Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.
судей Дедюевой М.В., Лепиной Л.Л.
при секретаре Стакиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малышевой Л.Е. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 27 января 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Малышевой Л.Е. к администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области и администрации Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании солидарно денежной компенсации на приобретение жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Никулинской Н.Ф., судебная коллегия
установила:
Малышева Л.Е. обратилась в суд с иском к администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области с требованиями о признании незаконным решения администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района о заключении договора социального найма с ребенком-сиротой Малышевой Л.Е. по адресу: "адрес", без предварительного обследования технического состояния указанного строения; признании обязательств по предоставлению жилого помещения в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ неисполненными; обязании администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района по согласованию с администрацией Костромской области предоставить Малышевой Л.Е. жилье, соответствующее социальным и техническим нормам, предъявляемым к жилью для детей-сирот, по месту работы и фактического проживания. В обоснование требований указала, что во исполнение решения суда ей как лицу из числа детей-сирот было предоставлено жилое помещение в "адрес", не отвечающее санитарно-техническим требованиям и требованиям благоустройства, расположенное не по месту ее жительства, которым является "адрес". При этом до заключения с ней договора социального найма техническое обследование предоставляемого жилого помещения не было проведено. Впоследствии межведомственной комиссией был составлен акт обследования от 23 октября 2014 года, согласно которому износ дома составляет 65%, рекомендуется проведение ремонта предаварийных элементов для предотвращения аварийного состояния дома и проведение противопожарных мероприятий, проверки электропроводки и печи. Считая, что такое жилье не могло быть предоставлено ей как лицу из числа детей-сирот, она расторгла договор социального найма указанного жилого помещения (постановление от 31 декабря 2014 года). При этом она была исключена из списка очередности на предоставление жилья. Жильем в соответствии с законодательством РФ она в настоящее время не обеспечена. Ссылаясь на нормы ст. 40 Конституции РФ, ст. 13, 109.1, 15 ЖК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ст. 168 ГК РФ, просила удовлетворить ее исковые требования.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Постановлением Губернатора Костромской области от 27 ноября 2015 года N 220 Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области переименован в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
В судебном заседании Малышева Л.Е. уточнила исковые требования и просила взыскать с администрации Шекшемского сельского поселения и Шарьинского муниципального района в солидарном порядке компенсацию на приобретение жилья в сумме 1 602 172 руб. 88 коп.
С учетом уточнений исковых требований к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Шарьинского муниципального района Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Малышевой Л.Е.
С таким решением истец Малышева Л.Е. не согласилась.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Малышева Л.Е. просит решение суда отменить. В обоснование указывает, что в настоящее время она жильем не обеспечена. Обязательства ответчика по предоставлению ей социального жилья как лицу из числа детей-сирот считает не выполненными, поскольку ранее предоставленное ей по договору социального найма жилье согласно акту и заключению межведомственной комиссии находилось в доме со степень износа 65% и требовало ремонта предаварийных элементов. Не согласна с выводом суда о том, что при заключении договора социального найма жилья с ребенком-сиротой состав семьи учету не подлежит. Такой вывод опровергается вступившим в законную силу с 1 января 2013 года Федеральным законом N 15-ФЗ от 22 декабря 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и судебной практикой, в частности определением ВС РФ от 11 мая 2011 года N 43-г11-9. В связи с этим при определении размера денежной компенсации на приобретение специализированного жилья необходимо учитывать состав семьи. Не согласившись с рассчитанной истцом стоимостью жилья, подлежащего предоставлению, суд своих расчетов не привел. Вместе с тем, по ее мнению, сумма компенсации не может быть выдана ей наличными, а подлежит использованию администрацией района на приобретение специализированного жилого помещения в соответствии с судебным решением. Указывает, что в настоящее время в г. Шарье имеется социальное жилье, подлежащее предоставлению лицам из числа детей-сирот. Также указывает, что в решении суда неверно указаны установленные судом обстоятельства. Она просила о взыскании компенсации на приобретение жилья, а суд сделал вывод о том, что она согласия на взыскание такой компенсации не давала. На момент предоставления ей жилого помещения его техническое состояние не позволяло вселиться в него и проживать в нем, что послужило основанием для расторжения договора социального найма. Окончательно все недостатки были устранены только в 2015 году. Вывод суда о недоказанности несоответствия этого жилого помещения санитарным и техническим требованиям необоснован.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Малышевой Л.Е. администрация Шекшемского сельского поселения и администрация Шарьинского муниципального района Костромской области считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие, поскольку они о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Шарьинского районного суда от 09 декабря 2010 года на администрацию Шекшемского сельского поселения возложена обязанность предоставить Малышевой Л.Е. по договору социального найма изолированное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям поселка Шекшема Шарьинского муниципального района Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте поселка Шекшема Шарьинского муниципального района Костромской области.
18 июля 2014 года главой Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района вынесено постановление N-а о предоставлении Малышевой Л.Е. жилого помещения по договору социального найма по адресу: "адрес".
19 июля 2014 года между администрацией Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района и Малышевой Л.Е. заключено соглашение, по условиям которого после заключения договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в срок до 1 сентября 2014 года администрация обязуется выполнить следующие работы: установка электровыключателей и розеток в количестве четырех штук в данном жилом помещении; приобретение и установка автоматических пробок; ремонт входного крылечка; побелка печи; подведение к квартире водопровода после заселения квартиры Малышевой Л.Е.
