Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Циглер М.В.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
представителя административного истца Дорофеевой О.Е., действующей на основании Устава,
представителя административного ответчика Федоровой В.С., действующей на основании доверенности N12 от 21 марта 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
05 мая 2016 года
административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" о признании недействующим в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года N1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год"
УСТАНОВИЛ:
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 31 декабря 2015 года N 1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год", пунктом 3 которого установлены с 01 января 2016г. по 31 декабря 2016г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям.
Пунктом 22 таблицы 1 приложения N 3 установлена необходимая валовая выручка для территориальной сетевой организации ООО "Терра", учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области в размере 3361,30 тыс.руб. на 2016 год.
Постановление опубликовано на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru, 31 декабря 2015 года.
ООО "Кемэнерго", правопреемник ООО "Терра", обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) и просит признать недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года N1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016" в части пункта 22 таблицы 1 Приложения N3 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области" (НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области) недействующим и не соответствующим ФЗ "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 N35-Ф3, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2011 N1178 с момента принятия. Поскольку при установлении тарифов регулирующим органом необоснованно уменьшена необходимая валовая выручка, что нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Представитель административного истца Дорофеева О.Е., действующая на основании Устава и решения единственного участника ООО "Кемэнерго" (ООО "Терра") N 17 от 30 июля 2015 года, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Федорова В.С., действующая на основании доверенности N 12 от 21 марта 2016 года, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный N 3535 от 11 июля 2008 года, в судебном заседании возражала против требования административного истца, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Маслаковой О.Г., полагавшей заявленные требования, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно п.3 ст.24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года N 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Правила регулирования N 1178).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил N 1178).
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил регулирования N 1178 установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В соответствии с п.38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 5-9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний N 98-э долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.
Перечень статей затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, приведен в пункте 12 Методических указаний N 98-э.
Перечень расходов, учитываемых при расчете неподконтрольных расходов, приведен в пункте 11 Методических указаний N 98-э.
Эти показатели определяются методом экономически обоснованных расходов.
Из материалов дела следует, что для целей тарифного регулирования на 2016 год ООО "Терра" (ООО "Кемэнерго") представило в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области заявление об установлении тарифов от 30 апреля 2015г. и расчетно-обосновывающие документы, в связи с чем было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии N ОЦО/2016-37 от 11 июня 2016 г. (л.д. 30, 62).
По результатам изучения и экспертной оценки представленных материалов РЭК Кемеровской области составлено заключение о составе и объеме необходимой валовой выручки Общества на 2016 год (л.д. 62-81), на основании выводов которого, правлением РЭК Кемеровской области 31 декабря 2015 года в рамках постановления от 31 декабря 2015 года N 1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год" оспариваемым пунктом постановления для ООО "Терра" была установлена необходимая валовая выручка в размере 3361,3 тыс.руб. на 2016 год.
Оспаривая установленные регулирующим органом размеры необходимой валовой выручки, ООО "Кемэнерго" указывает на необоснованное исключение из экономически обоснованных расходов затрат на диспетчерское управление в сумме 2100 тыс.руб., оперативно-техническое обслуживание электроустановок в сумме 20302,5 тыс.руб., обслуживание приборов учета в сумме 800,75 тыс. руб., энергоаудит в сумме 1293,03 тыс.руб., а всего 24 496, 28 тыс.руб.
Суд полагает заявленные требования обоснованными частично.
Согласно таблицы 6 раздела 6 Заключения региональной энергетической комиссии Кемеровской области "О составе и объеме необходимой валовой выручки по материалам предоставленным ООО "Терра", для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год от 30 ноября 2015 года" в ходе анализа экономической обоснованности расходов Общества по передаче электрической энергии на 2016 год была произведена корректировка в сторону снижения по статье "Работы и услуги производственного характера". Техническим экспертом было предложено не включать расходы: по энергоаудиту в размере 1293,03 тыс.руб., по диспетчерскому управлению в размере 2100 тыс. руб., обслуживанию приборов учета в размере 800,75 тыс.руб., оперативно-техническому обслуживанию электрооборудования в размере 20302,5 тыс.руб., так как отсутствует ценовое обоснование работ выполняемых по договорам по оказании услуг для нужд ООО "Терра".
Выводы административного ответчика об исключении из экономически обоснованных расходов Общества расходов на проведения энергоаудита суд полагает обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" - энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 16 указанного закона установлено, что проведение энергетического обследования является обязательным, в том числе для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Первое обследование организации были обязаны провести не позднее 31 декабря 2012 года, последующие не реже чем один раз каждые пять лет.
ООО "Терра" (ООО "Кемэнерго") в материалы тарифного дела в обоснование затрат на энергоаудит не было представлено доказательств необходимости его проведения, включая сведения о том, когда в отношении используемого оборудования проводилось энергетическое обследование. Эксперт обоснованно не включил в состав необходимой валовой выручки расходы в размере 1293,03 тыс.руб. на энергоаудит.
