Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Якушева П.А.,
судей Сергеевой С.М., Никулина П.Н.,
при секретаре Пурышевой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12.05.2016 гражданское дело по апелляционной жалобе истца Пасхина В.В. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 28.12.2015, которым постановлено:
Исковые требования Пасхина В. В. к администрации Александровского района об оспаривании бездействия, решения администрации Александровского района и об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации о невключении Пасхина В. В. в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета с требованием о предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения, изложенное в письменном сообщении от **** ****.
Обязать администрацию Александровского района предоставить Пасхину В. В. на семью из четырех человек жилое помещение общей площадью не менее **** кв.м, определенной с учетом вычета общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
В остальной части заявленных Пасхиным В. В. требований, отказать.
Заслушав доклад судьи Никулина П.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
**** Пасхин В.В. был поставлен в администрации г. Александрова Владимирской области на учет нуждающихся в получении жилой площади по списку уволенных с военной службы с составом семьи **** человека, как избравший местом постоянного жительства ****. Жилое помещение по месту службы в **** было сдано им ****.
**** Пасхин В.В. был уволен с военной службы в отставку по п. "а" ч. 1 ст. 49 Закона РФ "О статусе военнослужащих" в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по состоянию здоровья. На момент увольнения имел выслугу 18 лет в календарном исчислении, 21 год 6 месяцев в льготном исчислении.
С **** Пасхин В.В. исключен из списков личного состава всех видов обеспечения и направлен на учет в Александровский районный военный комиссариат Владимирской области.
**** на основании договора купли-продажи Пасхин В.В. приобрел в собственность однокомнатную квартиру общей площадью **** кв.м., расположенную по адресу: г ****.
**** по договору мены квартир Пасхин В.В. обменял названную квартиру на двухкомнатную общей площадью **** кв.м., расположенную по адресу: **** в которой зарегистрированы по месту жительства Пасхин В.В., его супруга Пасхина Т.Г., сыновья Пасхин А.В. и Пасхин М.В.
В заявлении от **** по форме согласно приложению **** к Порядку, утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области от 04.04.2011 N 279, Пасхин В.В. выразил свой выбор на получение жилого помещения в собственность бесплатно себе и членам своей семьи в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". В этом же заявлении отражено его намерение сохранить за собой принадлежащую ему на праве собственности квартиру ****.
Решением жилищной комиссии при администрации Александровского района от **** **** Пасхин В.В. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. "е" ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации /далее ЖК РФ/.
На основании решения Александровского городского суда от 01.12.2011, вступившего в законную силу 01.03.2012, Пасхин В.В. восстановлен на учете нуждающихся по списку военнослужащих с даты первоначальной постановки на учет.
В письме от **** на имя Пасхина В.В. администрация Александровского района сообщила, что он не может быть включен в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем не может быть обеспечен жильем в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ, так как им не представлено обязательство о сдаче жилого помещения, предусмотренное перечнем документов, установленным п. 8 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и стоящих на учет нуждающихся в жилье, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 04.04.2011 N 279.
Пасхин В.В. обратился с иском к администрации Александровского района и с учетом уточнений просил обязать администрацию Александровского района, на основании представленных им в 1993 году документов предоставить ему, с учетом членов его семьи: супруги - Пасхиной Т.Г., сыновей - Пасхиных А.В. и М.В., в собственность бесплатно жилое помещение площадью не менее **** кв.м, а также признать незаконным требование администрации Александровского района, изложенное в сообщении от ****, о предоставлении им обязательства о сдаче жилого помещения (л.д. ****).
В обоснование заявленных требований Пасхин В.В. указал, что содержащееся в письме администрации Александровского района от **** требование о сдаче принадлежащей ему на праве собственности квартиры является незаконным и несоответствующим требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 N 4338-1 и ч. 2 ст. 56 ЖК РФ. На момент постановки на учет для получения жилой площади в апреле 1993 года он какого-либо жилого помещения не имел и ввиду бездействия со стороны органов местного самоуправления вынужден был самостоятельно решить вопрос обеспечения семьи жильём путём приобретения квартиры за счёт собственных средств. Считал требование ответчика об отчуждении им квартиры незаконным, предполагающим его безусловную обязанность как собственника, в передаче жилого помещения муниципальному органу власти, не обладающему какими-либо правами на указанное помещение, что фактически подразумевает произвольный отказ от выполнения своих публично-правовых обязательств и нарушает его права на получение жилого помещения по праву, возникшему в 1993 году после увольнения с военной службы. Полагал, что предоставление ему ответчиком жилья должно производиться без учета наличия у него в собственности квартиры, поскольку он реализует права, имевшиеся у него на момент постановки на учет нуждающегося в жилом помещении ****, которые были восстановлены решением Александровского городского суда от 01.12.2011.
В судебном заседании Пасхин В.В. заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что вследствие неисполнения требований закона администрацией Александровского района в установленный трехмесячный срок, он был вынужден за счет собственных денежных средств приобретать себе и своей семье жильё, в котором они проживают до настоящего времени. Отметил, что увольняясь с военной службы сдал занимаемую жилую площадь в г. Владикавказ и все необходимые для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения документы в 1993 году представил ответчику.
