СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Смирновой Н.И, Маркелова К.Б,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрела в судебном заседании 19 мая 2016 года дело по апелляционным жалобам Горбачук О.С, администрации МО МР "Усть-Вымский", ГКУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от ... года, которым
на администрацию Муниципального района "Усть-Вымский" возложена обязанность предоставить Горбачук О.С. в черте г. ... района Республики Коми на состав семьи ... человек благоустроенное применительно к условиям г.Микунь жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее ... квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, судебная коллегия
установила:
Горбачук О.С. обратилась в суд с иском к администрации МО МР "Усть-Вымский", с учетом уточненных требований, о предоставлении ей как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях договора найма специализированного жилого помещения. благоустроенного жилого помещения в г. Микунь, вне очереди, на состав семьи ... человек, общей площадью не менее ... кв.м.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании Горбачук О.С. и ее представитель Гальдульбаров Р.Г. на иске настаивали.
Администрация МО МР "Усть-Вымский" в лице представителя Козлова И.М. возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в лице ГКУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в его интересах, в рассмотрении дела участия не приняло, в письменных возражениях поддержана позиция ответчика несогласие с заявленными требованиями.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Горбачук О.С. просит решение суда изменить в части определения общей площади выделяемого жилого помещения не менее ... кв. м, считая, что общая площадь жилого помещения должна составлять не менее ... кв.м.
В апелляционных жалобах администрация МО МР "Усть-Вымский", ГБУ РК "Центр правового обеспечения"", действующее в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, просят об отмене постановленного решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело по жалобе рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом, Горбачук О.С, ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" ее мать -Горбачук А.Е. лишена родительских прав. Отец истицы записан со слов матери.
Постановлением главы администрации МО МР "Корткеросский" N ... от "Дата обезличена" за истицей сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ...
Постановлением главы сельского поселения "Пезмог" от "Дата обезличена" N ... на основании заключения межведомственной комиссии "О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания" от "Дата обезличена" N ... и акта обследования помещения от "Дата обезличена" N ... указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
"Дата обезличена" администрацией МО МР "Корткеросский" принято решение о включении Горбачук О.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
"Дата обезличена" истица окончила обучение в ГОУ НПО ПУ N ... г. ... , по окончании обучения жильем не обеспечена, постоянной регистрации не имеет, проживает в данном населенном пункте.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о безусловном праве истца на предоставление жилого помещения. Выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункт 3).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ).
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, а также органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
При таком положении доводы, приведенные в апелляционных жалобах о том, что внеочередное предоставление жилого помещения Горбачук О.С. нарушает права иных лиц, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на получение жилья, не могут быть приняты судом во внимание и послужить основанием к отмене судебного постановления.
Ссылка в жалобе Горбачук О.С. на неправомерность определенной судом площади жилого помещения в размере не менее 16 кв.м не принимается, как противоречащая закону.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст..8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Поскольку на территории МО "Усть-Вымский район" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 16 кв.м на одного человека, законных оснований для установления общей площади не менее 33 кв.м, у суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО МР "Усть-Вымский" о том, что в данном случае обязанность по предоставлению истице жилого помещения возникает у администрации МО МР "Корткеросский", по месту выявления и первичного учета, не основаны на законе, поскольку федеральным законодательством (пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ) обязанность по обеспечению жильем указанной категории лиц возложена на органы исполнительной власти по месту их жительства.
Иные доводы апелляционных жалоб на существо постановленного решения не влияют, и фактически сводятся к позиции, занятой сторонами при рассмотрении дела.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 28 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Горбачук О.С., администрации МО МР "Усть-Вымский", ГКУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ГКУ РК "Центр правового обеспечения" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.