В обоснование расходов по диспетчерскому обслуживанию, обслуживанию приборов учета, оперативно-техническому обслуживанию электрооборудования Обществом в материалы тарифного дела были представлены: расчет затрат на соответствующую услугу, протокол N7 от 10 ноября 2015 года вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в закупке на проведение открытого конкурса на право заключения договоров, на оказание услуг для ООО "Терра", три договора от 12 октября 2015 года N46/15-Т, N47/15-Т, N45/15-Т с приложениями.
Согласно показаниям представителя административного ответчика расходы по указанным статьям были не приняты, в том числе по причине нарушения процедуры проведения соответствующих закупок, что было выявлено специалистами РЭК при подготовке указанного заключения. Кроме того, стоимость услуг по договорам является завышенной, не соответствует характеру и объему работ.
Суд полагает выводы Региональной энергетической компании Кемеровской области в указанной части неправильными.
Как следует из анализа основных технико-экономических показателей Общества, изложенных в таблице 4 Экспертного заключения, объем обслуживаемых им условных единиц объектов электросетевого оборудования составляет 192,88. Штатная численность Общества - 6 человек.
Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручке, включаются расходы по оплате работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ
ООО "Терра", с целью определения средней рыночной стоимости услуг по диспетчерскому управлению электрическими сетями, по оперативному и техническому обслуживанию электроустановок, по техническому обслуживанию приборов учета, был произведен запрос котировок. Средняя цена предложений составила 2100 тыс.руб., 20302,5 тыс.руб., 800, 75 тыс.руб. соответственно (л.д. 12-23).
Согласно протокола N7 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в закупке на проведение открытого конкурса на право заключения договоров, на оказание услуг для нужд ООО "Терра" от 10 октября победителем конкурса было признано ООО "РегионЭнергосервис" (л.д. 24-29).
12 октября 2015 года между ООО "РегионЭнергосервис" и ООО "Терра" были заключены договора возмездного оказания услуг:
- N45/15-Т по техническому и оперативному обслуживанию электрических сетей (электроустановок л.д. 32-47), в приложении техническое задание, перечень сетей, годовой план-график, смета аварийного запаса материалов и запасных частей,
- N46/15-Т по диспетчерскому управлению электрическими сетями (л.д. 48-51) в приложении техническое задание, перечень сетей,
- N47/15-Т по техническому обслуживанию приборов учета электроэнергии и измерительных трансформаторов (л.д. 53-58), в приложении техническое задание, перечень приборов учета.
Указанные договора, заключенные по результатам проведенной закупки, в установленном порядке недействительными признаны не были.
Доводы административного ответчика о том, что стоимость оказываемых услуг по договорам необоснованно завышена, надлежащими доказательствами не подтверждены. Выводы эксперта, изложенные в экспертном заключении, относительно отсутствия ценовое обоснование работ, выполняемых по договорам по оказании услуг для нужд ООО "Терра", должным образом не мотивированы.
Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" - при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Согласно п. 19 "Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N1178 в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Поскольку, по мнению эксперта, необходимая и достоверная информация о действительной стоимости услуг в представленных договорах об оказании услуг отсутствовала, он был должен запросить у Общества дополнительную информацию в части дополнительного обоснования стоимости оказываемых услуг. Поскольку соответствующий запрос не был направлен, эксперт, согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N1178, руководствуясь п. 29 указанного выше Постановления, должен был включить в состав необходимой валовой выручки расходы, связанные с исполнением услуг по обслуживанию объектов электросетевого оборудования Общества, в ином обоснованном размере.
Согласно материалам дела, оказываемые с 01 января 2016 года ООО "РегионЭнергосервис" в рамках договоров от 12 октября 2015 N 45-47/15-Т, услуги документально подтверждены и направлены на осуществление регулируемого вида деятельности Общества, поэтому расходы на их оплату не могут рассматриваться как экономически необоснованные и исключение их из необходимой валовой выручке в полном объеме требованиям закона не соответствует.
Следовательно, РЭК КО не обоснованно не учла вышеуказанные расходы при расчете необходимой валовой выручки.
Таким образом, оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы ООО "Кемэнерго" (ООО "Терра"), предусмотренные ст. 23 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N35-Ф3 которая указывает, что при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении возврата капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
Руководствуясь ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года N 1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год" в части пункта 22 таблицы 1 Приложения N 3 в части установления для территориальной сетевой организации ООО "Терра" (ООО "Кемэнерго") необходимой валовой выручки в размере 3 361,3 тыс. руб. с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение принято 10 мая 2016 года.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.
N 3а-195/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Циглер М.В.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
представителя административного истца Дорофеевой О.Е., действующей на основании Устава,
представителя административного ответчика Федоровой В.С., действующей на основании доверенности N12 от 21 марта 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
05 мая 2016 года
административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" о признании недействующим в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года N1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год"
Руководствуясь ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года N 1056 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год" в части пункта 22 таблицы 1 Приложения N 3 в части установления для территориальной сетевой организации ООО "Терра" (ООО "Кемэнерго") необходимой валовой выручки в размере 3 361,3 тыс. руб. с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.