Представитель ответчика администрации Александровского района Петрова И.Г. исковые требования не признала, указав, что Пасхин В.В. до 1998 года жильем обеспечен не был, ввиду отсутствия достаточного финансирования и обеспечения лиц, ранее поставленных на учет. Считала, что срок оспаривания им бездействия пропущен, а ссылки на законодательство 1993 года ошибочны. Отметила, что предоставление документов, как при постановке на учет, так и непосредственно перед предоставлением жилья с целью подтверждения нуждаемости, предусматривалось как ранее действовавшими, так и действующими в настоящее время нормами права. Утверждала, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих осуществлялось в порядке очередности, права истца при этом не нарушались. Сообщила, что в настоящее время Пасхин В.В. значится под N 1 нуждающихся в улучшении жилищных условий, что соответствует требованиям жилищного законодательства, в том числе действовавшего до 01.02.2005. Полагала, что для получения бесплатно квартиры площадью не менее **** кв.м, истцу надлежит осуществить безвозмездное отчуждение находящегося в собственности жилого помещения. Не оспаривала обстоятельства предоставления Пасхиным В.В. в 1993 году в полном объеме документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Указала, что с 2014 года по настоящее время Пасхин В.В. ежегодно включается в список, направляемый в Департамент строительства и архитектуры для определения размера средств федерального бюджета за счет которого может быть приобретено жилье. Полагала, что предусмотренных законом оснований, позволяющих с учетом наличия в собственности у истца квартиры предоставить ему жилое помещение площадью не менее **** кв.м не имеется.
Третье лицо Пасхин А.В. поддержал уточненные исковые требования отца Пасхина В.В.
Третьи лица Пасхина Т.Г. и Пасхин М.В., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Просили о рассмотрении дела в их отсутствии и удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что при намерении Пасхина В.В. сохранить право собственности на принадлежащую ему квартиру, администрацией будет приобретено жилое помещение исходя из норматива 18 кв.м на 1 члена семьи, за вычетом имеющейся в собственности истца площади (л.д. ****).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Пасхин В.В. со ссылкой на положения КАС РФ просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном применении судом положений приведенных им нормативных актов, без учета обстоятельств того, что предоставленное ему п. 6 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 N 4338-1 право на обеспечение жилым помещением вместе с членами семьи один раз в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета до настоящего времени не реализовано, а обязательства Российской Федерации в отношении него и членов его семьи ответчиком не исполнены. Указал, что приобретение им за счет собственных средств квартиры было обусловлено бездействием ответчика и не может повлиять на уже возникшее у него право на обеспечение жилым помещением. Полагал, что его правомочия на получение жилья существовавшие на момент постановки на учёт не могут быть отменены или изменены более поздними нормативными актами, которые не имеют обратной силы. Отметил, что применение судом положений Порядка, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской Области от 04.04.2011 N 279, было не допустимо, поскольку они признаны недействующими определением Верховного Суда Российской Федерации по делу N 86-АПГ13-13 от 25.12.2013 и противоречат федеральному законодательству. Считал, что в отношении него, как лица, принятого на учёт до 01.03.2005, не применимы положения Жилищного кодекса РФ. Указал, что ответчиком не выполняются требования законодательства и решения судов, что приводит к нарушению его прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещавшихся о слушании дела, но не прибывших в судебное заседание, что не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пункт 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (действовавшего на момент постановки истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения в 1993 году), устанавливал, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщали военнослужащим в трехмесячный срок.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 360-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 297-ФЗ, от 24.11.2014 N 360-ФЗ)
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Статьёй 15.1 названного Закона предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В определении от 17.02.2015 N 412-О Конституционный Суд РФ указал, что Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40, ч. 3), тем самым предписывает федеральному законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации, действие которых распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее (определения от 14 мая 2013 года N 692-О, N 693-О и N 694-О).
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации /далее ЖК РФ/ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Судом установлено, что Пасхин В.В. и члены его семьи зарегистрированы и проживают в принадлежащей ему на праве собственности двухкомнатной квартире общей площадью **** кв.м., расположенной по адресу: ****
Учитывая установленные по делу обстоятельства и названные выше нормы права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что заявленные Пасхиным В.В. требования о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно подлежат удовлетворению.
При этом размер общей площади подлежащего предоставлению истцу жилого помещения правомерно определен судом с учетом величины общей площади принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, что соответствует приведенным нормам закона.
Не противоречит требованиям действующего законодательства и определению Верховного Суда Российской Федерации по делу N 86-АПГ13-13 от 25.12.2013 применение судом положений постановления Губернатора Владимирской области от 04.04.2011 N 279 (в ред. от 31.12.2014), которым утвержден Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Ссылки в жалобе на нормы КАС РФ являются не состоятельными, поскольку дело было рассмотрено в порядке ГПК РФ.
Указание в жалобе на нарушение ответчиком прав Пасхина В.В. не влечёт отмены правильных выводов суда о частичном удовлетворении его иска.
Приведенное в жалобе толкование положений закона, применительно к которому Пасхин В.В. считает, что вместе с семьёй должен быть обеспечен жилым помещением без учета наличия в его собственности квартиры, является ошибочным, поскольку предоставленые истцу, как определенной категории граждан, жилищные права предполагают предусмотренные законом условия их реализации, которые направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного жилья, что соответствуют общеправовому принципу справедливости.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Доводов, основанных на правильном толковании норм законов и доказательствах, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Александровского городского суда Владимирской области от 28.12.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пасхина В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий П.А. Якушев
Судьи С.М. Сергеева
П.Н. Никулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.