Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 апреля 2016 г. по делу N 33а-548/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Великановой А.В., Манохина В.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. с участием представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N Одинцова А.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления капитана второго ранга Журавлева ФИО8 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отменой решения жилищной комиссии этой же воинской части от 25 марта 2015 года о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения представителя должностного лица, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Журавлев проходит военную службу по контракту, заключенному до 1 января 2005 года.
Решением жилищной комиссии от 31 января 2005 года он признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма с 27 января 2005 года.
В августе 2005 года Журавлев обратился с рапортом к командованию об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после предоставления жилья в г. Москве или г. Голицыно Московской области, после чего был зачислен в распоряжение командира войсковой части N.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 17 февраля 2012 года Журавлеву предоставлена однокомнатная квартира N "адрес", общей площадью 42.2 кв.м. и этим же решением он исключен из списков очередников.
В соответствии с решением той же жилищной комиссии от 15 мая 2012 года, поскольку площадь квартиры превышала норму предоставления, вопрос о ее распределении подлежал рассмотрению повторно после урегулирования вопроса о порядке оплаты излишней площади.
В связи с подп. "д" п. 9 Положения о жилищных комиссиях в органах ФСБ, утвержденного приказом ФСБ от 1 марта 2012 года N 96, жилищное дело Журавлева для принятия решения по вопросу предоставления жилого помещения было направленно в войсковую часть N.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 17 декабря 2014 года Решетникову было предложено получить указанную квартиру в собственность с оплатой общей площади этого жилого помещения, превышающей норму его предоставления на 6,2 кв. м, с чем он согласился и 12 марта 2015 года произвел соответствующую оплату в размере 342 821 рубля 87 копеек.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 25 марта 2015 года и решением ФСБ России от 5 мая 2015 года N указанное жилое помещение было предоставлено ему в собственность
Поскольку в июле 2015 года и в сентябре 2015 года Журавлев отказался подписать акт приема-передачи распределенной квартиры, жилищной комиссией войсковой части N принято решение об отмене решения этой же жилищной комиссии от 25 марта 2015 года.
18 ноября 2015 года Журавлев обратился с рапортом об уточнении избранного места жительства и обеспечением жилым помещением в г. Москве.
Решениями жилищной комиссии войсковой части N от 30 ноября 2015 года и от 8 декабря 2015 года он признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве и ему предоставлена жилищная субсидия.
Полагая свои права нарушенными, Журавлев обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части N от 15 октября 2015 года, которым отменено решение той же жилищной комиссии от 25 марта 2015 года в части выделения ему в собственность "адрес", а также действия командира указанной воинской части, утвердившего данное решение, и обязать жилищную комиссию этой воинской части отменить указанное решение.
Кроме того, просил взыскать с войсковой части N судебные расходы, состоящие из уплаченной при обращении в суд государственной пошлины и расходов на представителя.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывает, что в период с 17 февраля 2012 года, то есть с момента распределения ему квартиры и по 15 октября 2015 года не произошло изменений его статуса, как военнослужащего, и семейного положения, однако, несмотря на исключение из списка очередников, квартира ему не предоставлена.
Указывает, что суд неправильно установилего нахождение на учете нуждающихся в жилом помещении по месту службы, то есть в городе Голицыно Московской области.
Обращает внимание на то, что им было установлено и это подтверждено независимым строительно-техническим экспертом, что распределенное жилое помещение не отвечает строительным нормам и правилам, а также санитарным правилам и нормам, поэтому подписать акт приема-передачи жилого помещения он не мог.
Указывает, что он не заявлял о непригодности для проживания предоставленного жилого помещения, а в поданных командованию документах он просил устранить строительные недостатки и после этого передать квартиру ему в собственность. От предоставленного в собственность жилого помещения он не отказывался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Соглсно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 19 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, оценка и обследование помещения в целях признания непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта РФ, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений установленным в настоящем Положении требованиям.
Как усматривается из материалов дела, Журавлев признан нуждающимся в жилом помещении с 27 января 2005 года. Решением жилищной комиссии войсковой части N от 17 декабря 2014 года ему было предложено получить в собственность однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", с оплатой общей площади этого жилого помещения, превышающей норму его предоставления. С указанным решением он согласился и 12 марта 2015 года произвел соответствующую оплату в размере 342 821 рубля 87 копеек. Между тем, Журавлев необоснованно дважды в июле 2015 года и в сентябре 2015 года отказался подписать акты приема - передачи жилого помещения, выделенного ему в собственность, чем фактически отказался от его получения, после чего жилищной комиссией войсковой части N от 15 октября 2016 года было принято решение об отмене решения этой же комиссии о выделении жилого помещения в Журавлеву в собственность. Учитывая, что Журавлев отказался от предоставленной квартиры, а в дальнейшем изъявил желание быть обеспеченным жильем в городе Москве решениями жилищной комиссии войсковой части N от 30 ноября 2015 года и от 8 декабря 2015 года он признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве и ему предоставлена жилищная субсидия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования административного истца об отмене решения жилищной комиссии от 15 октября 2016 года не подлежат удовлетворению.
Несостоятельным является довод Журавлева о невозможности подписания акта приема-передачи выделенной ему собственность квартиры ввиду обнаруженных строительных недостатков, поскольку указанное жилое помещение было введено в эксплуатацию в августе 2014 года и непригодным для проживания в порядке, предусмотренным Положением, не признавалось.
Иные доводы административного истца не могут быть признаны существенными, влекущими отмену или изменение решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311 и п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2016 года по заявлению Журавлева ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
20. 04. 2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.