Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Баутдинова М.Т., Дулуша В.В.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла Республики Тыва к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва о возложении обязанности установить пандусы и ограждения с поручнями у входа в отделения почтовой связи по апелляционному представлению помощника прокурора г. Кызыла Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 декабря 2015 года
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с иском (с учётом уточнения) в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России"), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва о возложении обязанности установить пандус и ограждения с поручнями у входа в отделения почтовой связи, указав, что прокуратурой г. Кызыла была проведена проверка по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа в отделения почтовой святи **. В нарушение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" oт 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, требований Свода правил СП пандусы (перила, поручни, рельсы) для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (инвалидов-колясочников), установленные на входе в помещения отделений почтовой связи по ** не соответствует требуемым нормам, в частности, не установлены поручни пандуса. Пандусов у входа в здания отделений почтовой связи по ул ** не имеется. Просит обязать ответчиков в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в соответствии с действующим Сводом правил СП 59.13330.2012 пандус и ограждения с поручнями у входа в отделения почтовой связи по **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 декабря 2015 года исковые требования заместителя прокурора г. Кызыла удовлетворены частично, на ФГУП "Почта России" возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в соответствии с действующим Сводом правил СП 59.13330.2012 пандус и ограждения с поручнями у входа в отделения почтовой связи по ** В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, помощник прокурора г. Кызыла Н.В. подала апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить и принять новое. Указывает, что по результатам проверки установлено, что отделения почтовой связи по **, не оборудованы пандусами и поручнями. Данные помещения использует ФГУП "Почта России" для оказания услуг почтовой связи, что не освобождает её от исполнения обязанности по приведению данных объектов в соответствие с установленными правилами.
В возражении представитель ответчика по доверенности - ФГУП "Почта России" И.Г. просит в удовлетворении апелляционного представления отказать, а судебное решение оставить без изменения, поскольку апелляционное представление подано за рамками срока апелляционного обжалования, нежилые помещения, расположенные по адресам: ** ФГУП "Почта России" не передавались и находятся в собственности Российской Федерации.
В возражении представитель соответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва О.В. просит в удовлетворении апелляционного представления отказать, а судебное решение оставить без изменения
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков просили в удовлетворении апелляционного представления отказать.
Прокурор Б.Б ... поддержала доводы апелляционного представления.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В статье 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 г., установлена обязанность государств - участников Конвенции принимать меры для обеспечения инвалидам возможности всесторонне участвовать во всех сферах жизни, принимать меры выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, которые должны распространяться на здания, дороги, транспорт
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, согласно которой задачами являются обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 и действующий с 01.01.2013.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединённого с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.
С учётом вышеизложенного, отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - отделениям почтовой связи, является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришёл к правильному выводу о том, что ответчиком - ФГУ "Почта России" не соблюдены требования действующего законодательства в указанной части, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
При этом возложение обязанности по установлению пандусов и ограждений с поручнями у входов в отделения почтовой связи, расположенные по **, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГУП "Почта России", поскольку указанные нежилые помещения переданы ему и принадлежат на праве хозяйственного ведения.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований в отношении возложения аналогичных обязанностей по нежилым помещениям, расположенным по **, суд первой инстанции исходил из того, что указанные помещения являются собственностью Российской Федерации, поскольку в собственность ФГУП "Почта России" не передавались. А значит, ФГУП "Почта России" правом распоряжаться ими, в том числе правом по установке пандусов и поручней, не обладает.
Из представленных документов, принятых в качестве новых доказательств в рамках установленных коллегией новых юридически-значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию, следует, что ГУ УФПС РТ на праве хозяйственного ведения владеет нежилым помещением, расположенным по **.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26.12.2005 года (дело N **) установлено, что во встроенном-пристроенном нежилом помещении по адресу: ** находилось отделение N 3 ГУ УПФС РТ на основании договора аренды производственных зданий от 01.01.1993 года. Отделение почтовой связи в жилом доме по этому адресу размещается с момента ввода его в эксплуатацию и принятия на учёт в БТИ 30.12.1997 года.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 21.12.2005 года установлено, что жилой дом по адресу: ** со встроенным помещением для почты введён в эксплуатацию и принят на учёт БТИ 20.07.1973 года. Государственное отделение почтовой связи N 5 размещается во встроенном нежилом помещении по целевому назначению с момента ввода в эксплуатацию. На момент принятия решения помещение занимало почтовое отделение связи ГУ УФПС РТ.
Представитель ответчика - ФГУП "Почта России" в судебном заседании суда апелляционной инстанции признал, что нежилые помещения по указанным адресам из ведения указанного ответчика не выбывали, непрерывно использовались в качестве почтовых отделений связи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что на ФГУП "Почта России" не лежит обязанности по установке пандусов на входах в помещения по **, поскольку данный ответчик ввиду отсутствия статуса собственника не вправе распоряжаться ими.
Наоборот, представленные доказательства свидетельствуют о том, что указанный ответчик непрерывно владел на правах хозяйственного ведения нежилыми помещениями, в которых по настоящее время размещены отделения почтовой связи, в соответствии с целевым предназначением распоряжался ими, в связи с чем на нём лежит обязанность по установке пандусом на входе.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что положения Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ" не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Само по себе оборудование лестницы, ведущей в помещение почтового отделения, пандусами и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, что соответствует объёму прав ответчика, установленных положениями ст. 294 ГК РФ.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ).
В соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения", имущество предприятия находится в федеральной собственности, отражается на его самостоятельном балансе. Право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятию. Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в порядке, установленном законодательством РФ, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены настоящим уставом.
Таким образом, ФГУП "Почта России" самостоятельно распоряжается недвижимым имуществом, закреплённым за ним на праве хозяйственного ведения в установленном законом порядке, в том числе и в части соблюдения требований ФЗ "О социальной защите прав инвалидов", в связи с чем суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что Территориальное управление Росимущества в Республике Тыва не может являться надлежащим ответчиком по заявленному иску, поскольку не является хозяйствующим субъектом.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 декабря 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России о возложении обязанности установить пандусы и ограждения с поручнями у входа в отделения почтовой связи, принять в данной части новое решение следующего содержания:
"Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в соответствии с действующим Сводом правил СП 59.13330.2012 пандус и ограждения с поручнями у входа в отделения почтовой связи в **.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.