Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Романовой И.Е.,
судей Антонова Д.А. и Гудожникова Д.Н.,
при секретаре Олиярник Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания "Ветеран труда" (ФИО)1 без учета награждения знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки".
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
В удовлетворении требования о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" с учетом знака "25 лет Уральскому управлению гидромеханизации" отказать.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы в размере "данные изъяты".".
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда". Требования мотивировал тем, что за многолетний и добросовестный труд был награжден ведомственными знаками отличия в труде "Ударник одиннадцатой пятилетки" на основании Постановления ЦК Профсоюза и Минэнерго СССР н/о (номер) от (дата) и знаком "25 лет Уральскому управлению гидромеханизации" от (дата). Решением Комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что указанные награды не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением (адрес) от (дата) (номер)- (адрес) признать отказ незаконным, обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда" и взыскать с него судебные расходы.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд постановилрешение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Не согласен с выводом суда о незаконном ограничении законодателем ХМАО-Югры определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможности присвоения этого звания. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ. Указывает на то, что в силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. В связи с чем, считает, что у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 N 103-п, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре.
Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, (дата) совместным решением президиума ЦК Профсоюза и Минэнерго СССР истец награжден знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки". (дата) (ФИО)1 вручен знак "25 лет Уральскому управлению гидромеханизации".
Комиссией Департамента социального развития ХМАО-Югры по присвоению звания "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО-Югры" (протокол (номер) от (дата)) (ФИО)1 отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что знаки "Ударник одиннадцатой
пятилетки" и "25 лет Уральскому управлению гидромеханизации" не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005г. N 103-п.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом РФ, указавшим, что Закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта РФ не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах"", несмотря на то, что субъект РФ в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты РФ не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Согласно п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки ", утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС N П-8, Госкомтруда СССР N 289 от 25 сентября 1981 г., единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки " награждаются работники предприятий и организаций союзного подчинения - совместным решением министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза или по их поручению - решением главного управления союзного подчинения (территориально расположенного в республиках и областях) и соответствующего республиканского, краевого, областного совета профсоюзов; работники предприятий и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета (при отсутствии комитета) профсоюзов (в РСФСР - совместным решением министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюза).
Ходатайства о награждении единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. В списках лиц, представляемых к награждению единым общесоюзным знаком, указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы. (пункт 3 Положения).
Таким образом, в вышеуказанный период право награждения знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе областным (краевым) советам профсоюзов.
Частично удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" является ведомственным знаком отличия в труде, и истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", как лицо, награжденное ведомственной наградой за отличия в труде.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная правовая оценка. Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 13 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Романова И.Е.
Судьи Антонов Д.А.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.