19 июля 2014 года между администрацией Шекшемского сельского поселения и Малышевой Л.Е. заключен договор социального найма жилого помещения: двухкомнатной квартиры общей площадью 40,6 кв.м., в том числе жилой 22,8 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение передано нанимателю Малышевой Л.Е. по акту приема- передачи от 19 июля 2014 года.
Согласно акту межведомственной комиссии N от 23 октября 2014 года обследования жилого дома по адресу: "адрес" следует, что жилой четырехквартирный дом достиг износа 65%, но несущая способность элементов здания в целом полностью не исчерпана. Так как капитальный ремонт при таком износе деревянного строения нецелесообразен, рекомендовано провести ремонт предаварийных элементов (боковая стойка стропильной системы над кв. N), привести в порядок муниципальные жилые помещения, предотвратить пожароопасную ситуацию, сделать ревизию электропроводки (удалить скрутки), проверить печи. Закрыть слуховое окно, чтобы не попадали атмосферные осадки. Таким образом, дом не является аварийным, жилые помещения после устранения недостатков пригодны для проживания.
01 декабря 2014 года Малышева Л.Е. обратилась к главе Шекшемского сельского поселения с заявлением о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", ссылаясь на результаты обследования, проведенного межведомственной комиссией 23 октября 2014 года, несоответствие общей площади помещения, полагая, что ей должно быть предоставлено помещение площадью не менее 44 кв.м. с учетом ребенка, несоответствие коммунальных услуг нормативам, несоставление акта передачи помещения в течение 10 дней.
Постановлением главы Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района от 31 декабря 2014 года N заключенный с Малышевой Л.Е. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", расторгнут на основании заявления Малышевой Л.Е.
1 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства N в отношении администрации Шекшемского сельского поселения о возложении обязанности предоставить Малышевой Л.Е. жилое помещение в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Малышевой Л.Е. о признании обязательств по предоставлению ей жилого помещения не исполненными, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что стороной истца не представлено доказательств тому, что предоставленное Малышевой Л.Е. жилое помещение не соответствовало санитарным и техническим требованиям, норме предоставления по площади, не являлось благоустроенным применительно к условиям "адрес" муниципального района, то есть требованиям, указанным в решении Шарьинского районного суда от 09 декабря 2010 года.
При этом суд исходил из того, что заключением межведомственной комиссии N от 23 октября 2014 года жилой дом признан пригодным для проживания, это заключение Малышевой Л.Е. в судебном порядке не оспорено.
Утверждение Малышевой Л.Е. в жалобе о том, что межведомственная комиссия признала необходимым проведение капитального ремонта жилого помещения, не соответствует заключению указанной комиссии, в котором отсутствует такой вывод, а говорится о поддерживающем ремонте помещения для предотвращения приведения его в аварийное состояние. Выводы о признания помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу, предусмотренные п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, комиссия не делала.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде. Требование о признании жилого помещения непригодным для проживания не может быть разрешено в порядке искового производства (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г.).
Ответчиком администрацией Шекшемского сельского поселения представлены доказательства того, что обязательства администрации по соглашению от 19 июля 2014 года (установка электровыключателей и розеток в количестве четырех штук, приобретение и установка автоматических пробок, ремонт входного крылечка; побелка печи) были выполнены. Условие о подведении к квартире водопровода после заселения квартиры Малышевой Л.Е. не нарушало ее жилищных прав.
Постановлением главы Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области N от 1 февраля 2010 года установлено, что благоустроенными на территории Шекшемского сельского поселения являются жилые помещения, отвечающие следующим требованиям: электроснабжение, холодное водоснабжение, наличие кухни, туалета.
Предоставленное Малышевой Л.Е. жилое помещение этим требованиям соответствует.
Нельзя согласиться и с доводом жалобы о несоответствии площади предоставленного Малышевой Л.Е. жилого помещения установленным требованиям с учетом наличия у нее несовершеннолетнего ребенка.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Такой вывод вытекает из статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), подпункта 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), установивших круг лиц, на которых распространяется данная льгота.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), также предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета названных субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
Поскольку федеральным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежали.
Такой вывод содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г.
Этот вывод согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 января 2013 г. N36-О.
Разрешая требования о взыскании денежной компенсации на приобретение жилого помещения, суд также учел, что Малышевой Л.Е. заявлено требование, которое могло быть разрешено в порядке, установленном ст. 434 ГПК РФ.
Вместе с тем ранее Малышева Л.Е. обращалась в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Шарьинского районного суда от 9 декабря 2010 г. путем замены обязательства по предоставлению жилого помещения на выплату денежной компенсации. В связи с отказом Малышевой Л.Е. от этого заявления производство по нему определением от 20 июня 2014 года прекращено.
Вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда может быть поставлен до его исполнения. Однако исполнительное производство по исполнению решения Шарьинского районного суда от 9 декабря 2010 г. окончено 1 апреля 2015 года в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" благоустроенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно.
Суд признал неверным произведенный стороной истца расчет компенсации в размере 1 602 172, 88 руб. исходя из среднего арифметического значения цены одного метра квадратного общей площади квартир на первичном рынке за I, II и III квартал 2015 года по Костромской области, поскольку стоимость квадратного метра определялась истцом по Костромской области, а не в населенном пункте п. Шекшема Шарьинского муниципального района, в котором жилое помещение должно быть предоставлено Малышевой Л.Е. по решению суда.
Несогласие Малышевой Л.Е. с выводами суда относительно стоимости жилого помещения не влияют на разрешение дела, поскольку у нее отсутствует право на получение денежной компенсации стоимости жилого помещения.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 27 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малышевой Л.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.