то, что Общество создано 08.04.2011 года, Сервисное локомотивное депо "Южный Урал", являющееся обособленным подразделением юридического лица, создано 27.11.2014 года, и что Общество не является собственником объектов, в которых осуществляется производственная деятельность Сервисного локомотивного депо "Южный Урал".
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СП 1.1.2193-07, изменения и дополнения N1 к СП 1.1.1058-01) определяют порядок
организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований, в том числе, они определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также устанавливают, что включает в себя производственный контроль (п.2.4, 4.1), предусматривают необходимость разработки программ (планов) производственного контроля и обязанность юридических лиц предоставлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.2.8).
Статья 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу пунктов 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта; обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам, обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов, обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Из материалов дела усматривается, что по обращению Б.Т.А., поступившему Президенту Российской Федерации 17.09.2015 года, в котором она сообщила, что в локомотивном депо "Южный Урал", расположенном в непосредственной близости от жилой зоны и детского сада, проводятся реостатные испытания проверки тепловых параметров дизеля, в результате которых происходит загрязнение атмосферного воздуха токсичными газами и вредными веществами, Южно-Уральским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по
железнодорожному транспорту в ООО "СТМ-Сервис" 26.10.2015 года истребованы сведения, в том числе документы, подтверждающие организацию и проведение производственного контроля за вредными и опасными факторами окружающей природной среды, проект санитарно-защитной зоны, предельно-допустимых выбросов предприятия - Сервисного ремонтного локомотивного депо "Южный Урал" и другие документы (л.д. 9-10).
29 октября 2015 года при проверке документов заместителем начальника Южно-Уральского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту установлено, что по требованию о предоставлении документов предприятием Сервисное локомотивное депо "Южный Урал" филиала Южно-Уральского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис", которое относится к 3 классу опасности, не представлены проект санитарно-защитной зоны, программа производственного контроля и протоколы натурных испытаний на границе СЗЗ (л.д.26-28).
Также 29 октября 2015 года ООО "СТМ-Сервис" дан ответ о том, что проект санитарно-защитной зоны предприятия в сервисном локомотивном депо "Южный Урал" отсутствует, поскольку при передаче на полное сервисное обслуживание ремонтное локомотивное депо "Южный Урал" не предоставило копию проекта СЗЗ, а в разработке проекта СЗЗ у ООО "СТМ-Сервис" необходимость отсутствует, так как они приняли в эксплуатацию уже действующие объекты (л.д. 22-23).
При осмотре территории ул. Плеханова в районе дома N1, проведенного по обращению Б.Т.А., 28.10.2015 года были отобраны пробы атмосферного воздуха (л.д.24-25, 31-32), в отношении которых 02.11.2015 года составлен протокол испытаний, в котором зафиксированы результаты испытаний и выявлено в атмосферном воздухе наличие вредных и загрязняющих веществ (оксид углерода, диоксид азота), которые приведены в сравнении с величинами допустимых уровней (л.д. 29-30).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что деятельность ООО "СТМ-Сервис", осуществляемая в сервисном локомотивном депо "Южный Урал", при эксплуатации объектов, на которых проводятся реостатные испытания, связана с неблагоприятным воздействием на окружающую среду. Данное предприятие имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и в силу вышеуказанных санитарных норм и правил оно должно обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, а также должно обеспечить организацию и
проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в целях чего разработать соответствующую программу. При этом, то обстоятельство, что объекты не принадлежат ООО "СТМ-Сервис" на праве собственности, а лишь переданы ему в эксплуатацию, с учетом характера осуществляемой предприятием деятельности, не исключает необходимости выполнения обществом установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами обязанностей.
В качестве одного из основных конституционных прав установлено право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст.42 Конституции РФ).
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержит императивную норму, которая устанавливает, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В этих целях органами исполнительной власти разработаны правила и процедуры, которые позволяют контролировать соблюдение данных правовых положений, в том числе, юридическими лицами, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду, и которые имеют источники выбросов, загрязняющих атмосферный воздух. Указанные нормы и правила распространяются на данные предприятия, вне зависимости от их статуса (строящиеся, реконструируемые, действующие), в силу прямого указания Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 11).
То обстоятельство, что из пункта 1.5 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 сентября 2010 года N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" исключено слово "действующие", и в новой редакции данный пункт 1.5 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 устанавливает, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не является основанием для такого толкования данного положения и иных норм, которое позволяет действующим объектам и производствам,
деятельность которых связана с воздействием на атмосферный воздух, не соблюдать их.
Иное толкование данных правовых норм лишает их правовой определенности, поскольку допускает возможность отказа от соблюдения установленных требований, в том числе о необходимости создания санитарно защитных зон для действующих предприятий, которые относятся к категориям, установленным данными правилами (раздел VII СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03),
В целом доводы защитника ООО "СТМ-Сервис" получили правильную оценку судьи областного суда при пересмотре дела, оснований для их переоценки не имеется.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении решений по делу об административном правонарушении, влекущих их отмену, не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "СТМ-Сервис" составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола вручена представителю ООО "СТМ-Сервис" в установленном законом порядке.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Постановление вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении ООО "СТМ-Сервис" административного наказания судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ также соблюдены. Наказание в виде административного штрафа назначено ООО "СТМ-Сервис" в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы защитника ООО "СТМ-Сервис" на постановление судьи районного суда судьей областного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. Все доводы жалобы защитника ООО "СТМ-Сервис" проверены в полном объеме и получили надлежащую оценку. В решении приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "СТМ-Сервис" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов судей не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда и его пересмотре судьей областного суда представитель ООО "СТМ-Сервис" принимал участие в судебных заседаниях, обосновывал позицию общества по делу. Таким образом, ООО "СТМ-Сервис" не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Советского районного суда г.Челябинска от 17 декабря 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 24 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" Нефедовой Л.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Е.П. Каширина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.